Городецкая роспись деревянного браслета

Мастер-класс — деревянные расписные бусы «Городецкая роспись»

Наступило лето! А когда ещё, если не летом носить яркие, необычные украшения.

Мастер-класс — деревянные расписные бусы «Городецкая роспись»

Предлагаю вашему вниманию мастер — класс по изготовлению расписных бус.

Мастер — класс будет интересен тем, кто увлекается росписью по дереву.

Материалы которые нам понадобятся:

Деревянные бусины — 7 шт.

Ленточка 1 метр.

Кисточки колонковые №0, №05,№ 1.

Темперные краски (кадий красный темный, кобальт зеленый светлый, белила титановые, сажа газовая).

Приступаем к работе.

Писать городецкую роспись мы будем по неокрашенному дереву, чтобы была видна текстура самого дерева.

Для удобства расписывания, нанизываем бусину на палочку от шашлыка.

Карандашом наносим рисунок, цветка — розана и листочки.

Темперными красками делаем подмалёвок на бусинах.

Сажей газовой пишем разживку.

Далее прописываем оживку белилами титановыми.

Наши бусины расписаны и уже практически готовы, осталось покрыть лаком.

Покрываем наши бусины лаком, для этого подойдут нитроцеллюлозные матовые лаки, в частности, НЦ-241М, НЦ-243. Покрываем лаком в 2 — 3 этапа.

Затем берем ленточку и при помощи иголки вдеваем бусины.

Завязываем ленточку на бантик и наши бусы готовы.

Детевянные бусы сделаны вручную, очень оригинальны и эксклюзивны.

Деревянные бусы также обладают успокаивающим эффектом. Так как они сделаны из натурального материала.

Декоративное рисование «Городецкая роспись»Декоративное рисование «Городецкая роспись» Предлагаю вашему вниманию готовый силуэт расписанный в стиле городецкой росписи. Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством городецких.

Городецкая роспись. Учимся рисовать цветы.Городецкая роспись. Учимся рисовать цветы. Городецкая роспись-один из традиционных русских народных промыслов. Эту замечательную роспись трудно спутать с другой. Краски городецкой росписи.

Городецкая роспись. Учимся рисовать птицу.Городецкая роспись. Учимся рисовать птицу. .

Конспект открытого занятия в старшей группе по теме «Городецкая роспись» Цель: Продолжать знакомить с историей возникновения Городецкого промысла. Научить писать элементы росписи: цветок ромашка, листок. формировать.

Конспект занятия с детьми старшей группы по теме «Городецкая роспись» Конспект занятия Тема: Городецкая роспись Цель: познакомить с городецкой росписью Задачи: Образовательные: — учить детей расписывать.

Лепка в подготовительной к школе группе «Городецкая роспись»Лепка в подготовительной к школе группе «Городецкая роспись» В подготовительной к школе группе нашего детского сада сейчас тема недели «Народная культура и традиции». В рамках темы я провела непосредственную.

Мастер-класс для родителей «Городецкая роспись»Мастер-класс для родителей «Городецкая роспись» ГБДОУ детский сад №35 Кировского района Санкт-Петербурга Старшая группа №6 Воспитатель Соловьева А. П. Мастер-класс для родителей «Городецкая.

Мастер-класс «Расписные Пасхальные яйца»Мастер-класс «Расписные Пасхальные яйца» Близится праздник Пасха и как всегда,как мне кажется,у педагогов возникает вопрос,что бы такого интересного придумать для подделок. В этом.

Мастер-класс «Расписные вазочки из папье-маше»Мастер-класс «Расписные вазочки из папье-маше» Весна. Солнышко греет и всё оживает кругом. У всех прекрасное весеннее настроение. И мы хотим вам предложить работу,сделанную девочками из.

Тарелочка. Городецкая роспись Часть 2.Тарелочка. Городецкая роспись Часть 2. Вот такую замечательную тарелочку можно разрисовать с детьми в городецкой росписи. Предлагаю посмотреть мастер -класс. Рисуем основу «окантовки».

Городецкая роспись деревянного браслета

Деревянные браслеты с росписью являются одними из самых необычных и красивых украшений. Чаще всего они притягивают внимание нестандартным исполнением. Сегодня такие браслеты находятся на пике моды и являются желанной вещью для практически любой девушки или женщины. Конечно, можно приобрести уже готовое изделие, расписанное в том или ином стиле. Однако гораздо приятнее расписать такой браслет самостоятельно – это позволит полностью отразить авторскую задумку и создать действительно уникальную вещь. В этом мастер-классе предлагается расписать деревянный браслет в технике Городецкой росписи.

Что для этого потребуется:
1) Клей ПВА или желатин для грунтовки.
2) Мелкозернистая наждачная бумаг.
3) Акриловые краски.
4) Гуашь или темпера.
5) Кисти: круглая «белка»№1, №4 или №5, плоская «синтетика» № 5
6) Прозрачный лак для дерева
7) Деревянная заготовка браслета

Первый этап. Для начала необходимо подготовить поверхность браслета для работы. В первую очередь требуется нанести слой грунта, чтобы закрыть трещинки и вмятины, которые почти всегда имеются на заготовке из-за особенностей материала. Проще всего использовать для грунтовки клей ПВА – он есть в любом канцелярском магазине, недорого стоит и не требует дополнительной подготовки до нанесения. Однако, если хотите сделать все по проверенной веками технологии – разведите желатин по инструкции, указанной на упаковке, соблюдая при этом пропорции в 1 часть желатина к 8 частям воды. Грунт наносится при помощи плоской кисти равномерно по всей поверхности заготовки, включая внутреннюю часть. Если после нанесения остаются места, где грунта оказалось чуть больше, и он немного выступает – не торопитесь снимать лишний слой и дождитесь полного высыхания. После того, как убедитесь, что грунт полностью высох, можете взять наждачную бумагу. С ее помощью можно окончательно устранить все неровности на поверхности заготовки.

подготовить поверхность браслета

Второй этап. Теперь нужно нанести фоновый слой краски, поверх которого уже будет наноситься основная часть росписи. Выполнять эту часть работы лучше всего акриловыми красками, поскольку после высыхания они плохо растворимы в воде, а это значит, что они, не будут примешиваться при нанесении дальнейшего рисунка. Фон красится разведенной до очень жидкого состояния краской, причем делать это лучше на предварительно смоченную поверхность и крайне быстро. Если этого не сделать, останутся некрасивые разводы. Стоит отметить, что при этом фон получается полупрозрачным, но, если вам это не нравится, всегда можно добавить еще несколько таких слоев. Традиционно в Городецкой росписи фон пишется либо охрой, либо красной краской. В данном случае фоновый слой выполняется красным цветом.

нанести фоновый слой краски

Третий этап. Городецкая роспись осуществляется в несколько основных этапов. Для начала наносится основной цвет будущих элементов орнамента. Основа цветов представляет собой круг, дополненный выступами-лепестками. Листья изображаются мазками каплевидной формы. На этом этапе уже можно делать различные дополнительные декоративные элементы, а в дальнейшем – дополнить их. Все элементы росписи лучше всего выполнять круглой кисточкой из беличьей шерсти гуашью или темперой. Начинать следует с центральных объектов, переходя затем к дополнительным.

наносится основной цвет

изображаются мазками каплевидной формы

Четвертый этап. Данный этап принято назвать «тенёжкой». Он заключается в проработке части деталей элементов орнамента с использованием черной краски. Делается «тенёжка» различными способами, в зависимости от элемента. Здесь требуется внимательность и осторожность. Не стоит торопиться в процессе росписи, поскольку иначе можно допустить ошибку в положении мазка или же промахнуться. Можно пользоваться как большой кистью, так и кистью меньшего диаметра.

изображаются мазками каплевидной формы

деталей элементов орнамента

Пятый этап. Теперь самое время заняться одним из заключительных этапов – «оживкой». Для этого необходимо взять белую краску. Процесс «оживки», по своей сути, очень похож процесс исполнения «тенёжки». Назван он так, поскольку действительно оживляет орнамент, делает его более интересным и даже немного объемным. После «оживки» остается доработать только мелкие детали росписи. Они делаются тонкой кистью для того, чтобы получилось как можно более аккуратно.

деталей элементов орнамента

Городецкая роспись деревянного браслета

Шестой этап. После того, как роспись полностью готова, можно покрывать изделие лаком. Это делается для того, чтобы при носке браслета краска не смазалась или не поцарапалась. Стоит отметить, что при выборе лака нужно быть осторожнее. В первую очередь он должен быть бесцветным, иначе перекроет и обесцветит краску. Также нужно обращать внимание на то, насколько быстро и хорошо он высыхает, поскольку бывают лаки, продолжающие липнуть даже спустя несколько месяцев. Лак следует наносить мягкой кистью, дабы избежать смазывания краски. Покрывать лаком необходимо не только внешнюю часть браслета, но и внутреннюю. Как только лакировка окончательно высохнет, можно надевать и носить браслет, не опасаясь его испортить.

Городецкая роспись

Городецкая роспись

Многие из нас на уроках рисования узнали о существовании этого наивной, но такой солнечной и доброй – Городецкой росписи. На расписных досках гуляют барышни, скачут тонконогие кони, растут невиданные цветы.

Городец — город в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Он принадлежит к числу древнейших русских городов–крепостей. Городец — родина самых разнообразных промыслов. Он славился резьбой по дереву («глухая» домовая резьба), изготовлением инкрустированных мореным дубом донец (дощечка, на которую садится пряха) прялок, городецкой росписью, резными пряничными досками.

Читайте также  Как сделать листогиб из уголка и дверных петель

Возникновение городецкой росписи связано с производством деревянных прялочных донец в деревнях, расположенных вблизи Городца. Производство донец способствовало зарождению оригинального местного живописного стиля.

Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – вот пантеон образов, создаваемых при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля резных городецких донец. К вставным фигуркам коней и людей из мореного дуба прирезались детали и сопутствующие мотивы – стволы и ветки деревьев, силуэты сидящих на них птиц. Композиционно поверхность инкрустированного донца разделялась на два-три яруса. В верхнем ярусе изображали двух всадников по сторонам цветущего древа с птицей на ветвях, при корнях древа изображали собачек. Второй ярус занимала орнаментальная полоса, в нижнем ярусе размещались жанровые сюжетные мотивы.

До сих пор живут в городецких росписях композиции с конями, всадниками, древом и собачками. Разнообразны фантазии на тему прогулок кавалеров и дам, но из традиционных мотивов прочно сохраняются кони. Образ коня олицетворяет представление о красоте и силе.

В середине XIX века осуществляется переход от инкрустации донец к их росписи. Этот процесс начинается с подцветки резных донец. Мастера начинают оживлять цветом светлый тон древесины и вставки из черного дуба.

Более свободная техника росписи позволяла создавать новые сюжеты, учила красоте свободного живописного мазка, позволяющего писать без предварительного нанесения контура.

У каждого мастера были свои любимые оттенки цвета и их сочетание. При этом они использовали общие приемы для создания грамотного колорита. Городецкие мастера умели создавать равновесие красочных пятен на поверхности предмета, достигая единства колорита и завершенности росписи.

Время сложения городецкой росписи занимает около 50 лет. Складывается стиль этой росписи, рождается городецкий орнамент, в котором определяющими становятся крупные цветовые формы и пятна, скупые и лаконичные.

Кроме донец расписывали детские каталки и стульчики. Близко к стилистике расписных донец стояли росписи мочесников – лубяных коробов, в которые складывали мотки пряжи. Писали свадебные сюжеты с конями, женихами, посиделками: «пряха и кавалер за беседой», «птица на дереве», «собака у дерева».

Период 1870-1900 гг., связанный с общим бурным развитием промысловой деятельности жителей лесного Заволжья знаменуется окончательным сложением стиля городецкой росписи.

После упадка, пережитого промыслами в начале XX века и почти полного прекращения их деятельности в Первую мировую войну, возрождение было делом сложным. 1930-е годы организуются общественные художественные мастерские.

В 1951 году учреждается промысловая столярно-мебельная и художественная артель в селе Курцеве, председателем которой избирают Аристарха Коновалова, потомственного мастера городецкой росписи. Его мать и дядя, дед и прадед работали в промысле.

C 1954 года начинается производство детской мебели с городецкой росписью. В 1957 году открывается класс городецкой росписи в Семеновской профтехшколе. Очень медленно расширяется ассортимент изготавливаемых вещей, появляется знаменитый городецкий конь-качалка, начинают возрождаться сюжетные росписи. В 1960 году артель была преобразована в фабрику «Городецкой росписи», а в декабре 1965 года курцевская фабрика объединилась с городецкой мебельной фабрикой в одно предприятие, получившее общее название «Городецкая роспись». В 1969 году на фабрике создается экспериментально-творческая лаборатория, в которой начинает работать Фаина Никифоровна Касатова, в 1970 году туда же приходят А.В. Соколова и Л.Ф. Беспалова, Н.А. Столесникова. Появляются прекрасные мастерицы Л.А. Кубаткина, Т.Н. Рукина, П.Ф. Сорина, Г.Н. Тимофеева, Н.Н. Носкова. Именно с работой экспериментальной лаборатории связаны поиски в области новых сюжетных композиций.

Выбор первых работ пал на темы и композиции застолий с чаепитием у самовара. Все поиски основывались первоначально на старательном следовании приемам старых мастеров. Одновременно шел поиск типа изделий, в росписи которых целесообразно помещать сюжеты. Эта работа велась при помощи Института художественной промышленности. Наиболее оригинальной работой этих лет стало прямоугольное панно Лилии Федоровны Беспаловой «Художественный совет». В этой композиции в схему традиционного городецкого застолья вместо посуды и самовара включены художественные изделия городчан. Под руководством художников лаборатории постепенно улучшается качество работы городецких мастериц, 60 из которых начинают работать в авторской группе. Они расписывают хлебницы, декоративные настенные тарелки, полочки с комплектами поставков или разделочных досок, пирожные доски, поставки, ларцы и др.

В 1985 году шестеро художников Городца стали лауреатами Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина.

Господствующий цвет городецких росписей или ярко-желтый хром или киноварь. Они обычно являются доминантой колорита, фоном всей росписи в целом; синий, зеленый и иногда «разбеленные» тона(розовый, голубой) используются для написания узора , черный и белый – для проработки деталей .

↑ Техника выполнения городецкой росписи

Материалы: Темпера. Можно использовать гуашь с добавлением клея ПВА.

Из каждого основного цвета составляется два оттенка: один разбеленный, другой более насыщенный.

Порядок выполнения росписи:

А) Роспись выполняется прямо на деревянной основе или основа грунтуется желтым, красным, черным цветами.

Б) На выбранной для росписи разделочной доске или поверхности другого предмета тонкими линиями карандашом намечается композиция будущего узора. Главное — наметить расположение и размеры основных, самых ярких пятен — например, цветов. Это узлы композиции. Средние детали — нераспустившиеся бутоны — связывают крупные детали между собой; мелкие – веточки, листочки — дополняют тему и мало влияют на общую композицию.

В) В узлах композиции широкой кистью наносятся, как правило, пятна правильной круглой формы — основа цветка.

Г) Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти.

Вся роспись состоит из элементов: круги- подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи.

Д) Заключительный этап росписи — нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью.

Е) После высыхания темперы изделие можно покрыть бесцветным лаком.

Городецкая роспись по дереву

Городецкая роспись

Городецкая роспись — народный художественный промысел. Яркие фактурные рисунки выполняются свободным мазком с графической обводкой. Русскими мотивами украшали самые разнообразные предметы быта и декоративную атрибутику.

Содержание:

История промысла

Родина городецкой росписи – Поволжье. Жители сел Хлебаиха, Курцево, Савино, Букино и некоторых других поселков украшали прялки резьбой, а затем подкрашивали орнамент, чтобы потом продать изделия на нижегородской ярмарке. Со временем колоритные узоры полностью вытеснили резной декор, а яркие рисунки стали называть нижегородской росписью.

история городецкой росписи

Термин «городецкий узор» появился только в 1930-х гг, когда общественности стали известны работы одного из самых самоотверженных исследователей русских народных промыслов В.М. Василенко. Городец – главный рынок сбыта расписной утвари. Мастера учитывали этот факт, и на узорах отобразились быт, нравы, образы, связанный с городком. Со временем роспись стала художественным олицетворением культуры и колорита Городца и его окрестностей.

Местные умельцы искусно управлялись в резьбе по дереву. Лесные просторы позволяли мастерам использовать дешевый и доступный материал для создания своих шедевров. Расцвет промысла связан с деятельностью Петра Первого, который требовал, чтобы его военные корабли украшали резьбой и росписью. Со временем корабли передислоцировались ближе к новым завоеванным землям, а народные умельцы стали искать другие направления для применения накопленного опыта.

Расцвет городецкого промысла начался в 1870 году, когда в одну из деревень приехал иконописец Огуречников. Его цель заключалась в обновлении полотен живописи местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить новые навыки: «оживку» белками, использование сразу нескольких шаров краски, другие приемы.

Читайте также  Горбуша слабосоленая – Пошаговый рецепт засолки

Цвета городецкой росписи

цвета городецкой росписи

Для росписи использовались изначально яичные краски. На смену им пришли масленые, темперные и гуашевые составы. Красящий состав наносили на полотно большими пятнами, не формируя предварительно четких контуров.

Первоначально мастера работали на загрунтованных поверхностях. Позже, уже после второй мировой войны, в качестве основы выбирали необработанное дерево. Это позволило рисунки сделать более легкими, придавая им прозрачности.

  1. Замалевки. Для узоров в виде ягодок и цветков применяют такие цвета: охра, розовый (смешение красного и белого тонов), чистый красный, бордо (красный и черный), голубой (синий и белый), синий. Для оформления листков используют чистый зеленый цвет. Маленькие листики и завитки иногда оформляли коричневой краской.
  2. Теневка. Основные цвета теневки: черный, коричневый и синий. За счет использования глубокого черного тона, на фоне которого прорисовывали ключевые элементы орнамента, удавалось получить яркий и довольно контрастный узор. Если для теневки использовали коричневый тон, роспись получалась более легкой и нежной.
  3. Разживка. Для разживки использовали белый цвет. Желтым оттенком пользовались реже. Он был нужен только в том случае, если листьям придавались объемные акценты.

Основные цвета по номерам

цвета городецкой росписи

  1. Охра (#CC7722);
  2. Розовый (#FFC0CB);
  3. Красный (#FF0000);
  4. Голубой(#00BFFF);
  5. Синий (#964B00);
  6. Белый (#FFFFFF);
  7. Зеленый (#00FF00);
  8. Черный (#000000);
  9. Желтый (#FFFF00).

Элементы и мотивы городецкой росписи

Различают три базовых вида композиций. Это «чистая» цветочная роспись, композиция с включением мотива «конь» и сложная сюжетная роспись.

элементы городецкой росписи

Цветочный орнамент наиболее простой в исполнении. Выделяют несколько элементов орнамента:

  1. «Букет» — симметричное изображение. Это небольшие композиции, состоящие из 1 – 3 цветков. Украшают коробочки, шкатулки, стаканчики, солонки, чашки, пиалы;
  2. «Гирлянда» — вид «букета», когда один крупный цветок располагается в центре, а вокруг него выстраивается композиция с более мелкими цветками;
  3. «Ромб» — вариация «гирлянды». Несколько крупный цветков формируют центр, а листья и бутоны уменьшаются на вершине ромба. Орнамент чаще украшает крупные сундуки, большие разделочные доски, дверцы шкафов и хлебницы;
  4. «Цветочная полоса» — сложная композиция, состоящая из верхнего и нижнего ярусов. Орнамент может формироваться с полосы одинаковых по размеру цветков или из разных по цвету, форме и виду цветочных элементов;
  5. «Венок» — вариация «цветочной полосы», но только замкнутого типа. Обычно украшает поверхности блюд, подносов, шкатулок, винных бочек.

Мотивы «конь» и «птица»

городецкий конь

городецкая птица

Различают симметричные и ассиметричные композиции. Птиц и коней чаще всего размещают в центре цветущего дерева или в обрамлении венка. Встречаются изделия-комплекты, на каждом из которых расположено сразу несколько мотивов. Например, курица и петушок или две лошади разных цветов.

Эффектнее смотрятся подобные узоры на черных и красный полотнах. Базовый цвет: охра, золото, оранжевый, желтый. Парное изображение пернатых олицетворяет семейную гармонию и благополучие. Лошадки символизируют успех и процветание.

Сюжетная роспись

городецкий сундук

Сюжетные рисунки размещаются на крупных изделия: сундуках, блюдах, столешницах. Мастера традиционно изображали сцены чаепитий и празднований, свадьбы на фоне богатого стола, столы с чашками, цветами и самоварами. Лица людей обращались в сторону зрителей, что часто излишне сложным композициям придавало некую неправдоподобность.

Излюбленная тема рисунков – экстерьеры домов с резными ставнями, яркими наличниками, печными трубами. Картину дополняли колодцы, плетеные заборы с цветами или кувшинами и сидящими петухами. Кроме этого, «обогатить» полотно могли изображением и других животных – собак, кошек, куриц с цыплятами.

Техника выполнения городецкой живописи

техника выполнения городецкой росписи

Роспись выполняют прямо на деревянной основе, которую изначально грунтуют желтым, красным и черным цветами. Каждый основной цвет «разбеливают», таким образом, увеличивая количество цветов в палитре ровно вдвое.

На поверхности тонкими линиями карандашом очерчивают основные линии росписи. Особое внимание уделяют «узлам» рисунка, то есть, самым крупным и важным элементам. Средние и мелкие детали выступают связующими крупных узоров и могут выполняться во время импровизации.

В узлах росписи широкой кистью формируют основу цветка. Обычно, это пятно неправильной круглой или овальной формы. Поверх светлых пятен наносится более темный колер. Вся роспись состоит из простых элементов: скобы, дуги, спирали, штрихи, капли и собственно сама подмалевка.

Финальный этап – нанесение контрастных (черные или белые) штрихов и точек поверх готового рисунка. Данный этап проводится при помощи тончайшей кисточки. Как только полотно подсохнет, роспись «закрепляется» толстым слоем лакового покрытия.

Городецкая роспись – что это такое, история, основные элементы и цвета, какие есть виды

Многие считают, что в современном мире нет места художественным стилям прошлых веков. Однако это не так, в настоящее время есть мастерские, которые сохранили древние традиции и продолжают удивлять своими изделиями. Сюда можно отнести фабрику, где до сих пор практикуют городецкую роспись уже более 60 лет.

Что такое городецкая роспись?

Народный декоративный художественный промысел, который развивался в районе Горьковской области в середине 19 века. Стиль выделяется яркими оттенками и лаконичностью. Изначально ей украшали жилища и разнообразные предметы быта. Особой популярностью пользовались местные прялки, которые продавались в большом количестве практически по всей территории России. Городецкая роспись – это стиль, который трудно перепутать с другими. Все изделия отличаются забавными расписными картинками.

История городецкой росписи

Одним из достижений 19 века считается появление данной техники в изобразительном искусстве. Изначально городецкая роспись встречалась на доске прялок. Их украшали особой техникой инкрустации: в углубления изделия вставлялись фигурки, вырезанные из дерева другой породы. Таким образом, всего из двух оттенков чистого дерева мастера того времени создавали настоящие шедевры народного искусства.

Было решено заменить ее резьбой с покраской, а уже ближе к концу века основным декором стали живописные элементы. В то время данный вид искусства называли русским народным художественным промыслом. Старинные традиции до сих пор сохраняют современные мастера, которые трудятся на фабрике «Городецкая роспись». Их умения оценены по заслугам настолько высоко, что некоторые получили награду лауреата Репинской премии.

Особенности городецкой росписи

Данная техника выделяется определенными характеристиками:

  1. Во время росписи мастера используют свободный мазок.
  2. Сюжеты берут из тихой провинциальной жизни. Городецкие рисунки отличаются содержательностью.
  3. Отличительная особенность использование ярких красок и применение контурной обводки отдельных элементов.
  4. Роспись осуществляют без предварительных набросков.
  5. В городецких росписях можно увидеть экзотических барсов и львов, коней или петухов в воинственной позе.
  6. Используют разные приемы – широкие мазки или тонкие линии и штрихи.

Элементы городецкой росписи

Данный стиль отличается содержательностью. В городецкой росписи часто изображают следующие элементы:

  1. Геометрические. Среди основных элементов выделяют точки, круги, скобки, капли, спирали и штрихи.
  2. Растительные. Сюда относят городецкие цветы, выделяющиеся разнообразием форм и красок. К популярным видам можно отнести изображение бутонов, ромашек, купав и роз. Листья рисуются группами от двух до пяти лепестков.
  3. Животные. Данные мотивы глубоко символичны. Птица воплощает семейное счастье, а конь – богатство.

Основные цвета городецкой росписи

Изначально стиль представлял собой создание изображений, выполненных в технике мазков в свободной форме, которые потом обводили черной или белой линией. Интересуясь, какие цвета используются в Городецкой росписи нужно знать, что они разделялись на оттенки, применяемые для создания фона и для нанесения самого рисунка. Для первого берут следующие цвета:

  • синий;
  • красный;
  • зеленый;
  • черный.

Городецкая роспись выделяется следующими основными цветами для нанесения любого изображения:

  • охра;
  • розовый;
  • красный;
  • голубой;
  • синий;
  • белый;
  • зеленый;
  • черный;
  • желтый.

Виды городецкой росписи

Данный стиль отличается содержательностью. Городецкая роспись по дереву предполагает изображение цветов, коней и разных сюжетных мотивов. Рассмотрим особенности каждого:

    Цветочная роспись. Самая простая в исполнении. Основными элементами тут представлены следующие элементы росписи: букет, гирлянда, ромб, цветочная полоса и венок. Данная городецкая роспись для детей самая простая, поэтому часто используется при обучении.

Читайте также  Модификация газового паяльника

Технология городецкой росписи

Современные мастера для создания картин в данной технике используют краску – темпера. Ее можно заменить гуашью с добавлением клея ПВА. Из каждого выбранного цвета создают два оттенка: один разбеленный, а другой насыщенный. Этапы городецкой росписи:

  1. Роспись можно выполнять сразу на деревянной основе или предварительно покрыть ее желтой, красной или черной краской.
  2. Тонкими линиями с помощью карандаша намечается будущий узор. Делают подобные действия для основных элементов.
  3. Широкой кистью наносят основу цветков в виде пятен правильной круглой формы.
  4. Сверху делают повторные мазки более темным оттенком. После завершения крупных элементов с помощью нескольких мазков формируют листочки.
  5. На заключительном этапе с помощью тонкой кисти наносят штрихи и точки черного и белого цвета.
  6. После высыхания все изделие покрывают бесцветным лаком.

Городецкая роспись – примеры

Для знакомства предлагаем посмотреть несколько ярких примеров данного стиля:

    Шкатулка, украшенная сюжетной картиной – прогулка влюбленной пары на повозке запряженной тройкой лошадей.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Что такое городецкая роспись: история, виды, описание, особенности росписи для детей

gorodeckaja-rospis

Интуитивное ощущение прекрасного, тяга к нему отличает народное творчество и объясняет само его возникновение. Не исключение и городецкая роспись, знаменитый русский промысел, взявший свое начало с декорирования прялок. О том, с чего началась и чем продолжилась история городецкой росписи, какие элементы и мотивы отличают ее и чем интересна городецкая игрушка, мы спешим вам рассказать.

История городецкой росписи

gorodeckaja-rospis

Нижегородчина – лесной край, а еще это край талантливых людей, где целыми деревнями производили товар, о котором говорят и пишут даже сегодня. Правда, не всегда такие хвалебные отзывы собирал промысел. Было время, когда писали, что только неплодородие местных земель привело к тому, что люди стали заниматься росписью. Называли городецкий промысел кустарщиной, грубыми работами, и ставили его в ряд «многочисленных», «не особо значимых».

А между тем, прозорливыми оказались те специалисты, что понимали – перед ними важный культурный пласт. Важный для изучения и сохранения, и с исторической, и с культурологической, и искусствоведческой точки зрения. Репин, Васнецов, Мамонтов, Забелин, Морозов – фамилии, известные если не всем, то многим, и именно эти люди интересовались городецким искусством. Но по-настоящему разглядели его только в прошлом веке, во время подготовки одной крупной выставки.

Конечно, сравнивают городецкое творчество с хохломским. Они родились по соседству, но отличаются существенно. Хохломское искусство с точки зрения художественности более совершенно, но богатство красок и мотивов, яркость и сказочность – этого не отнять у городчан. Городецкой роспись назвали примерно 100 лет назад, до этого же местных мастеров именовали «курцевскими красильщиками» или же просто называли их творчество «нижегородской росписью».

gorodeckaja-rospis

Да и сам город интересен для изучения, его более чем 800-летняя история во многом объясняет мотивы росписи. Первую славу промыслу принес декор женских изделий – прялочных донцев, ткацких станков, шкатулок. От местных резчиков живописцы взяли конкретность и точность деталей изображения. К примеру, народный мастер рисует не просто карету, а рессорный экипаж, соответствующий своему времени. Вот почему так интересно погружаться в самобытное творчество.

Цвета

gorodeckaja-rospis

Излюбленные фоны мастеров – яркий зеленый или мощный красный. Встречается и фон глубокого синего цвета, порой проскакивает и черный. Господствует в колористическом решении промысла ярко-желтый хром, е уступает киноварь. Синий и зеленый, а также «разбеленные» розовый и голубой применяются для рисования узора. Детали прорабатывают черным или белым — динамичность изображению придает «оживка».

В описании городецкой росписи обязательно указывается ее красочность, отсутствие строгой цветовой доминантности, использование «разбеленных», а не строго «чистых» цветов. Рисунок высоко информативен, детализирован, его можно «читать».

Основные элементы и мотивы

Условное деление на виды городецкой росписи – это и относительно простая цветочная, и изображения с присутствием мотивов «конь» и «птица», а еще сюжетная. Хотя это деление можно считать условным, потому как без цветочных элементов не строится ни одна композиция. Даже если мастера используют одну и ту же схему организации композиции, но задействуют различные цвета, работы получаются такими, что подобие не сразу и уловишь.

gorodeckaja-rospis

Особенностью городецкой росписи считают щедрое изображение цветов (ромашек, розанов): мастер не жалеет на них ни места, ни краски.

Основные элементы орнамента:

  • «букет» — симметричное изображение, чаще встречающееся на разделочных досках;
  • «гирлянда» — один либо два крупных цветочка по центру, которые отходят в стороны на цветы и листочки помельче;
  • «ромб» — один или несколько цветочков образуют ромбовидный центр, бутоны и листочки же к вершинам ромба сужаются;
  • «цветочная полоса» — ленточная орнаментальная композиция;
  • «венок» — та же цветочная полоса, что замкнута по краям поверхности.

Возникают в городецкой росписи и зооморфные мотивы, что делает изображение еще более образным и символичным. И «петух», и «конь» — вестники света, солнца, тепла, ассоциирующиеся с пожеланиями удачи и радости. А если птицы изображаются парно, это отображает семейное благополучие. Находятся в работах и экзотические барсы и львы.

Техника выполнения

По технологии использовать нужно темперу, но если вы учитесь ремеслу, то подойдет и гуашь, разбавленная клеем ПВА. Из всякого основного цвета следует выделить два оттенка – один будет «разбеленным», второй – выраженным.

gorodeckaja-rospis

  1. Роспись ведется на дереве, оно либо остается «чистым», либо оформляется желтым, красным, глубоким синим или черным.
  2. Тонкими карандашными линиями прорисовывается композиция. Самые яркие пятна, цветы, будут композиционными узлами. Средние, бутоны, свяжут детали друг с другом. Мелкие элементы, веточки и листья, дополнят, организуют композицию.
  3. Вся роспись будет представлена составляющими – кругами-подмалевками, скобками и капельками, дужками и точками, штрихами и спиралями.
  4. Завершит изображение элементов выполнение белым и черным точек и штрихов. Так мастер делает «оживку», которая приводит работу к завершенному виду. Выполняется оживкой тончайшей кистью.
  5. После того, как краска высохла, изделие можете покрыть для блеска и защиты бесцветным лаком.

Пробовать нужно на бумаге, и когда там уровень рисования станет приемлемым, можно переходить к росписи по дереву.

Городецкая игрушка

Городецкая роспись для детей интересна, прежде всего, яркими игрушками. Особенно популярными в своем время были фигурки коней с возками и коней-каталок. Лошадки-качалки большой спрос имели после революции, и изделия эти не были простыми. Сохранились подробные описания изготовления таких лошадок: на одну игрушку уходило 30 деталей и 40 отверстий. При этом лошадку делали без единого гвоздя и клея.

gorodeckaja-rospis

В 60-х, 70-х годах прошлого века в игрушечном деле Городца возникли механические игрушки (вроде шарманки), Полька, Развод солдат, перепляс. И многие, конечно, помнят кукольные расписные деревянные гарнитуры, которые часто родители оставляли в наследство уже своим детям. Такие маленькие шкафчики и кроватки до сих пор многие скупают на специальных сайтах.

Ремесло не просто не забыто, оно находит переосмысление, которое невозможно без влияния технического прогресса и запроса общества. Яркая и жизнерадостная городецкая роспись увлекает и детей, и взрослых.

Данное видео рассказывает об истории и традициях городецкой росписи.

Желание самостоятельно нарисовать нарядных петушков в цветочном великолепии, украсив разделочную доску, может проснуться в любом возрасте. В этом особая прелесть народного творчества – зачастую оно действительно доступно народу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: