Как сделать озвучивание параметров автомобиля

Проект "Автомобильная говорилка"

Панель приборов как-то примелькивается, далеко не всегда кидаю на неё взгляд. Бывало как-то еду себе еду, а дверь оказывается неплотно закрыта — не обратил внимание на лампочку, проехал достаточно. А ещё бывает ручник не до конца отпустился, а я поехал. А ещё бывали случаи когда заглушил машину, а селектор в положение P забыл поставить… А ещё бывает багажник не закрыт до конца…

В общем, хотелось бы чтобы машинка издавала какой-нибудь звук при этих событиях, а она молчит, как рыба об лёд. Только истошно трынчать начинает, стоит отстегнуть ремень безопасности.

Ну тут я подумал: "а в чём, собственно, дело? Можно же сделать свой электронный бубенчик, благо опыт есть, повесить его на сигнал скорости и сигнал ручника, и чтобы он бзынкнул разок, когда есть скорость и ручник тоже есть?
А ещё чтобы за дверьми последил…
И за багажником…
И если рычаг забыл в P перевести, чтобы тоже…
И если давление масла упадёт, чтобы сказал…
И если аккумулятор не заряжается…
Топлива осталось мало — тоже пусть предупредит…
Ну и озвучит как-то срабатывание ABS и TCS…
И за напряжением в сети последит…
И за нагревом двигателя…
И… " — так я мечтал и мечтал составляя список всех событий, которые бы мне хотелось озвучить в машине. Затем пришёл в себя, посмотрел внимательно, вычеркнул половину и побежал проектировать то, что в итоге станет вот такой штукой:

Все звуки сохраняются в формате wav на карте MicroSD, в файловой системе fat16, прямо в корневой папке. О том, как читать MicroSD, fat16 и wav я как-то писал в своём блоге

Как обычно, силовой транзистор VT1 IRLML9301 обеспечивает питание и полное обесточивание схемы. Включается он посредством VT2, когда появляется зажигание, и пока микроконтроллеру не надоест.

Все компоненты выбирались так, чтобы работать в холодную погоду: конденсаторы X7R, МК индустриального диапазона температур и так далее. В схеме присутствует SD карта, которая должна питаться не более чем 3.6 Вольтами.
На момент разработки схемы у меня не было стабилизатора на 3.3 Вольта, поэтому его роль играет регулируемый стабилизатор LM217L, работающий при температуре до -40 (и все используемые конденсаторы поэтому, кстати, X7R). У регулируемых стабилизаторов есть один неприятный момент — чтобы они работали как следует через них должен течь минимально некоторый ток, в частности для LM217 при разнице входного и выходного напряжения 13 Вольт, должно составлять около 0.8мА. Этот ток организуется при помощи делителя из резисторов R19 и R20, которые и задают выходное напряжение на уровне 3.33 Вольта.

Воспроизведение звука

Звук воспроизводится через два последовательно соединённых 30мм динамика SG мощностью 1 Вт и сопротивлением 50 Ом каждый:

Звук формируется при помощи ШИМ выхода, который подаётся на базу транзистора VT7 через резистор R21 20кОм. Резистор ограничивает ток на базе транзистора что, в свою очередь, ограничивает ток на его коллекторе. Выравнивание ШИМ сигнала происходит прямо параллельно динамикам при помощи конденсатора C8. Алгоритм вывода звука построен таким образом, чтобы поддерживать минимальный коэффициент заполнения ШИМ, если амплитуда сигнала невелика.

Карта MicroSD

Поскольку SD (но не SDHC) карты умеют работать по интерфейсу SPI, использовать её достаточно просто. Карта подключается к SPI порту микроконтроллера. Вывод CS карты подтянут резистором R23 200кОм к линии питания, дабы карта не реагировала на всплески на линии, пока МК находится в состоянии сброса.

Сигналы "по плюсу"

Сигналы, присутствие которых обозначается наличием положительного напряжения на линии, такие как "зажигание", "ABS", положения селектора АКПП (блок А), подключаются через полевые транзисторы VT3, который замыкает вход МК на "землю". Вход МК внутренним резистором подтягивается к линии питания. Подавление дребезга на этих входах идёт программно.

Входы импульсов от тахометра и спидометра подходят на входы внешних прерываний INT1 и INT0 (блок B). Для них дребезг уменьшается, при помощи конденсаторов C2.

Сигнал от генератора (charge) считается активным, когда на нём низкий уровень. Но по факту между "массой" и этой линией возникает разность потенциалов более 1.5 Вольт. Поэтому на нём собрана схема "по плюсу", единственное отличие — это делитель из резисторов R10/R14. Пороговое напряжение затвора транзистора 1…3 Вольта. При таком делителе, чтобы транзистор открылся, напряжение на линии должно составить минимум 3.5 Вольта (максимум 10.5), что вполне отвечает нуждам этого входа.

Сигналы "по минусу"

Сигналы от датчиков недостаточного уровня омывающей жидкости, недостаточного давления масла, непристёгнутого ремня, концевиков ручного тормоза, дверей и багажника, и сигнал "check engine" замыкаются на "землю" (блок C). Схема управляется при помощи биполярного PNP транзистора VT6, который замыкает вход МК на линию питания, в остальное время вход притянут к низкому уровню резистором R18.

Аналоговые сигналы

Сигналы от датчика уровня топлива и датчика температуры охлаждающей жидкости притягиваются к стабилизированному напряжению самой приборной панелью. В результате, на этих линиях образуются напряжения в диапазоне 1…8 Вольт . Чтобы снять эти напряжения, используется делитель из резисторов R12 и R15 (блок D), всплески и помехи фильтруются конденсатором С3.

Изготовление

Всё это дело я разместил на двусторонней плате 40х60мм.

Для подключения использовал разъёмы из серии CHU / CWF-R с шагом контактов 2.5мм.

Плату покрыл прозрачным цапонлаком и засунул внутрь коробки BOX-KA08 производства МастерКит.

При сверлении отверстий под динамики застряло сверло, в результате чего немного попортился дизайн, как видно на самой первой фотке. Но мне на него не глазеть, так что оставил как есть. Сами динамики к крышке приляпаны на "суперклей".

Работа прошивки

Прошивка написана для ATmega168PA, но может быть без изменений залита в ATmega328P (что я и сделал, поскольку в нашем магазине почему-то 328P дешевле чем 168PA).

Тактируется от внутреннего RC-генератора на 8МГц.

Вкратце, состоит из:

— основного тела программы, которое ожидает появления в очереди звука и начинает его воспроизведение, путём записи в кольцевой буфер на 256 элементов.

— обработчика прерывания таймера 0, который занимается выводом ШИМ. Обработчик прерывания берёт из кольцевого буфера очередное значение и выводит его в регистр ШИМ. Если буфер иссяк, то либо завершает воспроизведение, подавляя щелчок, либо просто топчется на месте, ожидая новых данных.

— обработчиков внешних прерываний INT0 и INT1, они считают импульсы скорости и тахометра

— обработчика прерывания таймера 2, выполняющегося примерно 980 раз в секунду. Этот обработчик запускает замеры на аналоговых входах, а каждый 16 вызов запускает основной обработчик сигналов. При этом прерывание таймера 2 отключается, а глобальные прерывания разрешаются. На время работы обработчика сигналов продолжается воспроизведение из звукового буфера и обработка внешних прерываний.
Обработчик сигналов анализирует уровни на входах, применяет алгоритм подавления дребезга, и, в зависимости от того, какой сигнал изменился и какие обстоятельства, заносит в очередь воспроизведения тот, или иной звук.

Обрабатываемые события

Система контролирует и предупреждает при следующих событиях:
— Напряжение сети меньше заданного уровня (отдельно при остановленном двигателе, отдельно при запущенном)
— Напряжение сети выше заданного уровня
— Уровень топлива ниже заданного уровня (чтобы компенсировать плескание топлива, полученные значения фильтруются, и низкий уровень должен присутствовать в течение длительного времени)
— Температура двигателя выше заданной границы (предупреждения будут повторяться, если температура будет повышаться дальше)
— Низкий уровень в бачке омывателя.
— Не пристёгнут ремень безопасности при движении машины.
— Поднят ручной тормоз при движении машины.
— Не закрыта дверь при начале движения машины.
— Не закрыт багажник при переводе рычага в положение D.
— Двигатель заглох, при включенном зажигании.
— При включении D селектора, температура двигателя ниже заданного уровня
— Зажигание ламп "генератора", "проверить двигатель" при работающем более 3х секунд двигателе и включенном зажигании.
— Срабатывание ABS и TCS
— Спонтанное движение машины при остановленном двигателе.

Читайте также  Как удалить вмятины на древесине

Большинство из этих событий произносятся только один раз за поездку. Поэтому случайное срабатывание какого-нибудь датчика не станет назойливым повторением одних и тех же фраз.

Кроме того, если три раза поднять-опустить ручной тормоз, не более 2х секунд между подъёмами, то скажет текущее напряжение в бортовой сети.

Если двигатель остановлен, зажигание включено, дверь открыта, то быстрое трёхкратное закрывание двери (т.е. нажатие на концевик), а затем трёхкратное поднятие ручника включат режим настроек, в котором можно откалибровать замер напряжения, задать граничные значения напряжений, установить текущую температуру двигателя в качестве минимальной, или максимальной, задать текущий уровень топлива в качестве минимального. Нажатие на концевик двери выбирает настраиваемый параметр, поднятие ручника — изменяет его. Нажатие на концевик сохраняет значение и переходит к следующему параметру. Выключение зажигания, или запуск двигателя завершают режим настройки.

Демонстрацию некоторых сообщений и режима настройки можно посмотреть тут:

Более подробно про работу схемы и прошивки — в моём блоге

О процессе внедрения сего девайса в машину — в бортжурнале машины

UPD от 24.11.2014: обновлена прошивка и набор звуков.

Прошивка, исходный код, разводка платы в Sprint Layout 6 тут: zip, 295кб
Набор звуковых файлов тут: zip, 2.1Мб

Что изменилось?
— Перезаписаны некоторые голосовые сообщения
— Изменена структура меню настройки, теперь концевиком двери выбирается настройка, ручник — войти в подменю. В подменю можно задать новую настройку, затем отменить (вернуть предудущее значение), либо сохранить новое значение, также можно сбросить настройку на значение по-умолчанию. Появились поддержки профилей. Все настройки можно разом сохранить в один из трёх профилей, а затем загрузить любой профиль обратно.

Говорилка для авто на звуковом модуле ISD1820

1. Контактный разъем для подключения проводов питания, управления, и функции REP (повтор записанного файла) и FT-режим усилителя звука(мегафон).
2. Микрофон установленный на плате.
3. Индикатор светодиода светится во время записи, и мигает в конце воспроизведения звука.
4. Микросхема ISD1820 установленная на разъемной панели.
5. Разъемный выход УНЧ для коммутации громкоговорителя.
6. Кнопка PLAYL включает запись только когда кнопка нажата.
7. Кнопка PlAYE одно кратковременное нажатие включает воспроизведение всего записанного файла.
8. Кнопка REC при нажатии и и удерживании записывает файл длительностью 10 секунд.

На двухрядном контактном разъеме платы на можно с помощью перемычки включить режим непрерывного воспроизведения записанного файла (перемычка на Р-Е). А перемычка на FT включает режим мегафона усиленный звук с микрофона непрерывно идет на громкоговоритель. Работу кнопок можно продублировать подключив их на соответствующие штыри контактного разъема и подавать на них логические сигналы высокого уровня. Учитывая это можно с успехом управлять звуковым модулем через Ардуино и т.п.
Принципиальная схема звукового модуля ISD1820.

Настраивая значения R4 до 200 кОм установленного на вход ROSC микросхемы ISD1820 можно увеличить время записи файла до 20 секунд (при незначительной потере качества звука).

Давно я хотел сделать в автомобиле голосовую сигнализацию включения ручного стояночного тормоза. Не всегда смотришь на панель приборов(там есть световой индикатор положения ручника), в результате двигаешься с места с включенным ручником. Из за этого быстрей изнашиваются тормозные колодки, сцепление, в общем ничего хорошего.

Собрал на базе этой платы звукового модуля ISD1820 громкий напоминатель о своевременном выключении ручного тормоза. Такой сигнал уже никак не пропустишь! Подключить схему можно к концевому выключателю рычага стояночного тормоза.

Перечень инструментов и материалов.

-плата звукового модуля на ISD1820 -1шт;
-пластмассовый корпус от старого звонка -1шт;
-громкоговоритель 0,5 Вт, сопротивление 8 Ом -1шт;
— понижающая плата на LM2596 или любая аналогичная—1шт;
— усилитель PAM8403 -1шт;
-разъем Джек 3,5мм-1шт;
-резисторы 500 кОм и 50 кОм -1шт;
-источник питания;
-соединительные провода -паяльник;
-тестер.

Шаг первый. Сборка схемы голосового информатора.

Испытав работу с динамиком бывшем в комплекте с платой я решил с начала заменить громкоговоритель на аналогичный по параметрам советского выпуска(громче и качественнее звук), затем подключить дополнительный усилитель низкой частоты PAM8403. Для адаптирования к бортовой сети автомобиля запитал схему через понижающую плату на микросхеме LM2596. Если устройство надо применить вне автомобиля то можно подключить схему убрав понижающую плату, например от аккумулятора типа 18650.



Понижающую плату на микросхеме LM2596 установил в боковом отсеке где раньше размещались батарейки питания звонка.

Шаг второй. Проверка работы информатора.

Схема собрана, платы установлены в корпус можно проверить все в сборе. С усилителем и отечественным динамиком звук получился громкий. Конечно более качественный звук можно получить если записывать через линейный вход. Для этого нужно подключить к разъему громкоговорителя резистивный делитель и через разъем джек 3,5мм подключать к источнику сигнала-телефон, компьютер и т.п. Можно записать речевые файлы с сайта ivona.com. Там синтезируется речь профессиональных дикторов. Набираете нужный текст и получаете красивый речевой файл.

На базе этого модуля можно сделать массу самоделок от музыкальных шкатулок до речевой сигнализации, все зависит от вашей фантазии. Вся работа заняла свободный вечер и минимум средств: плата звукового модуля на ISD1820-75р., усилитель РАМ8403-30р., понижающая плата на LM2596-40р., остальное было в наличии. Данная самоделка под силу начинающим и может пригодиться во многих других целях, в результате получаем интересное устройство для дальнейшего творчества.

Подробнее процесс работы и тест данного устройства можно посмотреть в видео

Говорящая сигнализация на авто своими руками: схема

Чтобы отличить вой сирены своей автосигнализации от тысячи других, следует установить на автомобиль «умную» говорящую сигналку. Сделать это довольно просто.

Принцип работы говорящей сигнализации

К установленной в авто сигнализации потребуется прикупить:

  • рупор;
  • контроллер Ардуино.

Для самой простой конструкции этого будет достаточно. Контроллер спрячется за крышкой громкоговорителя, образовав с ним единую систему.

Озвучить устройство можно любым голосом – хоть политика, хоть киношного героя. Тут уже зависит от вашего личного предпочтения.

Система будет работать по такому алгоритму: рассчитывает количество импульсов, приходящих на сирену штатной сигнализации авто. К примеру, один импульс будет означать команду «закрыть машину» или «поставить на охрану». Два импульса, поступающие на штатную сирену, будут означать: «открыть автомобиль» или «снять с охраны». Сразу несколько импульсов подают сигнал тревоги, а постоянный импульс — сработает сигнализация.

Установка музыкальной сирены

Можно приобрести приставку, издающую разные звуки, – от лая собаки до нелестного крика: «Пошёл вон!». Возможны любые другие рингтоны или фразы. Такая музыкальная сирена подойдёт для установки к любой системе безопасности.

Установив музыкалку, которая, кстати, не влияет на разрядку аккумуляторной батареи, сможете провести настройки со смартфона, записав в ПО любую желаемую мелодию.

Прежде чем приступить, понадобится установить отдельный рупор, который будет управляться импульсами, как указано выше.

Подключение сирены

Рассмотрим вариант подключения для устройства SirenaBT5. Вам придётся соединить три провода:

  • красный: постоянный «+»;
  • чёрный: масса;
  • жёлтый соединяется с красным проводком сирены «+».

Подключение

Далее следует подключить кнопку звукового сигнала:

  • зелёный «+»;
  • белый «-».

Подключение

Чтобы сирена срабатывала на заднем ходу, соедините:

  • оранжевый «+»;
  • cерый «-».

Установка приложения BeebHorn

Зайдите в Play Market и выберите соответствующее приложение (для iOS не ищите — его пока не существует).

Для говорящей сирены понадобится SD-карта. Если она вдруг выйдет из строя, сирена будет подавать звуки тревоги в обычном старом режиме.

  1. Подведите к плате питание.
  2. Включите Блютуз на телефоне.
  3. Запустите поиск сигнала.
  4. В течение 10 секунд следует подобрать желаемый звук, иначе карта уйдёт в дежурный режим.
  5. Откройте приложение.
  6. Выберите кнопку готовой мелодии или запишите через микрофон свой текст.
  7. Во вкладке конфигурации задайте параметры громкости воспроизведения, ширину импульсов, режим кнопки, количество воспроизведений.
  8. Перейдите во вкладку «Мелодии», загрузив выбранный аудиоролик.
  9. В «Журнале» настройте событие: какая мелодия к какому случаю подходит (удержание, открывание, закрывание), задав цифровую кнопку и дописав при желании название трека.
  10. Произведите точно такие же настройки с остальными каналами (зелёный и оранжевый провода).
  11. Завершив настройки, зайдите в «Конфигурацию» и сохраните мелодии и события. Здесь же можно поменять пин-код Блютуз-соединения.

Для сигнализации «Шерхан» не следует устанавливать ширину импульсов, так как в этой сигнализации параметр постоянно изменяющийся.

Мелодии в приложение можно загружать с сайта BeebHorn. Отыскать выбранные на сайте треки можно в папке «Конвектор».

Читайте также  Мини-примус из банки от колы

Динамик лучше выбирать влагостойкий. Разница в цене не особо существенна.

Будьте готовы к тому, что пищать и орать сирена будет отменно, а голос даже в формате МР3 воспроизводится не очень качественно.

Теперь вы знаете, как озвучить сигнализацию голосом, звуками или рингтонами. Надеемся, у вас всё получится.

Система голосового управления в автомобиле

Современные автомобили «умнеют» с каждым годом, оснащаясь новыми системами и решениями, призванными сделать вождение максимально безопасным и комфортным. Обилие кнопок и переключателей для управления огромным количеством функций и параметров, делает водительское место похожим на пилотскую кабину. Система голосового управления, установленная в автомобиле, позволяет водителю не отвлекаться от дорожной ситуации на манипуляции с кнопками.

Как было раньше

Первая система, осуществляющая голосовое управление, была настолько далека от совершенства, что удобство ее использования вызывало сомнения. Распознавать слова она еще не могла, требуя проговаривать команду по буквам, вдобавок невысокое качество микрофона и несовершенство алгоритмов шумоочистки не всегда гарантировали правильное определение произносимого, голосовое управление оставляло желать лучшего.

голосовое управление автомобилем

Отсутствие бортового компьютера, интерфейса взаимодействия у многих систем автомобиля, не позволяло управлять ими голосом. Единственный способ что-то им «сообщить» – протянуть руку и нажать/повернуть.

Возможности современных систем голосового управления

Современная система значительно расширила свой потенциал. Разработчики стремятся максимально приблизить формат взаимодействия к естественному диалогу. Разговорный язык, диалекты, посторонние шумы, быстрота произношения, особенности дикции человека и даже нестандартные формулировки команд все меньше становятся препятствием для качественного функционирования.

Перечень функций, «подвластных голосу», постоянно растет. Сегодня таким способом можно управлять:

  • климатом;
  • мультимедийной системой. Помимо уже привычного перелистывания музыкальных треков, радиостанций и TV-каналов, можно слушать чтение текстовых книг, что поможет скрасить времяпровождение в пробках;
  • перемещением по спискам меню;
  • телефоном. К поиску контактов добавилась возможность прослушивать и создавать сообщения электронной почты и SMS. Надо только синхронизировать телефон с автомобилем посредством Bluetooth или кабеля USB;
  • параметрами бортового компьютера, в том числе прослушивать его сообщения;
  • навигацией;
  • электронной почтой;
  • санкционированным доступом к вождению автомобиля по распознаванию голоса человека, его индивидуальной биометрике.

Этот список можно долго продолжать.

Стремление к естественности диалогового общения прослеживается на каждом уровне. Помимо прочего, это:

  1. правильная интерпретация. Система способна расшифровывать сокращения, «знает» многие аббревиатуры, форматы даты и чисел, и так далее, …даже ненормативную лексику;
  2. естественность воспроизводимой речи. Текст, произносимый модулем голосового управления, построен корректно, с правильными ударениями и звучит естественно;
  3. удобство взаимодействия. После успешного распознавания команды подается соответствующий сигнал;
  4. режим постоянного отслеживания команд. Обычно перед подачей команды требуется нажать на специальную кнопку, расположенную на руле, но в некоторых новых реализациях, голосовое управление имеет режим непрерывного прослушивания, и может выделять команды без нажатия на кнопку.

Сюда же можно добавить, что постепенно увеличивается и количество понимаемых языков и диалектов.

Принцип работы и где встречается

Главный модуль голосового управления распознает речевые команды, преобразует их в соответствующие сигналы, которые передаются системам автомобиля, выполняющим требуемое действие. Как правило, микрофон встроен в салонное зеркало заднего вида.

система голосового управления в автомобиле

Однако конкретная реализация зависит от установки: штатная это система или доустановленная, ведь речевое управление встречается во многих опционах. Ярким примером здесь выступает охранная система Pandora DXL5000. Ее функции по охране дополнены взаимодействием водителя и автомобиля на любом расстоянии с помощью мобильного телефона. В память сохраняются образцы всех речевых команд. При поступлении устного сообщения (звонок с телефона) ищется 100% совпадение. Если оно не найдено, срабатывает охранная блокировка.

Также можно приобрести модуль голосового управления, не предусмотренный изготовителем вашего автомобиля. В этом случае перечень устройств невелик, как правило, это стеклоподъемники, дворники, салонное освещение и наружная оптика, люк, центральный замок и тому подобное. Подключение таких систем не всегда требует в автомобиле наличия CAN или другой какой-либо шины, подсоединяясь к управляемому механизму напрямую.

Для айфоноводов

Владельцы айфонов не остались без внимания. Компания Apple предоставляет им такую возможность благодаря продукту Siri Eyes Free. Теперь можно голосовыми командами пользоваться популярными приложениями iPhone: звонки, сообщения, навигация, медиа, а также информация о погодных условиях, спортивных событиях, курсе валют и прочее. Как уже было сказано, надо лишь подключить смартфон по USB и перед произнесением команды или вопроса нажать специальную кнопку в автомобиле.

Использование Siri Eyes Free в своих авто одобрили BMW, Audi, Toyota, Land Rover, Jaguar, Honda, Mercedes-Benz и другие. В выпускниках конвейеров Ford, Hyundai и Kia голосовые возможности предоставляет компания Microsoft.

У каждого свое

Не все производители используют разработку голосового управления сторонних компаний. У многих есть собственные достижения в этой области. Среди последних упомянутых, наиболее развитыми можно назвать Ford Sync, CUE для Cadillac (мультимедийная система собственной разработки с голосовыми возможностями), SDS для Audi, Linguatronic для Mercedes-Benz.

Все они имеют свои преимущества и недостатки. Так, система Ford Sync «владеет» 19-ю языками, включая разновидности французского и английского. CUE распознает произвольные фразы, а не только заранее предусмотренные. Название города или улицы, произнесенное для некоторых версий SDS, должно быть озвучено по буквам.

Многие минусы, выявленные водителями, не столь значительны, чтобы система, понимающая устные команды, оставалась без участия. Безусловно, это удобно, а на этапе знакомства кому-то даже интересно. Привыкнув со временем разговаривать со своим автомобилем, некоторые сразу и не скажут, где находится, например, блок управления климатом…

Как правильно потратить деньги на озвучивание автомобиля

Перед тем как истратить деньги определите для себя — сколько вы сможете потратить средств сразу и в дальнейшем на озвучивание своего автомобиля. Отговорки, что у автомобиль старый — не принимаются — в противном случае вы до сих пор пользовались бы черно-белым телевизором и бабушкиным грамофоном. Все зависит от того, к какой категории любителей автомобильного звука вы относитесь. После этого можно идти в магазин и определяться с выбором Аудиосистемы с квалифицированным консультантом и лучше с тем, кто потом все это будет вам устанавливать в машину. Для того, чтобы общаться с продавцом на одном языке и реально представлять что вы можете иметь в своем авто, с какими проблемами столкнуться — прочтите несколько советов.

Любая автомобильная система начинается с компоновочной схемы, в которую может входить не только автомагнитола и две пары колонок, но и усилители, сабвуфер, чейнджер, различные провода и монтажные принадлежности

1. Лучшие модели только у фирмы…

Любая схема начинается с головного устройства (магнитола, CD-ресивер), но надо помнить одно простое правило: не существует фирм-производителей, выпускающих идеальную продукцию, существуют удачные модели у каждой фирмы. Правда это утверждение касается моделей одной ценовой категории.

2. Акустика должна быть изготовлена той же фирмой, что и магнитола.

Динамик остается динамиком независимо от того, где его изготовили.

Бюджетная схема — если для вас музыка в салоне автомобиля является только фоном, который помогает бороться с шумом дорожного покрытия и скрипом пластмассы на кочках.

Читайте также  Как просто испечь домашний хлеб без хлебопечки

Вариант 1. Предполагает наличие головного устройства (автомагнитола, CD-ресивер), передней и задней акустики. Основной плюс этого выбора — стоимость

Основной недостаток — как бы вы не изощрялись — на пике громкости будет появляться характерное «хрюкание» колонок, которое все почему-то приписывают слабой акустике.

Но дело кроется в искажении сигнала, которое идет от магнитолы и в общем-то колонки играют то, что на них подается. Даже в этой схеме — выбор достаточно большой от магнитофонов за 500 рублей (с отвратительным качеством приема радиосигнала) до самых дорогих (в которых нет смысла, так как их цена обусловлена уже в большей степени их возможностями подключения — усилителей и сабвуферов).

При выборе этой схемы правило одно — стоимость магнитофона должна соотноситься со стоимостью акустики. Никому же не приходит дома мысль к старому магнитофону для улучшения звука купить дорогую акустику, или слушать современный музыкальный центр от акустики из радио.

1. Лучше поставить мощную акустику назад.

Вы же не сидите спиной к оркестру? Поэтому если решили поставить две колонки — лучше спереди, хотя звуковой образ, сформированный без использования тыловых излучателей будет неполным, но основное их назначение — создание «эффекта зала» за счет имитации отраженного звука.

2. Чем выше мощность магнитолы и акустики, тем чище и громче она будет играть.

Громкость и чистота воспроизведения звука зависят от других параметров. А для улучшения звучания можно использовать в качестве передней любую компонентную акустику с раздельным воспроизведением высоких и средних частот.

Стоимость такой схемы может колебаться от 1.000 до 12.000 рублей. Если вы планируете истратить больше — лучше выбрать упрощенную схему Hi-Fi.

Схемы Hi-Fi и Hi-End, где же грань?
Вариант 2. Головное устройство, передняя компонентная акустика, подключенная через двух канальный усилитель, тыловая акустика подключенная от хвоста автомагнитолы. Неоспоримый плюс этой схемы — возможность слушать музыку на полную громкость при минимальном вложении. Существенный недостаток — невозможность воспроизвести весь частотный диапазон. Не будет хватать басов.

Основное требование к магнитоле — наличие не менее одного линейного выхода.

Вариант 3. Содержит в себе головное устройство, переднюю компонентную акустику и усилитель с сабвуфером. Главное отличие такой схемы в том, что она является более гибкой и позволяет добиться более высокого уровня звука. Основной недостаток — на пике громкости (так как акустика будет подключена от магнитолы) — появление «хрюкания». Это схема больше подходит тем, кто при наименьшем вложении хочет добиться более полного спектра воспроизводимых частот при средней громкости.

Вариант 4. Содержит в себе головное устройство и подключенные от усилителей (либо 2 двухканальных, либо 1-го четырехканального) переднюю компонентную акустику и сабвуфер. Головное устройство должно иметь не менее 2 линейных выходов — для подключения усилителя. Наиболее часто используемая схема. Единственным недостатком является, как ни парадоксально, ваша способность довести систему до ума путем вложения средств в качественный и профессиональный монтаж, который включает:
— выбор оптимальной принципиальной схемы набора компонентов;
— доводку элементов салона и электрооборудования до требуемых акустических свойств и потребностей в электропитании;
— послеустановочную юстировку акустических параметров Аудиосистемы.
Более «продвинутые» схемы рассчитаны уже на истинного меломана, способного терпеливо решать вместе с установщиками выбор и подбор необходимых компонентов под свой музыкальный вкус. Эти схемы достаточно сложно описать в узких рамках этой статьи.

Что такое Hi-End, ответить еще сложнее — до сих пор нет единой классификации — если описать словами — это когда достигается эффект первичного помещения, когда будет слышно, как Леннон сглатывает слюну, а у Гилмора дрожит незакрепленная часть струны на колках. Иными словами — все ради звука и никаких компромиссов.

Поговорим о составляющих
Автомагнитолы — основные отличия за которые вы платите— дизайн, наличие УКВ диапазона, встроенный эквалайзер, возможность подключения CD-чейнджера, усилителей. Выбирать лучше в зависимости от схемы, которую вы собираетесь установить в свой автомобиль — чтобы не делать покупку дважды.

Кроме цифровых показателей любая акустика имеет свою «окраску» звучания. Главным критерием по-прежнему остается цена-качество.

Коаксиальная акустика — высокочастотный динамик встроен внутри широкополосного. Достоинства — более дешевая цена, чем у компонентной акустики. Недостаток — большие искажения звука. — больше подходит для недорогих магнитол.

Компонентная акустика — это широкополосный динамик и маленькие высокочастотники. За счет встроенных кроссоверов даже при использовании в бюджетной схеме удается получить достаточно качественное воспроизведение на уровне средней громкости.

Кроссоверы — представляет собой конденсатор и катушку индуктивности, настроенные на определенную частоту, для разделения частотного спектра в компонентной, иногда и в коаксиальной акустике. Бывают пассивными и активными.

Содержат фильтры первого, второго, третьего и четвертого порядка. Чем выше порядок фильтра — тем быстрее спадает сигнал вне рабочей полосы.

Усилители — если ответить просто — нужен для того, чтобы вы смогли слушать свою любимую музыку более громко с меньшими искажениями. Реально усиливающее устройство, размещенное в стандартной магнитоле, не может обеспечить необходимого электропитания, охлаждения, и как следствие — высоких выходных характеристик.

Сабвуферы. Поскольку сигнал в 20Гц — 150 Гц не оказывает практического влияния на стереоэффект, принято выделять его в один канал, который оформляют одной акустической колонкой — аустическим корпусом.

Монтажный комплект:
Конденсатор — используется для стабилизации питания усилителей (демпфирования). Сглаживает работу системы в момент больших нагрузок, особенно заметен его эффект в темное время суток.

Предохранители — основное предназначение — защита силовых цепей.

Артерии звука. Любая система прочна настолько, насколько крепко ее слабое звено. Поэтому, используя некачественные, хотя и дешевые, установочные аксессуары, не стоит удивляться, обнаружив у своего детища, например, «просадку» низкочастотной составляющей на высокой громкости или вообще отключение усилителей в момент большой нагрузки.

Межблочный кабель — используется для передачи сигнала от головного устройства до усилителя. К ним предъявляются высокие требования по экранированию от электрических помех.

Акустические кабели — представляют собой многожильный провод и предназначен для передачи сигнала на акустику.

Питающие кабели — их нелегкой задачей является снабжение силовых компнентов электроэнергией от бортовой сети автомобиля

Коротко о TV — тема достаточно давняя, но последнее время становится более доступной. В принципе в 1.500 долларов можно уложиться, чтобы установить в салоне цветной телевизор и видеомагнитофон и акустическую систему, обеспечив себя (скорее всего своих попутчиков) хорошим времяпрепровождением.

Нужна ли шумоизоляция
Решив проблему шумоизоляции (дополнительно к заводской), можно снизить уровень шума на 4 — 5 децибел, и тем самым обеспечить у себя в салоне дополнительный комфорт, а также увеличить КПД акустической системы на 10 — 20%. Т.е., конечно решать вам, но если вы все-таки решились на Hi-Fi — то стоит это сделать ради тех средств, которые вы вложили в Аудиоаппаратуру.

Зачем нужен профессиональный монтаж
Если, в отношении бюджетной схемы, сделав самостоятельный монтаж, в лучшем случае вы лишитесь гарантийной поддержки продавца, в худшем «спалите» купленную аппаратуру, то во всех остальных случаях вы можете лишиться самого главного — не получить той отдачи, ради которой вы вложили столько средств в Аудиотехнику.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: