Игрушки из глины

Глиняные игрушки

Глиняные игрушки

Глиняная игрушка – это проявление особенностей национального народного творчества на протяжении нескольких веков. Изделия из глины пользовались особым успехом у людей независимо от пола, возраста и статуса. Мастерами воссоздавались реальные или воображаемые предметы и образы, которые предназначались для умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания ребёнка, являлись частью интерьера, украшением дома. Игрушки демонстрировали историческую сущность народов на протяжении нескольких столетий.

В давние времена глиняные игрушки в форме фигурок использовали в качестве предметов для проведения ритуальных обрядов, связанных с сельскохозяйственным календарём. Известно, что например, свистулька выполняла функции оберега, и исходящий из неё звук обладал способностью отгонять злых духов. Изготовляли игрушку-свистульку к весне, к тому времени, когда славяне начинали праздновать «свистопляску» – самобытный праздник сопровождаемый свистом и плясками. Впоследствии, когда этот музыкальный предмет перестал выполнять вышеуказанные функции, он обрёл новый статус и его развитие пошло по двум направлениям.

В первом случае свистулька превратилась в музыкальный инструмент в виде сосудообразной флейты с десятком – окарину (гусёнок). А в другом варианте – стала народной игрушкой и могла быть представлена в виде птицы или целой композиции (филимоновская барыня со свистулькой-птицой под мышкой). Наряду с обрядовыми игрушками большой популярностью пользовались грематушки – глиняные полые цилиндры, наполненные шариками из этого же материала, они выполняли функцию погремушки и создавались специально для детей. Многочисленные образцы подобных глиняных изделий были найдены при раскопках на территории Киева, Рязани, Москвы, Коломны и других величественных городов России.

Глиняные игрушки олицетворяли образы, без каких либо анатомических особенностей и детализации объектов. За основу народной игрушки взяты три фигурки – это конь, птица и баба. Именно из них, внося небольшие изменения, создавались любимые в народе игрушки и талисманы-обереги. Из коня получались: корова, коза, баран. Птица перевоплощалась во все свистящие музыкальные инструменты. А бабе отводилось особое место в создании многофигурных композиций. Все вновь созданные образы несли определенное значение, кто-то символ могущества и благодати, а кто-то знак добра, плодородия и изобилия. Также особое значение имел использованный орнамент и цвет народных промыслов, например, красный, означал огонь; жёлтый – цвет хлебной нивы и солнца; зелёный – возрождение жизни; синий – воду и небо, космос; белый издавна считался символом чистоты. Игрушки для детей создавались из расчёта возраста, соблюдались размеры, пластика, отсекалось всё лишнее, и оставалась одна суть. Фигурки были наполнены тайной, сказкой, они будили фантазию и воображение ребёнка, вызывали эмоции и радость.

Всё, разнообразие красок, формы, украшений, неповторимость в исполнении, способ лепки, неординарность образа можно наблюдать на примере Дымковской, Каргопольской, Филимоновской, Абашевской, Хлудневской, Романовской игрушки и керамики Скопина. Поколения за поколениями мастеров-ремесленников и художников создают образцы глиняных изделий, придерживаясь многолетних традиций народа и пользующие популярностью вот уже не одно столетие.

Дымковская глиняная игрушка образовалась в 15-м столетии недалеко от города Вятка в слободе Дымково. Игрушки изготовлялись и расписывались только руками, поэтому среди них не найдёшь одинаковых и похожих друг на друга фигурок. Для нанесения орнамента использовали специальная смесь, в составе которой было яйцо, уксус и сухой анилиновый краситель. Главными элементами росписи являлись геометрические фигуры. Для создания узоров обычно использовалось яркие цвета и позолота. Формой Дымковской игрушки являются полые внутри фигурки изображающие животных, птичек, девиц и кавалеров. В давние времена готовые игрушки покрывали молочно-меловой смесью и уже, потом наносили краски. В современном мире мастера Дымковской игрушки предпочитают, используют для росписи краску на водной основе (гуашь), с добавлением яичного продукта или темперные краски. Вятская игрушка вот уже много лет считается народным искусством, отличительной чертой которого является яркость, красочность и индивидуальность.

Каргопольская игрушка появилась в г. Каргополь Архангельской обл. и была практически полностью утрачена. Благодаря мастерице-игрушечнице У.И. Бабкиной сохранились некоторые образцы. Она смогла воссоздать утраченный вид промысла и создать архаичную внешность, стилистику, типаж и методы росписи игрушки. Многочисленные фигурки (Берегиня, Полка, Бобка) и сюжетно-тематические композиции дошли до наших дней, и являются украшением музея народного творчества.

Филимоновская игрушка относится к середине 16 века. Промысел появился среди мастеров гончарного дела, проживающих в Тульской области. Лепкой игрушек занимались в основном женская половина населения и ребятня, используя местную пластичную глину. Со временем данное производство пришло в убыток и одни из последних мастериц проживали в деревне Филимоново. Одиночные и многофигурные композиции пользовались огромным спросом и покупались населением для эстетического удовольствия. Существовало более 50-и образцов филимоновской игрушки, среде них были фигурки людей и животных, целые тематические сюжеты. По своей стилистики фигурки имели вытянутые пропорции, были расписаны орнаментом, состоящим из геометрических фигур, в качестве красителей использовали синтетические краски.

Абашевская игрушка родом из села Абашево. В связи с тем, что большинство населения являлись староверами, то и игрушки носили в основном религиозные мотивы, например, оленьс необычными рогами олицетворяющие «дорогу к всевышнему». В середине 19 века изготовлением игрушки занялись мастера в одном их районов Пензенской области. Игрушки делались умельцами, каждый из которых придерживался истории, но и сам придумывал свои уникальные сувениры. Начиная с 30-х гг. изделия стали раскрашивать маслянистыми красителями, а сверху добавляли бронзовые или серебряные элементы. Хлудневская игрушка – это гончарный промысел, который начал своё существование в Калужской области, в деревне Хлуднево. Начиная с 16 века мастера, используя глину этих мест, лепили музыкально-шумовые инструменты и различные фигурки. Одна придуманная мастерицей фигурка могла содержать целую историю, и чтобы её узнать обладатель сувенира должен был повертеть игрушку и раскрыть скрытый замысел мастера. Ещё одной визитной карточкой Хлудневского гончарного промысла является «мокрый соловей» – это сосуд со свистком, звук из которого можно извлечь только налив в него воду. На сегодняшний день такие свистки делают в форме птичек.

В Липецкой области в селе Романово-Городище, где проживали бояре Романовы со своими крестьянами, возникло гончарное производство, где из глины местной добычи создавались цветная посуда, «романушки» (свистульки), и более 40 сюжетных Романовских игрушек, среди которых: летящие птицы, тройки лошадей, наездники, животные, люди и многое другое. Керамика Скопина – это изделия из глины и керамики, представленные в виде скульптур или игрушек. Появление промысла в 19 веке в Рязанской области в городе Скопине, связано с обнаружением залежей глины. Ещё во времена Древнерусского государства появились декоротивно-бытовая посуда и фигурки, отличающиеся своей простотой. Это были герои русских сказок в первую очередь драконы, и хищной птицы скопа.

До сих пор одной из визитных карточкой России является глиняная игрушка, которая является отражением русского культурного наследия. Даже современные изделия, выполненные по традиционным сюжетам, погружают человека в мир сказок, по-прежнему символизируя щедрость и безграничную доброту русской души. На сегодняшний день они уже не несут той функциональности и значения, что в прошлые века, но остаются объектом любования.

Расскажи-ка милая, откуда к нам пришла? История появления глиняной русской игрушки

Начало мая — это не только праздничные дни, но и дня, связанные с патриотизмом, гордостью за Родину и всеми любимый День Победы.

9 мая в этом году прошёл не так как в прошлые годы и далеко не так, как планировался в этом году, ведь это не простая дата, а целый 75-летний юбилей. Несмотря на все обстоятельства, в каждом дворе были слышны песни военных лет, люди всячески выражали благодарность своим предкам в соц.сетях, кто-то отправлялся поздравлять лично. И когда как не сейчас, когда даже все автомобилисты сидят по домам, поговорить про что-то близкое и родное. В этой статье расскажем историю возникновения русско глиняной игрушки свистульки.

Расскажи-ка милая, откуда к нам пришла? История появления глиняной русской игрушки

Это не просто игрушка — а особый вид национального русского искусства. Мы видим в одном предмете объединены сразу нескольких применений: игрушка, музыкальный инструмент и идол. История появления игрушки уходит в далёкое прошлое, считается, что самые старые образцы были найдены археологами ещё во втором веке до нашей эры. Можно сойти с ума, если представить временной отрезок, который прошла глиняная игрушка. Кстати, ранее такие забавные фигурки создавали мастера гончарного дела. И делали они это из остатков глины для того, чтобы порадовать детей. То есть никто не хотел наживиться и заработать с подобного ремесла деньги, а может просто и не догадывались, что так вообще можно делать. А вот уже к началу 20 века игрушки стали продавать как основной товар.

Откуда к нам пришла игрушка? Давайте вспомним или просто узнаем про старинный праздник, который назывался «свистопляска». Может быть ваша бабушка рассказывала про что-то подобное? На празднике народ просто отдыхал, гулял и посещал различные ярмарки. Сегодня это можно сравнить с празднованием Дня города, когда все собираются в одном месте, слушают концерт и что-то покупают в расставленных палатках. Именно там продавались первые игрушки-свистульки из глины.

Расскажи-ка милая, откуда к нам пришла? История появления глиняной русской игрушки 3

Как додумались извлекать из обычной глины в форме чего-либо звук? Один мастер решил сделать игрушку полой, именно за счёт этой конструкции и появился звук, который напоминал свист при контакте с воздухом.

Чуть позже, образовались целые центры мастеров. Теперь народ услышал о дымковских игрушках, филимоновских, абашевских и т.д. Тот, кто имел золотые руки и немного фантазии брались за особый вид бизнеса. А почему бы и нет, слово бизнес подходит здесь идеально, особенно, если проводить параллели с сегодняшним днём. Инстаграм буквально кишит страницами с названиями «хенд мэйт». Люди вернули хорошо забытое прошлое и снова создают своими руками игрушки, вяжут, стряпают и т.д.

Игрушки были разные, кто создавал людей, кто-то предпочитал животных, кто-то птиц, а кто-то создавал целые композиции из людей и животных. Но было и то, что их всех объединяло — рисунок. Дело в том, что он чаще всего формировался из линий и ритмического рисунка.

Дымковская игрушка. Она отличала своего создателя ярко-красной глиной, которой была богата вся Вятская земля. Обычно глину смешивали с мелким речным песком для того, чтобы получилась идеальная консистенция. На фигуру наносился белый орнамент, которого добивались благодаря мелу разведённому с молоком. Кисточками выступали различные палочки и перья. Если увидите на игрушке клетки, полосы, круги, то знайте, что это Дымковская игрушка. Кстати обычно мастер создавал нянек с детьми, скоморохов, барынь, баранов с позолоченными рогами.

Филимоновская игрушка. Этой игрушке уже больше 700 лет. Зародилась она в Одоевском районе, а назвали её в честь деревни Филимоново. Обычно лепили игрушки женщины и девушки, которые обучались данному ремеслу с семи лет. Таким игрушкам присущи жёлтые, красные, зелёные полосы. Огромной популярностью пользовались всадники, девочки же выбирали фигуры в форме ёлочки.

Абашевская игрушка. Эти фигурки пришли к нам из Спасского уезда Пензенской области. Мастера очень часто создавали фигурки домашних животных, птиц, олене и всадников. Наверняка вы слышали про Лариона Зоткина, это прославившийся мастер, который получил свою долю популярности за счёт фигур собак, медведей и фантастических львов.

Читайте также  Автомобильный инвертор 12-220В

Петровская. Глиняные игрушки получили своё название в честь деревни, которая находится в 60 километрах от города Кострома. Фигурка имела зелёный цвет, его достигали за счёт свинцового сурика, которым покрывали игрушки, а позже обжигали. В советские времена очень много мастеров перестали создавать что-то подобное, но именно сегодня ручной труд стал цениться как никогда и всё постепенно возвращается на круги своя.

Мы узнали про игрушки из глины, а так же даже увидели некоторые создания, которые дошли до нас только через фотографии. И возможно сегодня это не кажется таким удивительным в век технологий, социальных сетей и мобильности. Но представьте что испытывали наши предки, глядя на глиняные игрушки, особенно в детстве. Наверняка они приходили в восторг от фигурок животных, всадников и людей. Ведь раньше это не как сейчас, пришёл в магазин и не знаешь что выбрать. Во-первых выбора то и не было, а во-вторых даже если и было из чего выбрать, то тогда не было на что купить. Если у вас есть дети, то для того, чтобы они ценили что-то в будущем им наверняка нужно знать с чего всё начиналось. Так сказать, вернуться к истокам. Ведь уже через какие-то 10 лет их даже не сможешь удивить крутым MacBook, который сегодня стоит как 10 зарплат обычного, среднестатистического россиянина. Всем мира и чистого неба над головой и конечно же крепкого здоровья.

Пошаговое изготовление дымковской игрушки из глины своими руками

dymkovskaya-igrushka

Сувениры из слободы Дымково – знакомые многим с детства глиняные скульптуры с присущим им обеливанием и яркой росписью. Дымковская игрушка своими руками может быть сделана по нашей пошаговой инструкции, приведенной в этой статье, также о заготовке необходимого материала и выборе подходящего инструмента.

Когда-то красную глину крестьяне сами доставали с речного дня, рубили ее лопатой и даже месили ногами для большей мягкости. Сегодня же глину можно купить в магазине, равно как и кисти для росписи, и подходящие краски. А пошаговые мастер-классы помогут правильно изготовить старинную русскую игрушку.

Подготовка материала и инструмента для творчества

starinnaya-dymkovskaya-igrushka

Процесс лепки – это всегда ручной труд, а слепить двух одинаковых петушков или барышень невозможно. Каждый раз получается действительно эксклюзивный сувенир. Но чтобы сделать его согласно дымковским традициям, нужно подготовить инструменты и, конечно, материал.

  • глина натуральная (продается в брикетах в магазинах товаров для творчества);
  • стеки;
  • удобный коврик для лепки;
  • доска для лепки;
  • баночка с водой;
  • кисть;
  • полиэтиленовый пакет;
  • влажное полотенце;
  • белила (можно взять обычную водостойкую краску без содержания лака);
  • краска для росписи (в идеале – темпера, но подойдет и акрил).

После печного обжига заготовка будет красно-коричневой. Раньше для побелки использовался мелово-молочный раствор: в него игрушку мастер окунал целиком. На поверхности молоко скисало, благодаря чему на сувенире образовывалась яркая пленка из козеинового клея.

Старинный способ росписи также несколько отличается от современного. Сухие краски умельцы растирали с яйцом, добавляя в состав уксус или перекисший квас. В 20-ом веке расписывали работы, в основном, гуашью, которую тоже разводили на яйце. Сегодня мастера предпочитают использовать стойкие акриловые краски.

Дымковские игрушки из глины

Если вам интересен этот промысел с практической стороны, не бойтесь начинать творить, чтобы рука «осмелела», сделайте несколько несложных глиняных игрушек поэтапно. Дымковская игрушка своими руками из глины – это и приятный творческий опыт, и отличный презент и ребенку, и взрослому.

Петушок

dymkovskij-petushok

Народный сувенир был примерно с ладошку величиной, на эти размеры можно ориентироваться и сегодня. Возьмите глину, прочтите в инструкции схему действий с ней. Разведите глину водой и разомните до комфортной мягкости.

Дымковский петушок пошагово:

  1. Глину поделите на 3 части, та, что побольше – для тела птицы, а две маленьких – для украшений и хвоста петуха. Туловище, шею и голову нужно лепить из цельного куска, это обязательное условие дымковской лепки. Не переживайте, если не все получается сразу: руки должны почувствовать глину, приноровиться к ней, если так можно сказать.

dymkovskij-petushok-poshagovo

2. Из второго кусочка глины нужно слепить плоский кружок и придавить его с одной стороны. Это станет хвостом петушка.

3. Теперь к телу петушка нужно приделать ножки, и не забыть про подставочку, иначе фигурка не будет устойчивой.

dymkovskij-petushok-poshagovo

4. Следует к туловищу прикрепить хвост. Все части, прикрепленные к тельцу, следует смочить водой. После этого нужно загладить стыки, иначе появятся трещины.

dymkovskij-petushok-poshagovo

5. Из третьего кусочка глины нужно сделать два плоских круга, которые станут крыльями. Но всю глину не используйте – немного оставьте на украшения, бородушку и гребешок.

6. Крылья прилепите по бокам тельца, маленькими плоскими шаричками украсьте хвост птицы. Вылепите бородушку и гребень.

dymkovskij-petushok-poshagovo

7. Многие мастера после лепки оставляют естественным образом изделие сушиться еще 3 дня. А на третий день они отправляют его на досушку в духовку. Сушиться петух там может 2 часа, с плавным доведением температуры до 250 градусов.

8. Абсолютно высушенную птицу можно расписывать. Но сначала ее придется побелить. Чем именно – выбирайте сами, белый акрил вполне подойдет.

9. После того, как основа высохла, можно приступать к росписи. Это самый интересный и творческий этап. Вдохновляясь картинками дымковских петушков, вы подберете свой вариант росписи. Расписывайте поэтапно, не спешите. Прорабатывайте сначала крупные детали, потом мелкие.

Готовый петушок украсит ваше жилище, а, может быть, станет хорошим подарком близкому человеку!

Барышня

dymkovskaya-baryshnya

Делают такие фигурки из пластиковой бутылки и пластилина, но это будет не более чем имитацией дымковской барыни. Как вариант, вместо глины можно использовать соленое тесто.

Дымковская игрушка – лепка поэтапно барышни:

  1. Раскатайте из глины блинчик, сделайте из него юбку колокол. Это упрощенное действие. В принципе же, пластической основой для всех женских образов была ступка-колокол, основание с пышной юбкой.
  2. Сделайте колбаски для рук героини, присоедините их к вылепленному телу, а тело – к юбке-колоколу.
  3. Скатайте шарик-головку, прикрепите к нему кокошник, голову с кокошником крепим к телу.
  4. Все детали тщательно соединяются, места скреплений сглаживаются.
  5. Фигурку нужно украсить толстыми косами и оборками на платье.
  6. Оставляем барышню сушиться. Когда глина посветлеет, отправляем игрушку на обжиг в духовку (на пару часов).
  7. Белим фигурку белым акрилом, а после его высыхания расписываем по понравившемуся образцу.

В данном видео наглядно показаны все этапы изготовления дымковской барышни.

Обращаем внимание на типовые, каноничные образцы росписи – лицо нарочито примитивно расписано, черты лица условные.

Мастер-класс по лепке лошадки

dymkovskaya-loshadka

Кусок глины нужно замочить в небольшом количестве воды. За три дня до намеченной лепки следует готовить материал. После того, как глина положенные дни отстояла в воде, ее нужно замешать. Если материал вязкий и липкий, заверните его в мокрую тряпочку, отложите еще на пару дней.

1. Возьмите комок глины, который помещается в ваш кулачок. Раскатайте его в достаточно толстый валик. Разделите материал на 4 части. Четвертую часть отрезайте от большого куска.

dymkovskaya-loshadka

2. Приступайте к формированию туловища и головы. На этом этапе применяются приемы вытягивания и приглаживания. Голову прикрепляйте к туловищу, приглаживая глину.

dymkovskaya-loshadka

3. Из тонких валиков сделайте гриву и хвост, задействовав прием прокручивания двух валиков. Прикрепляйте гриву и хвост, немного обмакивая мокрой кисточкой места соединения.

dymkovskaya-loshadka

4. Теперь игрушку нужно просушить. Поставьте ее в теплое помещение с хорошей вентиляцией на 3 дня.

5. После просушки игрушка отправляется в духовку, где и досушивается в течение 1,5-2 часов.

6. Просушенную лошадку можно расписывать. Как всегда, начинается процесс с обеливания. Это может быть белый акрил или даже белая гуашь. Главное, нанести равномерно белый слой, хорошенько его высушить.

dymkovskaya-loshadka

7. Затем настало время нанесения на лошадку дымковских узоров – в основном, это точки, кружочки, полосочки. Грива лошадки чаще темная, а на ее туловище традиционно больше малинового (красного) и синего цветов. Крупные кружочки могут чередоваться с мелкими.

dymkovskaya-loshadka

8. Если решите лепить другое животное, то принцип лепки будет схож с изготовлением лошадки. У дымковского животного тело – это всегда усеченный конус, к узкой части которого прикрепляют голову с шеей. А ножки – это 4 колбаски, немного суженные снизу, их прикрепляют к туловищу. Хвост и рога лепит мастер отдельно, и прикрепляет он их последними.

А прежде чем приступать к изготовлению игрушек, можно поупражняться в типовых методах лепки – вытяжке (вытягиванию), лепке из пласта, а также в комбинированном методе. После такой тренировки вы освоите любую дымковскую фигурку. Если же хотите усовершенствовать роспись фигурок, то вместо акрила используйте поливинилацетатную темперу, разведенную на яйце. Это сделает роспись влагостойкой.

Мы рассказали, как сделать самостоятельно дымковскую игрушку из глины. Последовав простым МК, вы сможете совершенствовать свое мастерство, выбирая для лепки более сложные образы. А затем можно перейти и к сюжетным композициям, которыми так славится дымковская роспись.

«Традиционная глиняная детская игрушка». Мастер-класс для воспитателей

«Традиционная глиняная детская игрушка». Мастер-класс для воспитателей

С древних времён игрушка является проявлением любви взрослых к детям, старших к младшим. Любая игрушка – самая примитивная и простая, создана, прежде всего, для общения. Маленький человек узнает окружающий мир с помощью игрушек. Взрослые рассказывают о большом реальном мире детям, создавая мир игрушечный, но в нём отражается настоящая жизнь. (Слайд №2).

Наиболее долго сохранялась обережная функция игрушек, особенно, это касалось игрушек звучащих – свистящих. Именно поэтому, среди глиняных игрушек, больше всего свистулек, которые своим весёлым звучанием отгоняли от ребёнка болезни, напасти – всё, что связывалось с миром «злых духов». Изготовление глиняных игрушек – особая отрасль гончарного ремесла, существующая и сегодня. Изготовленные народными мастерами, эти изделия поражают своей простотой и выразительностью. Большую известность получили российские керамические игрушки: филимоновские, дымковские, каргопольские, купинские, торжковские, жбаневские и др. (Слайды №4-9). Всё это промысловые игрушки, которые делаются на продажу, для украшения.

А есть те изделия, которые изготавливались женщинами – мамами для своих детей. Детские игрушки, чтобы отвлечь, увлечь ребёнка, изготавливались перед глазами детей. (Слайд №10)

Весь наш город Новосибирск стоит на огромных залежах глины. Глины разных сортов, разного качества и цвета. У нас есть синие, белые и красно-коричневые глины в сыром виде. В частности, наша Затулинка стоит на колоссальных запасах качественной глины для производства кирпича. И эта же глина прекрасно подходит для изготовления свистулек. Глину, которую я сегодня принесла для работы. В 90-ые годы мы сделали большой запас глины из котлована, на месте которого сейчас стоит 16-этажка. Это перекресток улицы Громова и Зорге (Слайд №11). Эта глина вымораживалась, отмучивалась. В результате получилась гончарная глина, достаточно пластичная и удобная для работы.

Читайте также  Стильная юбка из старых джинсов

Процесс лепки из глины является творческим и увлекательным занятием. Полезным для мелкой моторики рук ребёнка, т. к. материал очень пластичен и даёт возможность изготавливать очень красивые изделия. Наши занятия по лепке вырабатывают у детей усидчивость, настойчивость, художественный вкус.

Процесс изготовления игрушки-свистульки индивидуален для каждого мастера, поэтому не существует единой технологии. Предлагаю вам изготовить свистульку по технологии, которая опробована нашим преподавателем по изодеятельности Маргаритой Ивановной Титаевой. Именно она научила меня изготовлению свистулек. Человек очень творческий и талантливый педагог. (Слайд №12)

Предлагаю вам сделать вместе со мной глиняную Затулинскую свистульку, которую так же придумала Маргарита Ивановна и воодушевила нас на её изготовление. Для этого нам понадобиться затулинская глина, два стека, сделанных из мягких пород деревьев. Это могут быть кедровые, кленовые, липовые стеки. Желание сделать свистульку и немного таланта и терпения. (Слайд №13)

1. От основного куска глины отделяем небольшой кусочек на детали. Из оставшейся глины формируем шар, из шара делаем лепёшку. (Слайд №14,15)

2. Лепёшку сворачиваем в «вареник», причём один конец формируем так, чтобы в дальнейшем сделать из него свисток, хвостовая часть птички. А второй конец «вареника» превращаем в головку птички. Стараемся вылепливать внутреннюю часть гладкой, ровной. (Слайд №16-24)

3. Из отложенного кусочка глины на детали будем делать птичке ножки. Делим кусочек глины пополам, скатываем два шарика. На теле игрушки стеком делаем насечки и примазываем ножки. Теперь птичка может стоять. (Слайд №25)

4. В лучшем варианте птичка должна постоять минут 20-30, это необходимо для того, чтобы глина не тянулась за стеком. После этого приступаем к изготовлению свистка. Все наши движения должны быть плавными, спокойными, а не быстрыми и резкими. Стеком делаем большую дырочку, так, чтобы не повредить форму птички, убираем все неровности внутри отверстия. (Слайд №26-28) Стенки отверстия должны быть гладкими, чтобы воздух мог спокойно проходить сквозь них. (слайд) Берём стек лопаточкой и делаем отверстие в хвостике. Выводим стек так, чтобы он вышел в тело птички. (Слайд 29-32) Теперь нам понадобиться второй стек. Он должен как бы продолжать первый. (Слайд №33,34)

5. Пробуем посвистеть. Звук пошёл. (Слайд №37) Отлично! Но не всегда удаётся добиться свиста с первого раза, не огорчайтесь. Перебейте глину снова, и за работу. Звук у всех свистулек будет разный (чистый, глухой, слабый, пронзительный и т. д., что зависит от расположения отверстий и размеров камеры. Можно звучание сделать более интересным. (Слайд №38,39) В этом случае дополнительно с боку игрушки круглой стороной стека делаем дополнительную дырочку. (слайд) При осмотре отверстий следует обратить внимание на чистоту (лишние мелкие кусочки глины, оставленные стеком, удаляются).

6. Выглаживаете птичку влажной салфеткой, пальцами. Такой процесс называется лощением. Наводим красоту. (Слайд №40) Приступаем к украшению изделия. Наша затулинская птичка имеет свой декор. Это могут быть ягоды рябины или смородины, сделанные бусиной, одетой на развёрнутую скрепку. Иголочки кедра, веточки. (Слайд)

7. После этого птичку необходимо высушить и, при желании, обжечь в печи или в пламени обычного костра, при этом поместив игрушку в жестяную баночку с отверстиями.

Вот такие птички мы изготавливаем с нашими детьми в подготовительной группе, во второй половине года. Звук нашим свистулькам ставит, естественно, воспитатель.

Тайны, скрытые в игрушке

Первые глиняные статуэтки, найденные на территории России, относятся ко II тысячелетию до нашей эры. Они представляли собой женское божество — Роженицу, Мать всех богов, защитницу семьи и всего рода, ей поклонялись и приносили жертвы на домашнем алтаре. Обнаруженные возле озера Байкал многочисленные статуэтки богини-матери, очевидно, изготовлялись в большом количестве. Повторяющиеся черты в изображении богини-матери у разных народов — широкие бедра, большая грудь, крепкие руки символизируют материнство и способность матери выкормить и вынянчить детей.

В глубокой древности на глиняные изваяния древнеславянской Богини-матери наносили особые рунические знаки — «древо жизни», «засеянное поле», означающие силу её плодородия, продолжения рода, а также богатство и достаток. Самые первые глиняные игрушки, несомненно, имели культовый характер и служили оберегами для дома, для здоровья и благополучия всей семьи и, конечно, для детей.

01-olen_glinyanuyy

Русская глиняная игрушка была частью жизни народа на протяжении многих веков. При археологических раскопках в Вятке, Туле, Рязани, Москве были найдены глиняные игрушки, в виде фигурок людей, птиц, коней, изготовленные в 9-15 веках.

Серьёзное изучение русской игрушки началось в конце 19 – начале 20 веков. Исследователи древнерусской игрушки установили, что к определённым календарным сельскохозяйственным праздникам в давние времена мастера изготавливали ритуальные фигурки из глины, связанные с защитой урожая от действия злых сил природы. Считалось, что «нечистую силу» можно отпугнуть, отогнать от засеянных полей свистом.

Древние вятичи делали глиняные свистульки для оберега будущего урожая. В древнеславянской языческой традиции, именно, весной устраивался праздник «свистопляска», посвященный славянскому богу солнца и плодородия Яриле.

После принятия христианства на Руси в 988 году, многие языческие праздники и обряды стали запрещаться, но народ не забывал свои древние традиции, народные ремёсла и продолжал мастерить глиняные игрушки свистульки для детей. Именно, детям поручалось петь веснянки, окликать и зазывать весну, солнце и тепло, для детей делали свистульки в виде весенних птиц — жаворонков, появлявшихся на полях с приходом весны.

В отличие от скульптуры, игрушки из глины создавались без стремления передать анатомические особенности, и сходство с птицей или животным, достаточно было одной-двух условных деталей, чтобы изобразить коня, оленя, птицу или корову. Глиняные фигурки животных создавались как метафора, образы, связанные с заложенными в них мифологическими значениями. В основном, эти образы, воплощали могущественные силы матушки Природы, например, стремительно скачущий Конь означал Солнце, летящее по небу на не видимой колеснице. Часто коня заменял олень, несущий силу солнца на ветвистых рогах, подобных древу жизни. Иногда мастера глиняной игрушки добавляли коню оленьи рога, как символ солнца и изобилия.

01-вятка

В народной глиняной игрушке самыми любимыми были образы коня, всадника, оленя, бабы, медведя, птицы, барана, козы. Медведь по древнеславянским представлениям предвещал пробуждение природы, был символом силы и могущества.

01-дымковская игр-медведь

Кстати, само слово медведь у славян было под запретом, так как считалось, если скажешь «медведь», он тут же и появится у тебя за спиной, поэтому медведя даже в русских сказках называли другими именами — косолапый, топтыга, бур, бурый, бер, живущий в берлоге, Потапыч, шатун, Михайло, хозяин леса, ком, отсюда происходит и название праздника «комоедица» — масленица, а первый блин комам, то есть медведям забрасывали на дерево!

01-старина

Птицы считаются вестниками богов, петух пробуждает солнце, жаворонок приносит вести о весне и весеннее тепло, грачи и скворцы своими криками будят природные силы богини Матери-Земли. Именно поэтому мастера, в те далекие времена, делали все глиняные свистульки в виде птиц.

Коза-кормилица покровительница плодородия, урожая, вскармливания новорождённой жизни, представляла собой добрую силу природы. Корова и бык — символ плодородия и достатка, здоровья и силы.

01Дымково----

Как и в стародавние времена, глиняная фигурка Баба наделяется смыслом богини прародительницы, того самого древа жизни, вокруг которой строится многофигурная композиция. Мастера лепки изображали бабу в широкой юбке колоколом, означавшей её природный детородный дар, в окружении многочисленного семейства — «мал мала меньше».

01-дымково-с петухом

У бабы на руках малые дети, петух или уточка, символ достатка в доме, пышный каравай или коромысло с полными вёдрами воды. Все эти символы магии плодородия, здоровья, достатка и изобилия в большом семействе были воплощены в образе глиняной фигурки бабы, хранящей многовековую память народа.

Не только форма глиняной народной игрушки, но и её цвет имеет символическое значение. Красный цветозначает огонь, цвет земли и летнего солнца. Жёлтый– цвет хлебной нивы и осеннего солнца. Зеленый растительный орнамент, символ возрождения жизни. Синий и голубой цвет — вода и небо, цвет космоса и Вселенной.

Белоснежный фон, белый цвет издавна считался божественным символом чистоты, света, светлых сил.

Орнамент, встречающийся на игрушках, также несёт тайную смысловую нагрузку, в виде солярных знаков — символов солнца, ромбов с точками внутри — символ «засеянного поля» — плодородия, цветных полос с точками, символизирующих распаханную землю и посеянное на ней ровными рядами зерно.

01-дымково

Все эти символы довольно часто встречаются в народном искусстве: и в резьбе, и в росписях, и в вышивке.

Народный промысел рождался в нескольких крестьянских домах, а если промысел становился удачным, то им начинала заниматься вся деревня, слобода или село, перенимая друг у друга самые удачные образцы. Постепенно в определенной местности складывались характерные черты промысла, особенность изготовления образов глиняной игрушки.

Со временем из мастеров гончарного дела, образовались целые деревни умельцев игрушечников и слободы ремесленников. В той или иной местности качество глины было разным, это также диктовала определённые условия для складывания промысла.

01-Филимоновская игрушка

Например, существует предположение, что филимоновские длинношеие игрушки появились благодаря местной глине «синике», а красная глина дымковской слободы хорошо держит налепленные сверху декоративные детали.

01-дым

Дымковская игрушка названа так по наименованию слободы Дымково, расположенной близ города Вятка (ныне Киров). Промысел Дымковских мастеров зародился в далеком прошлом, когда слабодские умельцы стали лепить небольшие свистульки и на весеннем гулянье «Свистопляске», целый день свистели в них. Так и повелось, что «в Вятке делают игрушки для свиста». Дымковские умельцы приписывали свистульке особые магические свойства, считалось, что свистом человек может снять с себя порчу и даже выздороветь, а вся «нечистая сила» сбежит из его дома, хлева и поля, переселившись к завистливому врагу, пожелавшему недоброе. Такие игрушки традиционно хранили у окна, как оберег.

Мастера работали в селе Дымково в одиночку и целыми семьями, копали глину, смешивали её с песком, месили глину сначала ногами, а потом руками. Лепили простые глиняные игрушки, обжигали в русских печах, а потом расписывали их цветными красками, в основном женщины.

01-дымково--

Дымковские игрушки особенные, живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, кони, петухи с расписными хвостами, уточки-свистульки, поросята, медведи и много других глиняных игрушек.

Сейчас народные умельцы работают в мастерских, по-прежнему изготавливая и расписывая игрушку вручную, отчего она обладает неповторимыми формами и колоритом.

01-дымково-=

Мастерицы не делают эскизов. Например, изображая куклу, мастерицы делают сначала юбку из пласта глины, в результате чего получается полая колоколообразная форма; голову, шею и верхнюю часть туловища делают из одного куска, а детали одежды бабы — рюши, оборки, манжеты, шляпки и др. — лепят отдельно и примазывают к основной форме, называя их налепками.

Из поколения в поколение передавалось искусство изготовления игрушек из глины, и древние традиции мастеров, воплотивших в своих творениях образ жизни русского народа, его понимание красоты и гармонии. Народная глиняная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу.

Читайте также  15 удивительных функций телефона, о которых вы не слышали

01-дымково0

Дымковская игрушка весьма специфична. В создании её формы, в оформлении деталей, раскраске существуют свои традиции, которые выражаются в статичности, пышности глиняной фигурки и яркости окраски. Мастерицы строго сохраняют и поддерживают традиции, установленные старыми мастерами дымковского промысла, но у каждой мастерицы есть свой особый почерк в работе.

01---

Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором, что особенно привлекает внимание детей, с интересом рассматривающих глиняные игрушки, слушающих рассказы о том, где и как их делают.

Работа с глиной: все, что нужно знать новичкам

Умение работать с глиной – сегодня очень модное хобби. А у самых увлеченных любителей есть все перспективы вырасти в настоящих мастеров. Очень здорово, когда любимое дело превращается еще и в источник доходов, позволяющих безбедно существовать. Что вполне реально – качественные изделия из глины (фигурки, игрушки, свистульки, панно, куклы, украшения) ценятся недешево. Каждая из них уникальна, неповторима, это не штамп, сошедший с заводского контейнера. Керамика всегда придает интерьеру стильности и шарма. Потому работы мастеров имеют спрос.

Но прежде чем стать мастером, нужно с чего-то начинать. И для начала – конечно же, с самого простого. С того, что легко понять и повторить, занимаясь лепкой с нуля и без педагога.

глиняное панно "Дожинки"

Предлагаем вашему вниманию последовательную инструкцию по работе с глиной для начинающих

от Евгении Афонасенко, преподавателя по классу ДПИ ГУО «Могилевская школа искусств» №6 (Белоруссия).

Как выбрать глину

1. Покупная глина для лепки.

Начинающим лучше приобретать глину в специальных художественных магазинах. Продается она уже подготовленной для работы. Встречается в небольших упаковках до полукилограмма. А также в профессиональной расфасовке по 15-25 кг, что обойдется значительно дешевле.

2. Природная глина.

Глину можно взять и из естественной среды – накопать в огороде (если есть места неглубокого залегания), на обрывистом берегу реки. Но такая глина к работе еще не годится: в ней много грубых примесей, из-за которых, подсохнув, материал будет крошиться.

Чтобы очистить глину от них, ее нужно переложить в ведро, залить теплой водой, хорошенько перемешать и оставить на ночь. К утру все тяжелые примести осядут на дно. Жирный верхний слой нужно снять с поверхности воды, хорошенько отцедить, просушить на воздухе до нужной консистенции, периодически разминая, и положить на хранение до использования.

Правила хранения

  • Глина не должна терять влагу. Для этого ее необходимо обернуть влажной ветошью и поместить в полиэтиленовый пакет.
  • Идеальное место для хранения – полочка холодильника или (если глины много) прохладный темный подвал.
  • Периодически глину необходимо раскрывать и проветривать, чтобы она не заплесневела.

Подручные материалы для лепки

  • Металлическая струна. Она отлично подходит для отделения от большого куска глины части, которая потребуется для работы. Струна должна быть средней толщины: тонкой легко поранить руки.
  • Специальный нож для отделения небольших кусочков материала. Лучше всего взять лезвие от старого кухонного ножа и в области рукоятки обмотать его изоляционной лентой.
    Не следует брать лезвие от ножей канцелярских (для нарезки бумаги) или строительных. Их лезвия быстро заржавеют при работе с глиной. Кроме того, они чересчур тонкие и потому излишне острые, – ими легко порезаться.
    Не стоит использовать и пластмассовые ножи. Их лезвия не делают острого, ровного среза, а словно продавливают глину. Нож обязательно должен быть хорошо отточен.
  • Деревянные доски разных размеров, на которых придется раскатывать кусочки глины.
  • Деревянная скалка для раскатывания.
  • Ткани с грубой текстурой, с рельефными узорами, которые хорошо бы пропечатывались на глине при ее раскатывании на такой ткани.
  • Можно приобрести набор стеков для лепки.

подручные материалы

  • Всевозможные канцелярские мелочи. Попросту: хлам, который мы обычно выбрасываем, наводя порядки в своих письменных столах: колпачки от фломастеров, использованные стержни от шариковых ручек, крышечки от тюбиков клея и прочие мелочи. Поверхность некоторых их таких ненужных на первый взгляд вещей может оставлять при вдавливании очень интересные отпечатки на глине. В дело пойдут даже палочки от эскимо и чупа-чупсов!
  • Губка хозяйственная, которую обычно используют на кухне для мытья посуды. Чтобы ею было удобнее работать, губку следует разрезать на 4 части.

сглаживание неровностей влажной губкой

Сглаживание неровностей влажной губкой

Обжиг глиняных работ

Известно, что готовую работу необходимо будет обжигать. А до готовности глина доходит при температуре обжига 850-900 градусов. Именно в таком температурном диапазоне глина превращается в керамику.

Из этого следует, что ни духовки домашних газовых и электрических плит, ни микроволновые печи для такой цели не подойдут.

Но и здесь есть выход, если заниматься этим видом творчества очень хочется. Благо, современные технологии позволяют предлагать самые разнообразные варианты товара. В этом случае следует просто покупать в магазине глину, не требующую обжига.

Кустарный обжиг

Это еще один альтернативный вариант возможности работать с глиной, не имея в своем распоряжении муфельной печи. Можно попробовать обжечь глину в домашних условиях — в костре. Температура огня в нем поднимается в среднем до 750 градусов. Чтобы глина превратилась в керамику (а идеальная для этого температура 850-900 градусов), держать ее в костре придется подольше, чем в муфельной печи, и при этом постоянно поддерживать жар.

Следует выкопать неглубокую ямку в земле, положить в нее фигурку, сверху сложить костер и поддерживать его горение не менее 8-10 часов. Чем дольше будет обжигаться, тем крепче и качественнее будет изделие.

Качество готового изделия

Определить его легко по звуку, издаваемому при постукивании по обожженной фигурке. Если звук звонкий – все прошло успешно, если глухой – времени на обжиг было отведено мало.

photo756049

Техники декорирования готовых глиняных изделий

В принципе, готовую работу можно ничем не разрисовывать и не покрывать. Уже сама по себе глина выглядит достойно и богато.
Напротив, неумелой покраской глиняное изделие можно легко испортить, обесценить. Если покрыть краской большую поверхность фигурки, она станет выглядеть обычной пластмассовой куклой, сошедшей с фабричного контейнера, что значительно уменьшит художественную ценность работы.

Есть золотое правило при нанесении краски на глиняные изделия: ею (вне зависимости от того, какой именно) нужно покрывать только отдельные фрагменты. И занимать окрашенная поверхность должна не более 5-7 % от всей площади фигурки.

ворона из глины

Цвета желательно использовать оттенков, близких к «глиняным», – соломенного, коричневого, приглушенно-красного, кирпичного и т.п.

Если при декорировании планируется использовать еще какие-либо материалы, отдавать предпочтение следует природным. Например, волосы куколке лучше изготовить из натуральной льняной пеньки.

натуральная пенька
Окрашивание

Для окраски глины можно использовать акриловые краски либо гуашь.

  • Акриловые краски предпочтительнее. После высыхания их не требуется еще каким-то образом закреплять.
  • Гуашь дешевле, ею проще работать детям. Однако эта краска водорастворимая, при попадании влаги она растечется. Кроме того – пачкается, когда приходится браться руками за окрашенную поверхность. После высыхания гуаши рекомендуется (для закрепления) покрывать ее клеем ПВА.

Покрываем клеем нанесенную на фигурку гуашь

Покрываем клеем нанесенную на фигурку гуашь

Эффектнее всего обрабатывать готовое изделие специальным акриловым лаком из распылителя. Используют для этой цели также автомобильные краски всевозможных оттенков, близких к цвету глины.

кот копилка из глины

Молочение (молочный обжиг)

Этой техникой пользовались еще наши предки. И, кстати, – только наши предки! Нигде на других континентах, в других странах технику молочения не применяли.

Обрабатывали в молоке керамику не только для того, чтобы горшочки и плошки выглядели привлекательнее, но и для практического эффекта. Дело в том, что в обожженной глине остаются крохотные пустоты, в которые затем попадают воздух и влага. Они потихоньку разрушают изделие изнутри. Молоко же запечатывает пустоты, покрывает изделие плотной пленкой.

Порядок работы

1.Изделие нужно окунуть в молоко целиком. Лучше, конечно, использовать натуральное коровье, но подойдет и магазинный продукт. Важно помнить:

  • жирность молока должна быть не более 2,5 %;
  • приготовленное из сухого концентрата молоко для обжига не подойдет.

2.В молоке изделие следует держать от 2-3 минут до 7-10, но не дольше. Чем меньше купать, тем тоньше будет защитная пленка. Но если передержать, при обжиге покрытие рискует отслоиться от глины.

3.Перед тем, как обжигать, работу необходимо высушить. В противном случае покрытие потрескается и отшелушится.

4.Обжигать лучше в муфельной печи при температуре 300-40 градусов. Но, в крайнем случае, подойдет и обычная духовка в газовой либо электрической плите при максимально возможной температуре (как правило, это 260-280 градусов). Керамика при обработке не любит резких перепадов температуры, потому ставить изделие лучше в холодную печь. Распахивать во время обжига печь (духовку) настежь по этой же причине не следует, только немного приоткрывать, чтобы иметь возможность следить за протеканием процесса. Время обжига – несколько часов, все зависит от желаемого в итоге цвета поверхности глины. Чем дольше держать – тем он будет темнее: вплоть до насыщенно-шоколадного.

Дымление (чернение)

Это также достаточно древний способ декорирования глиняных изделий. После обработки им, помимо водонепроницаемости, посуда получает еще одно удивительное свойство: она становится темно-серого металлического цвета. Во времена, когда металлические тарелки, чашки, сервизы на столе были признаком роскоши и богатства, и позволить приобрести такую мог далеко не каждый, ее имитировала черненая керамика.

Профессионалы используют самые различные методы чернения. Они достаточно сложны, трудоемки, не имея опыта и достаточных навыков повторить их непросто.

Для эксперимента в кустарных условиях (только не в квартире, будет слишком дымить!) можно попробовать дымление в сосновых или еловых опилках.

Обожженное изделие нужно достать щипцами из печи и опустить в металлическую емкость с сухими мелкими опилками деревьев хвойных пород. Сверху подсыпать еще опилок и плотно накрыть металлической крышкой. Оставить на несколько часов.

Способ рискованный: нередко изделия трескаются из-за перепада температур.

Техника протирки (народный эконом-вариант)

Обожженное глиняное изделие можно протереть обильно смоченной в коричневой гуаши мягкой губкой. В уголках, местах стыков, в складочках «застрянет» краска, придав работе стильности.

Похожего эффекта можно достичь, окунув глиняную фигурку в водный раствор органического удобрения – оксидата торфа (пропорции для разведения в воде 1:1).

глиняные работы

Нужно помнить, что двумя последними способами ни в коем случае не следует декорировать глиняные изделия, которые затем планируется использовать в пищевых целях (наливать в них напитки, накладывать пищу.)

После вышеописанных обработок повторный обжиг проводить не требуется.

Записала Лилия Ли.

И в дополнение к общим правилам работы с глиной Евгения Афонасенко подготовила для наших читателей 4 мастер-класса по лепке интересных поделок.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: