Легенда одной реки

Легенда одной реки

Sacha Baranov

Есть такая река Ворскла- почему её так назвали река ворскла

Существует легенда о том, что якобы Пётр I, потерявший в этой реке переднюю линзу из подзорной трубы, назвал её «вором скла» (стекла). Однако эта легенда не имеет ни малейшего реального основания, так как эта река так называлась в исторических документах с 1174 года, то есть за 5 веков до рождения Петра I. Есть ещё также легенда, что название реки произошло от затопления лодки со стеклом богатого купца.

Название Ворсклы встречается в письменных источниках с 1173 года[3]. Под этим именем река фигурирует и в Ипатьевской летописи.[4] Но и с тех пор и до нашего времени название писалось неоднообразно и побывало в мужском и женском роде: Въръскла, Ворскола, Ворсклъ.

По мнению Б. А. Рыбакова, не разделяемому современными исследователями, название Воръсколъ означало «пограничное укрепление сколотов» (воръ — «забор, бревенчатое укрепление, ограда»).[5].

По другой версии, гидроним Ворскла образован из этнонима «аорсы», — так называли народ, входивший в состав сарматских племен. Позже (до XIV в.) этот этноним был унаследован тюркоязычными кыпчаками. Второй элемент названия «кол» в тюркском, монгольском, тунг.-маньчж. языках «река, долина», то есть река получила название от тюрков по проживавшему на ней народу аорсы.[6]

Ценное описание реки Ворсклы и её притоков содержится в Книге Большому Чертежу XVII века.

Александр Кухтин

Существует легенда о том, что якобы Пётр I, потерявший в этой реке переднюю линзу из подзорной трубы, назвал её «вором скла» (стекла). Однако эта легенда не имеет ни малейшего реального основания, так как эта река так называлась в исторических документах с 1174 года, то есть за 5 веков до рождения Петра I. Есть ещё также легенда, что название реки произошло от затопления лодки со стеклом богатого купца.
Название Ворсклы встречается в письменных источниках с 1173 года[3]. Под этим именем река фигурирует и в Ипатьевской летописи.[4] Но и с тех пор и до нашего времени название писалось неоднообразно и побывало в мужском и женском роде: Въръскла, Ворскола, Ворсклъ.
По мнению Б. А. Рыбакова, не разделяемому современными исследователями, название Воръсколъ означало «пограничное укрепление сколотов» (воръ — «забор, бревенчатое укрепление, ограда»).[5].
По другой версии, гидроним Ворскла образован из этнонима «аорсы», — так называли народ, входивший в состав сарматских племен. Позже (до XIV в.) этот этноним был унаследован тюркоязычными кыпчаками. Второй элемент названия «кол» в тюркском, монгольском, тунг.-маньчж. языках «река, долина», то есть река получила название от тюрков по проживавшему на ней народу аорсы.[6]
Ценное описание реки Ворсклы и её притоков содержится в Книге Большому Чертежу XVII века.

Частица Вселенной

Существует легенда о том, что якобы Пётр I, потерявший в этой реке переднюю линзу из подзорной трубы, назвал её «вором скла» (стекла). Однако эта легенда не имеет ни малейшего реального основания, так как эта река так называлась в исторических документах с 1174 года, то есть за 5 веков до рождения Петра I. Есть ещё также легенда, что название реки произошло от затопления лодки со стеклом богатого купца.
Название Ворсклы встречается в письменных источниках с 1173 года[3]. Под этим именем река фигурирует и в Ипатьевской летописи.[4] Но и с тех пор и до нашего времени название писалось неоднообразно и побывало в мужском и женском роде: Въръскла, Ворскола, Ворсклъ.
По мнению Б. А. Рыбакова, не разделяемому современными исследователями, название Воръсколъ означало «пограничное укрепление сколотов» (воръ — «забор, бревенчатое укрепление, ограда»).[5].
По другой версии, гидроним Ворскла образован из этнонима «аорсы», — так называли народ, входивший в состав сарматских племен. Позже (до XIV в.) этот этноним был унаследован тюркоязычными кыпчаками. Второй элемент названия «кол» в тюркском, монгольском, тунг.-маньчж. языках «река, долина», то есть река получила название от тюрков по проживавшему на ней народу аорсы.[6]
Ценное описание реки Ворсклы и её притоков содержится в Книге Большому Чертежу XVII века.

Существует легенда о том, что якобы Пётр I, потерявший в этой реке переднюю линзу из подзорной трубы, назвал её «вором скла» (стекла). Однако эта легенда не имеет ни малейшего реального основания, так как эта река так называлась в исторических документах с 1174 года, то есть за 5 веков до рождения Петра I. Есть ещё также легенда, что название реки произошло от затопления лодки со стеклом богатого купца.
Название Ворсклы встречается в письменных источниках с 1173 года. Под этим именем река фигурирует и в Ипатьевской летописи. Но и с тех пор и до нашего времени название писалось неоднообразно и побывало в мужском и женском роде: Въръскла, Ворскола, Ворсклъ.
По мнению Б. А. Рыбакова, не разделяемому современными исследователями, название Воръсколъ означало «пограничное укрепление сколотов» (воръ — «забор, бревенчатое укрепление, ограда»).
По другой версии, гидроним Ворскла образован из этнонима «аорсы», — так называли народ, входивший в состав сарматских племен. Позже (до XIV в.) этот этноним был унаследован тюркоязычными кыпчаками. Второй элемент названия «кол» в тюркском, монгольском, тунг.-маньчж. языках «река, долина», то есть река получила название от тюрков по проживавшему на ней народу аорсы.

Nevalyashka ***

Существует легенда о том, что якобы Пётр I, потерявший в этой реке подзорную трубу, назвал её «вором скла» (стекла). Однако эта легенда не имеет ни малейшего реального основания. Ведь эта река так называлась в исторических документах с 1174 года, то есть за пять веков до рождения этого царя.

В давние времена эта река, как и другие, звалась разными именами. Наиболее древнее из них принесено нам древними греками из времён Геродота, жившего почти за пять веков до рождения Иисуса Христа. Тогда эту реку греки называли Пантикапой, что в переводе означало «рыбный путь». Как называли её другие народы в более поздние времена история не сохранила (за неимением письменности у этих народов). А вот Ворсклой её стали писать уже на древнерусском языке с 1174 года. Но и с тех пор до нас её имя писалось неоднообразно и побывало в мужском и женском роде: Въръскла, Ворскола, Ворсклъ.

Ворскол в переводе с тюркского означает: "река, несущая белую воду"(очевидно, потому что начинается там, где находятся меловые отложения)

Существует легенда о том, что якобы Пётр I, потерявший в этой реке переднюю линзу из подзорной трубы, назвал её «вором скла» (стекла). Однако эта легенда не имеет ни малейшего реального основания, так как эта река так называлась в исторических документах с 1174 года, то есть за 5 веков до рождения Петра I. Есть ещё также легенда, что название реки произошло от затопления лодки со стеклом богатого купца.

Название Ворсклы встречается в письменных источниках с 1173 года[3]. Под этим именем река фигурирует и в Ипатьевской летописи.[4] Но и с тех пор и до нашего времени название писалось неоднообразно и побывало в мужском и женском роде: Въръскла, Ворскола, Ворсклъ.

Реку в старое время называли Ворскол. Одни топонимист наименование выводят от аланского слова "Ворьс" — белый и тюрского "кол" — вода.Такое название аланы могли дать за беловатый цвет воды в верхнем течении реки, где она протекает среди меловых пород, частично растворяя мел. Тогда река сначала была известна как Ворьс, т.е. Белая, а уже позже тюрки, которые появились на ее берегах, добавили свою частичку "кол". Так образовалось название Ворскол, т.е. Белая вода. По мнению других исследователей, название происходит от древних славянских слов "вор" — бор и "скол" — светлая, она означала: "светлая река, протекающая в бору".

Существует легенда о том, что якобы Пётр I, потерявший в этой реке переднюю линзу из подзорной трубы, назвал её «вором скла» (стекла). Однако эта легенда не имеет ни малейшего реального основания, так как эта река так называлась в исторических документах с 1174 года, то есть за 5 веков до рождения Петра I. Есть ещё также легенда, что название реки произошло от затопления лодки со стеклом богатого купца.

Существует легенда о том, что якобы Пётр I, потерявший в этой реке переднюю линзу из подзорной трубы, назвал её «вором скла» (стекла). Однако эта легенда не имеет ни малейшего реального основания, так как эта река так называлась в исторических документах с 1174 года, то есть за 5 веков до рождения Петра I. Есть ещё также легенда, что название реки произошло от затопления лодки со стеклом богатого купца.

затрудняюсь ответить Александр ответьте пожалуйстата вы не проживали или проживаете в г Николаеве вашего отца случацно Виктором не завут я уехала в казахстан ив 80году и теперь ищю своих одоклассниковеслиошибаюсь прошу прощения за рание блогодарна

Светлана Воловичева

По мнению Б. А. Рыбакова, не разделяемому современными исследователями, название Воръсколъ означало «пограничное укрепление сколотов» (воръ — «забор, бревенчатое укрепление,

Роза Агоева

У меня два варианта: либо река ворчливая(есть же река Пискля), либо по легенде, где Петр I уронил линзу(она называлась еще СКЛО) и сказал: "Вор скла".Оттуда и пошло название..

Елена Маргулис

Река на территории Украины и России левый приток Днепра название название реки произошло от затопления лодки со стеклом богатого купца. Вор стекла- Ворскла

Зоя Кривенко

Пётр Первый когда переходил речку Лтава уронил стекло с подзорной трубы и выговорил "Вор скла" с тех пор и пошла назва речки которая омывает берег г. Полтавы

«Ворскол» в переводе с тюркского означает: «река, несущая белую воду» (очевидно, потому что начинается там, где находятся меловые отложения)

Существует легенда о том, что якобы Пётр I, потерявший в этой реке переднюю линзу из подзорной трубы, назвал её «вором скла» (стекла).

Ну а слово «вор» дошло к нам через века, изменив значение: «вор — враг — ворота», т.е. река, это естественные ворота от врага – скифов. …

Существует легенда о том, что якобы Пётр I, потерявший в этой реке переднюю линзу из подзорной трубы, назвал её «вором скла» (стекла).

Существует легенда о том, что якобы Пётр I, потерявший в этой реке переднюю линзу из подзорной трубы, назвал её «вором скла» (стекла).

Существует легенда о том, что якобы Пётр I, потерявший в этой реке переднюю линзу из подзорной трубы, назвал её «вором скла» (стекла).

Легенды о реках Алтая

Древние мифы о красивых, но диких реках Горного Алтая.

Легенды о реках Алтая Иллюстрация Alruna Moonrise.

Легенда о реке Чуя

Были времена, когда измученные войной с чужеземцами алтайские воины убегали от своих ханов вместе с семьями далеко в горы и скрывались там, спасая жизнь себе и своим близким. Охотники в таких общинах жили дружно и счастливо, потому что не было войн, не было грабительского оброка ненасытных ханов. Одна такая община обосновалась в безлюдной, безжизненной, как пустыня, степи. Есть одно такое дикое место на Алтае. Кругом камни, щебень, песок. Лишь одно стоствольное дерево тополь радовало глаз зеленым одеянием листвы. Вот под этим тополем охотники развели множество свадебных костров из хвороста в честь молодых: красавицы Чуи и ловкого юноши Курая. По обычаю на гулянье все мужчины явились без оружия. Свадебные костры горели несколько ночей, вокруг тополя веселились люди, пели свадебные песни. Эти свадебные костры, пылавшие ночью, привлекли внимание ханских дозорных слуг и выдали местонахождение спрятавшихся охотников. В одно мгновение вооруженное войско хана окружило безоружных людей. Свадьба Курая и Чуи была пленена.

Читайте также  Как поменять кран под давлением

Но вдруг с вершины единственного стоствольного дерева тополя к ногам Курая, сверкнув двойным лезвием, упал меч. Курай немедля схватил меч и, оттеснив людей к тополю, начал рубить им ханских слуг. Когда упал последний из них, Курай выпрямился и огласил победу. Но в то же мгновение отравленная стрела впилась в сердце юноши. Это хан, наблюдавший сражение, сам пустил в Курая стрелу. Курай с силой швырнул меч в хана и рассек его пополам. С ликованием бросились люди к юноше. Чуя обвила руками шею любимого, а он, опасаясь, что яд ханской стрелы убьет и ее, крикнул: «Беги, Чуя, беги, любимая, дальше от меня».

Зарыдала девушка, но просьбу Курая выполнила. Долго бежала по щебням, песку, камням, пока не обернулась рекой. А Курай застыл гранитным человеком Кезер-Таш. Степь в Горном Алтае эта называется Курайской. Ее стережет юноша Курай. Правда, он уже не юноша, а стал стариком. И стоит в степи каменная глыба – человек в тюбетейке, рука на поясе, держит меч. Чуя не меняется, бежит, плещется, красивая, пенистая, дикая. Любят ею любоваться шоферы. Сколько их проехало на машинах по Чуйскому тракту в Горном Алтае – она одна точно знает.

Река Обь как образовалась

В народе говорят, что Катунь – это женщина с длинными волосами, а Бия – это мужчина.

Когда-то встретились молодые люди и полюбили друг друга. Договорились они бежать, так как девушку отец отдавал богатому баю. Молодые люди договорились о встрече в низкой ровной долине степной части Алтая. Путь Катуни был длинен, и она стремглав в назначенный день побежала, распустив свои косы. А Бий знал, что путь его короток и поэтому к месту встречи попадет вовремя. Тут появилась сорока, она прилетела к Бию и говорит: «Что ты медлишь? Катунь несется так быстро, она к назначенному месту прибудет раньше тебя и ждать не будет. Торопись!». Сказала и улетела. Бий подумал: «На самом деле, что я думаю, надо поспешить, она ждать не будет». И пустился Бий бежать, снес с пути скалы, деревья, образуя пороги и водовороты. Смотрит, опять летит сорока и кричит: «Ну что ты несешься, успеешь. У Катуни путь длинный, не спеши. Надо прибыть только вовремя». Тогда Бий притормозил, побежал медленнее, отчего образовались плёсы, заводи. От вмешательства сороки все сроки встречи были нарушены. К месту встречи вовремя не успели оба и встретились ниже по течению от назначенного места и, слившись в одно, обнялись, побежали дальше. И поэтому, что они двое, оба, река стала называться Обью.

Слияние рек Бия и Катунь дает начало реке Обь.

Легенда о реке Обь

Давно это было. В этом месте не было высоких гор, какие есть сейчас, а были обширные равнины. На этих равнинах паслись огромные стада овец, лошадей и другой живности, принадлежавших хану Алтаю. Но дороже богатств у хана была дочь, красавица Катынг. Много богатырей просили руки красавицы, но получали всегда отказ. Катынг втайне горячо любила бедного пастуха Бия.

Когда Катынг отвергла очередного жениха, отец рассердился и сказал: «Отдам тебя за того, за кого захочу». Тогда Катынг решает бежать к любимому Бию. Узнав о решении Катынг, Бий бросил ханские стада, побежал навстречу любимой.

Обнаружив пропажу дочери, хан Алтай приказал своим воинам: «Кто первым догонит мою дочь, тот получит ее в жены». Быстрее ветра помчалась погоня. Каждый надеялся получить красавицу Катынг в жены. Много друзей и подруг помогали Катынг в побеге. Но и воины усердствовали. Быстрее всех оказались богатыри Бабыр, Сартакпай, Сарлык. Сарлык, обманув друга Катынг Урсула, помчался дальше. Но на его пути поднялась Сема, любимая подруга Катынг, она обернулась рекой. Тем временем Бий и Катынг встретились и соединились навсегда в реку Обь.

В гневе хан Алтай превратил своих воинов в камни, сам тоже окаменел от горя. А грива бегущего коня Сарлыка окаменела поднятой перед рекой Семой и стала перевалом Семинским. Он – последняя преграда перед встречей двух любящих сердец: Бия и Катуни (Катынг), образовавших собой великую Обь.

Легенда о реке Алей

С давних пор текли реки по сибирской земле, ничего друг о друге не ведая: одна маленькая, а другую за полноводность и крутой нрав звали гордым красавцем: Алеем. Восхищались им люди за широкие разливы в весеннее половодье, за крутые берега и долины с кустарниками да рощами непроходимыми. Алей кормил их рыбой, которой было в нем видимо-невидимо, птицей да зверьем, обитавшими по берегам и долинам в несметном количестве. Несли реки свои хрустальные воды по раздольной степи. Текли, не спеша и в одиночестве. Не встречались реки друг с другом, не вливались ни в какие озера, и не было их пути ни конца, ни края.

Но однажды в весеннее половодье перелетные птицы спустились испить водицы из безымянной речки. От них она и узнала, что неподалеку течет одиноко Алей. Притихла безымянная, слушая гомон птиц, лишь всплеск волн выдавал, что от вести этой лишилась она покоя. Птицы заметили волнение речки, а она им молвит: «Как полетите обратно, передайте Алею: пусть берега его всегда будут полны».

Наступила осень, перелетные птицы спустились отдохнуть на Алей и передали ему привет от безымянной речки. Разволновался Алей, напала на него тоска неодолимая, захотелось повстречаться с незнакомкой. А безымянная тоже ждет, не дождется весны, когда солнце растопит оковы ледяные, когда прилетят птицы и можно будет вновь послать привет Алею. И вот наступила долгожданная пора, прилетели птицы и принесли весточку от самого Алея: «Хочет он встретиться с речкой безымянной».

Могуч и волен был Алей, мог течь, куда захочет, под напором его волн степь безропотно расступалась. И понес Алей свои воды навстречу незнакомке. А она сперва робко, а затем все смелее потекла навстречу богатырю. И, наконец, слились их воды, закружились в едином радостном потоке, прокладывая путь по просторной степи. Селились по берегам люди, черпая из реки благодатную воду. Вдоволь ее было и для зверей, и для птицы, и для домашнего скота.

Но вот залетела в этот райский уголок приблудная сорока из безголосовских степных колков, где речка Казаночка течет. Прилетела, новости прострекотала, и завидно ей стало, как дружно речки текут, как мирно люди живут, а Казаночка – речка-молодушка, в одиночестве жизнь коротает. У здешних речек счастье, радость да любовь берега переполнили, а Казаночка от тоски засыхает. И решила сорока красавца Алея с Казаночкой познакомить, хоть и непросто было это сделать: разделяли их холмы да возвышенности, и речки друг о друге слыхом не слыхивали. Казаночка текла по долине тихо и спокойно, пополнялась вешними водами да родниками. Лишь весной после снежных зим растекалась на несколько рукавов, оставляя жарким летом мелкие озерца, а иногда вовсе исчезала. То беззаботно веселая, то неприметно тихая, жила Казаночка (за это называли ее старые люди не очень почтительно — Казанушка), слушала веселые напевы жаворонков да писк сусликов.

Безымянная же речка – подруга Алея, пребывала в трудах да заботах: поила людей, птиц и животных. Однажды к концу знойного летнего дня призадумалась о житье-бытье да о своем возлюбленном. А между тем подлетела к Алею сорока, попила водицы, и как бы между прочим, о Казаночке заговорила – дескать, течет неподалеку речка тихая. Алей велел передать соседке привет и пожелал ей полных берегов воды. Сороке того и надо, полетела она в обратный путь, прилетела домой и передала Казанушке привет красавца Алея.

Та призадумалась, а утром сказала сороке, что если придется бывать в тех местах, то пусть передаст привет и добрые пожелания Алею. Сорока, не теряя времени, вильнула хвостом – и обратно, привет от Казаночки передать. Алей терпеливо выслушал трепотню сороки и спросил, не желает ли речка Казанушка с ним встретиться? Сорока тут же разнесла новость по всей округе. Дошла сплетня и до безымянной речки. Заметалась она с горя в разные стороны, грозя Алею в другую долину уйти. И Алей забыл про покой: то норовит из берегов выйти, то думает новое русло проложить и на самом деле к неизвестной ему речки податься. Сперва прорвался сквозь Темную твердь там, где стоит теперь село Большепонюшево, оставив там отвесную стену, потом попытался прорезать холм у села Вавилон, но он оказался неприступным. Пришлось Алею отхлынуть в долину и потом долго еще кружить по степи вокруг возвышенности.

А Казаночка-речка молодая и неопытная, пустилась навстречу Алею напрямик, не разбирая дороги, и скоро истощила свои силы, отчаялась. Но на помощь ей пришла земля-матушка и успокоила резвушку. Казаночка поняла, что встрече, о которой мечтала, не бывать. Алей же не утратил своих сил и продолжал катить свои волны дальше по бескрайней алтайской равнине, пока не встретился с другой рекой – могучей Обью. Поведал он новой подруге свою печаль, и великая Обь сказала: «Не встретиться вам с той речкой, разошлись ваши пути. Обратно реки не текут».

А безымянная речка до сих пор льет горькие слезы, печалится и горюет. За это и прозвана была вначале Горевушкой, а после – просто Горевкой. Однако печалится не одна Горевка, Алей с Казанушкой тоже горюют, сохнут и мелеют от безысходности судьбы. И меньше в них стало рыбы, и исчезают с берегов звери, и все реже садятся на их поймы перелетные птицы. Люди пытаются восполнить воду плотинами, да только еще больше рекам вредят. Видно, потеряли вовсе люди разум и забыли наказ стариков – не встревать в течение жизни, как та сорока, нарушившая покой Алея, Горевки и Казанушки.

Легенда о Девичьих плесах

На небольшой речке Кумир есть красивое место. Сама речка горная, быстрая, каменистая и стремительная. А место это среди речки неожиданно тихое, спокойное, с прозрачной до дна водой. Называется Девичьи плесы. Легенда так рассказывает.

Давно то было. Так давно, что и троп тех не осталось в горах, на которых бились с захватчиками – джунгарами – храбрые воины алтайских родов. Обрушились скальными осыпями тропки, но легенда о Девичьих плесах жива и поныне. Эти плесы сохранили память о тех днях, когда алтайцы боролись за свою независимость.

В урочище Мендай прорвался отряд завоевателей. Хоть и много захватчиков полегло на горных кручах, но часть их во главе с князем, одноглазым свирепым стариком, пробилась к урочищу. Позорный плен и рабство ожидали его жителей. Камнями, стрелами отбивались жители, пока не погибли все, кроме трех девушек. Умирая, отец самой красивой девушки Мерей сказал:
– Не отдавай себя живой в руки чужеземцев, не предавай свой род и свою землю.
– Не беспокойся, отец, – ответила Мерей, – позора нашему роду не будет никогда по моей вине.

Читайте также  Деревянный светильник в форме лампы

Похоронила она отца. Позвала подруг и предложила первыми выйти сражаться, не ждать когда их всех троих пленят. Одна из трех, дочка бая, заплакала и наотрез отказалась идти на верную смерть:
– Что ты, Мерей! – замахала она руками, – вражеские воины девушек не убивают, это мой отец говорил.

Усмехнулась в ответ красавица:
– Да, не убивают, но сделают тебя рабыней, а это хуже смерти. Оставайся, встречай своих будущих господ, а мы поступим иначе.

И две девушки бросились к единственному оставшемуся живым коню. Они обе уместились в одно боевое седло и с мечами в руках на коне (аргымаке) ринулись в самую гущу вражеского отряда, вовсе не ждавшего нападения. Свирепо бил мощными копытами аргымак по головам разбегавшихся в страхе джунгаров, а девушки косили направо и налево мечами всех, кто оказывался рядом. Наконец, враги опомнились, а старый князь, пораженный смелостью и отвагой двух юных девушек, приказал пленить их, не убивая. Этот приказ услышала Мерей. Рванула она поводья, направила коня на верхушку скалы. Взвился на дыбы аргымак и упал с обеими наездницами вниз, в пропасть. В тот же миг со дна ущелья вырвалась быстрая река — это аргымак Кумир побежал, так и не остановив свой бег. Горная река Кумир быстро струится по камням, ревет в узких ущельях, а в том месте, где упали две девушки, образовалось тихое, спокойное место. Вода в нем струится медленно, образуя плес. Увидел со скалы красивую реку князь-завоеватель и не мог оторвать глаз: настолько она манила, притягивала какой-то магической силой. Шагнул вниз князь со скалы. Вспенилась в том месте вода, куда он упал и застыл подводным порогом, а над ним пенится вода, до сих пор успокоиться не может.

А в том месте, где упали девушки, река ласковая, спокойная, словно шелковые косы девушек, погибших за честь своего рода.

Легенда о Ветлуге-реке

Луга верность
пареньку хранила:
Стать ему
женою — лучше нету доли!

Отец знал
о любви Луги
и Вета и
был не против
ее брака с
молодым парнем, который
умел не только
хорошо работать, но и
весело играть на рожке.

…А вскоре
со сватами князь
явился,

Но от
отца (неслыханно!) — отказ.

От задуманного
нет, не отрешился

Разгневанный татарский
князь.

Вот назначен
день свадьбы богатой.

Вместе с
музыкантами прибыл в дом

Вет, не
смирившись с горькой
утратой.

…Для невесты на
рожке играет он.

Грустные думы
в буйной головушке,

Горюет молодец в
проклятый день.

Да вовсе не
легче и его зазнобушке,

Проплакала ночь
и ходит как
тень.

Подстреленною горлинкой
глядит,

И Вет
с нее печальных
глаз не сводит.

Князь с невестой рядышком
сидит,

Довольный. Чинно
пиршество проходит.

Подносит Луге
вин заморских чарки,

Вещицы дорогие,
диковинки дарит.

Противны князя ненавистного подарки.

О чем-то
думает Луга и
молчит.

«Что хочешь,
дорогая?» – тихо и заискивающе
спросил жених.

«На лодке покататься.
И, чтоб музыка
играла»…- ответила Луга.

«Твое
желание будет исполнено»
— любезно заверил
ее князь.

Не прошло
и получаса молодые,
гости и музыканты
сели в лодку.

Навеки с любимым

…Вот отчалила
лодка и плавно,

Покачивается тихо
на волне.

Музыканты играют
так славно!

И невеста
довольна вполне.

Как радостна
отчаянно невеста!

Тешит князя
улыбкой светлой.

Вот гребцам
указывает место:

Плыть туда,
где развесисты ветлы,

Где высокий
обрывистый берег.

К омуту
направляется лодка.

…Вдруг затих
вездесущий ветер,

Задумала, видно,
что-то молодка.

Вот достигли
глубокого места.

Ветлы машут
прощально веткой.

Поднялась тут
быстро невеста —

И бросилась
навстречу Вету.

Ринулся он к ней,
рожок отбросив,

Да и
застыли, крепко обнявшись.

Кинулись вместе
в омута просинь,

Рук своих
навсегда не разнявши.

Темные воды
лесной реки

Их навеки
укрыли от взоров

Татарского князя
и всей родни,

От злых
наветов и укоров.

В те
стародавние времена

Любовно назвали
ВетЛуга речку.

Князем Луга
не покорена.

С Ветом
осталось ее сердечко.

Спит спокойно под старыми
ветлами,

Безмятежно красавица
Луга.

Под горячим ли
солнцем, под звездами —

В объятьях
Вета — любимого
друга.

Просторы зеркальные
гладь покрыла.

Речная волна
вьет ажурную вязь…

Нет, черный
день Луга
не позабыла,

И проклят
навеки постылый князь.

Лишь вспомнит
его, — вмиг заклокочет,

Вновь затрепещет
горячая кровь.

Вспомнит, и,
словно, убить захочет

Ненавистного князя
отраву-любовь.

Взмахнет она застывшими руками,

Выплеснет воду
из тихих ям.

Разволнуется, закрутит
омутами,

Буйно разольется
тут и там.

Только ласки
Вета, объятья нежные

Успокоят Лугу
и вернут покой.

И войдет
она в берега
прежние,

И прежнею
станет — милой рекой.

Вновь зазеленеют
вековые ветлы,

И молодые
ветви в воду
бросят,

И уронят
в речку печаль
светлую,

Сохранить влюбленных
имя просят.

Как необозримы заречные
луга, как неуемны
воды твои, Ветлуга!
Снова и снова
разольешься ты по
весне, размахнешься привольно
по земле русской
и марийской. Заплещутся,
как на море,
буйные волны твои и
понесешь ты свои
обильные воды матушке
Волге. А по
пути расскажешь всей
округе эту дивную
легенду о великой беззаветной
любви Вета и
красавицы Луги…

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Легенда о реке Москве, повернувшей свои воды вспять

Наверное, никогда не иссякнет народное воображение и не переведутся легенды на земле подмосковной! Сколько мы уже описали разных историй, баек и преданий, прошедших сквозь века, и сколько еще предстоит! Таинственное урочище Шушмор, Бездонное озеро, леший с Шахмаловой горы, русалки Бордуковских озер, кикимора Васильевского, блудные леса и овраги, исчезнувшая церковь, призраки на дорогах — и это лишь малая часть подмосковного фольклора. Сегодня мы пополним этот список еще одной легендой с юго-востока Подмосковья.

Село Черкизово стоит на правом берегу реки Москвы в десяти километрах к северу от Коломны — у стен этого древнего города Москва впадает в широкую Оку. Само село Черкизово тоже может гордиться многовековой историей, ведь упоминается оно еще во времена Дмитрия Донского. Тогда великий князь пожаловал эти места своему сподвижнику — воеводе Ивану Серкизу — за доблестную службу и верность. Но история старинного села заслуживает отдельного внимания, а в этой статье мы поговорим о легенде, которая родилась тут пару веков назад или даже ранее.

Жизнь на земле всегда тесно связана с природой. Каждое небольшое изменение в окружающем мире, погоде, годовом распорядке природных явлений не остается незамеченным. Нет весной сильного половодья — «ну и что» — подумает городской человек. Но житель деревни, стоящей на берегу реки, уже знает, что рыбы этим летом будет меньше, чем если бы вода по весне поднялась повыше. Вероятно, несколько веков назад крестьяне были еще более искушенными в вопросах фенологии, ведь от подобных знаний напрямую зависела жизнь. Поэтому обитатели села Черкизово не могли не заметить, как однажды по недавно вскрывшейся от ледяных оков реке Москве льдины внезапно поплыли против течения.

Наверное тот, кто первым обнаружил столь странное природное явление, побежал в деревню и всем о нем воодушевленно рассказал. Наверняка ему сразу никто не поверил, но когда все собрались на берегу и каждый воочию увидел таинственное движение льдин, то удивлению людей не было предела, а многие даже испугались. Повернувшая вспять река и сейчас бы вызвала у многих опасения, а тогда и подавно всех напугала. Крестьяне не знали что и думать — это однозначно был знак, но чему? Наверное, грядущим переменам, которые приведут к чему-то страшному. В общем, разговоров было много, версий происходящего высказывалось не меньше, а «боевой» дух общины был основательно подорван.

Тогда заговорил один из самых старых жителей села — дед, которого все уважали, а к его мнению прислушивались. Он вспомнил события давно минувших дней, которые объясняли движение льдин против течения. По его словам, такое и раньше случалось — он сам видел, но никому не говорил, чтобы не пугать людей. Все тогда попросили его рассказать в чем же дело, и он поведал историю, ставшую впоследствии легендой.

Много лет назад, когда все здешние земли, а вместе с ними деревни, села и их обитатели принадлежали князю Черкасскому, в одной из деревень внезапно произошел бунт. Крестьянам надоело терпеть выходки немца-управляющего, который драл со своих подопечных три шкуры и «портил» девушек. За это мужики заперли его в доме и сожгли вместе со всем скарбом. Проблема была решена, но мужиков вскоре замучила совесть и они пошли к своему барину, чтобы во всем ему признаться и сдаться на милость. Однако барин уже знал о случившемся и даже не вышел к мужикам, а вместо этого сразу спустил на них отряд солдат, которые изрубили безоружных крестьян саблями. Когда всё закончилось, он распорядился бросить тела в реку, чтобы те проплыли мимо деревень «всем холопам в назидание». Так бы и закончилась эта грустная история, если бы следующей весной жители Черкизово не заметили льдины, плывущие по реке против течения. Кто-то тогда сказал, что это убиенные мужички идут по дну реки в Москву, чтобы пожаловаться царю на лютого и несправедливого барина. Так появилась легенда.

И действительно, еще недавно, когда воды реки Москвы были чище, а зимы холоднее, лед на ней вставал каждый год, а по весне в Черкизово и других населенных пунктах вблизи устья можно было наблюдать это странное явление — плывущие против течения льдины. Однако современных ученых история про убитых крестьян, идущих по речному дну, почему-то не устроила, и они нашли другое объяснение.

Читайте также  Декорирование семейного календаря

Дело в том, что река Москва впадает в более полноводную Оку, да еще и неподалеку от излучины, где течение огромной реки ускоряется. Весной, когда с верховьев Оки спускаются большие водные массы, течение становится настолько мощным, что воды Оки входят в русло Москвы и продвигаются по ней вверх иной раз на 10-15 километров. Поэтому и кажется, что река внезапно повернула вспять, но уже через несколько дней мерное течение реки Москвы восстанавливается.

Координаты села Черкизово: 55°12’10″N 38°44’19″E

Реферат по географии «Легенды и мифы Волги»

Рассказывать сказки и легенды – одно из любимых и главных развлечений гренландцев; эти истории весьма поучительны и одновременно помогают понять происхождение обычаев и традиций народов.

Легенды (от лат. legenda , «то, что надлежит прочитать») как группа фольклорных произведений объединяются наличием в них элементов чудесного, фантастического, но воспринимаемого как достоверное, происходившее на границе исторического и мифологического времени или в историческое время. В типологически отличных друг от друга культурных традициях понятие «легенда» описывает не вполне сходные явления и по-разному соотносится с другими фольклорными жанрами и с мифом.
Миф (греч.μῦθος – сказание, предание) – рассказ, архаическое повествование о богах, духах (впоследствии о героях). Миф является исторически первой формой культуры, компенсируя недостаточность практического овладения природой через смысловое породнение с нею.

Мифы и легенды нашего мира – величайшее культурное наследие человечества, интерес к которому не угасает на протяжении многих столетий. И не только потому, что они сами по себе – шедевры человеческого гения, собранные и обобщенные многими поколениями великих поэтов, писателей, мыслителей. Знание этих легенд и мифов дает ключ к пониманию поэзии Гёте и Пушкина, драматургии Шекспира и Шиллера, живописи Рубенса и Тициана, Брюллова и Боттичелли.

Цель: Изучить легенды, связанные с рекой Волга.
Задачи:
1. Ознакомиться с историей реки.
Т.е. изучить ее историю возникновения, истоки, расположение.
2. Ознакомиться с понятиями легенда и миф.
3. Ознакомиться с легендами и мифами Волги.
Методы исследования: изучение, структурирование информации.

1.История имени Волги

До сих пор смысл названия реки Волги остается загадкой.
За историческое время она носила несколько названий: древние греки ее называли Ра, арабы — Итиль.
Много было предпринято попыток объяснить название реки.
Чешский исследователь предположил, что оно произошло от имени иволги, певчей птицы, другие — от слова «волк», но в русском языке нет чередования к/г (волк — Волга). Это были ненаучные предположения, основанные на случайном созвучии. Высказывалось мнение, что имя реке дали булгары, проживавшие в регионе Камского устья.
Волга в пределах будущего государства булгар с 5 века называлась Итиль.
Отечественные исследователи в ряде публикаций полагают считать гидроним Волга словом славянского происхождения, что возникло оно от понятия влага (волога, волглый, влажный), так как в верхнем течении она протекает среди увлажненных, болотистых мест.
Ученые обосновали общую топонимическую закономерность: чем крупнее по размерам, чем значительнее по функции географический объект, тем древнее его название. Этот вывод в первую очередь касается названия Волги.
Происхождение, смысл гидронима Волга (Ра, Итиль) могут быть поняты и объяснены с точки зрения изучения истории, жизни тех народов, что тысячелетия жили на ее берегах. История гидронима Волга просматривается из глубины прошедших веков, тысячелетий.
С доисторических времен человеческая память донесла до нас три наименования реки Волги в ее нижнем течении: Арас, Ра и Итиль. Из них наиболее известны древнейшие — Ра и Итиль. Гидроним Ра встречается у античных авторов (первые века н. э.).

Большая советская энциклопедия дает такую справку о названии Ра, отождествляя его с именем древнеегипетского бога солнца Ра, который совершал свой путь по небу в золотой барке, она с утренней зарей появлялась на небе, а вечером торжественно опускалась за горизонт в царство мертвых. Эта бездоказательная легендарная установка перекочевала в справочники, ученые труды и школьные учебники.
Культ Ра возник в Египте в начале 3-го тысячелетия до н. э., через пять веков бог солнца именуется двойным именем Амон-Ра. Период господства культа бога Ра — самое выдающееся время в истории Египта. В это время возводятся пирамиды — усыпальницы фараонов, одно из семи чудес света. Для «охраны» пирамид воздвигается фигура огромного загадочного Сфинкса, высеченная из целой гранитной скалы, с телом лежащего льва и головой человека, с лицом, как полагают, бога Ра. На протяжении тысячелетий Сфинкса не раз засыпали пески, но его откапывали снова и снова.
Однако, свидетельство античных авторов о названии Волги, как Ра, не было выдумкой.

После частично в среднем течении сменила название Ра на Итиль. Итиль — тюркский термин, как и Ра, обозначает вода, река. Возможно, гидроним состоит из двух слов Ит, Иль, так как на востоке и юге Сибири есть реки с такими названиями.

Таким образом, можно точно установить, когда река сменила индоевропейское имя Ра на тюркоязычное Итиль: в начале 5 века, с приходом «потрясателей вселенной», так себя называли гунны, когда они, поглощая на своем пути другие племена, народы, столетиями шли от Великой китайской стены до стен Парижа.

2.Общая информация о Волге

Волга – река в Европейской части России, одна из крупнейших рек земного шара и самая большая в Европе. Длина реки – 3530 километров (до постройки водохранилищ – 3690 километров).
Волга берет начало на Валдайской возвышенности на высоте 228 метров и впадает в Каспийское море. Устье лежит на 28 метров ниже уровня океана. За год по Волге стекает около 250 кубических километров воды, которую собирают 150 тысяч рек, речек и ключей.

Площадь бассейна реки – 1360 тысяч квадратных километров, что составляет 8% территории РФ. Исток Волги – ключ у деревни Волговерховье в Тверской области. Волгу принято делить на три части: верхняя Волга – от истока до устья Оки, средняя Волга – от впадения Оки до устья Камы, нижняя Волга – от впадения Камы до Каспийского моря.

С конца 30-х годов XX века Волга начала использоваться как источник гидроэнергии. В настоящее время в бассейне Волги сосредоточено около 45% промышленного и примерно 50% сельскохозяйственного производства РФ. На Волгу приходится более 20% всей рыбы, добываемой в реках страны. На реке построены 9 водохранилищ с гидроэлектростанциями.

Волга соединена с Балтийским морем Волго-Балтийским водным путем; с Белым морем – через Беломорско-Балтийский канал и Северодвинскую систему; с Азовским и Черным морями – через Волго-Донской канал. Важную роль выполняет Канал имени Москвы, связывающий Волгу с Москвой и созданный в целях судоходства, водоснабжения столицы и обводнения реки Москвы.

По данным экспертов, нагрузка на водные ресурсы Волги в 8 раз выше средней по России.

3. Понятия «легенда» и «миф».

Леге́нда (от ср.-лат. legenda «чтение», «читаемое») — одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Письменное предание о каких-нибудь исторических событиях или личностях.

В широком смысле — недостоверное повествование о фактах реальной действительности.

В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающим восхищение событиям прошлого, отображенного в сказках, рассказах и т. д. Как правило, содержит дополнительный религиозный или социальный пафос.

Легенда — приблизительный синоним понятия миф; главные герои рассказа — обычно герои в полном смысле слова, часто в событиях непосредственно участвуют богии другие сверхъестественные силы. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла. Поэтому учёные не считают легенды полностью достоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинстве своём легенды основаны на реальных событиях.

Миф(греч. mythos — слово, рассказ, сказка) — форма творческого осмысления греками явлений природы. Собственного происхождения, историческогопрошлого, всего окружающего мира.
Отличия легенды от мифа

-легенда — реальные события, которые потом перетерпели многие искажения. Часто в легенды в имени одного героя, включены другие герои (Илья Муромец), либо портрет существующего героя изменен до неузнаваемости (Крали Марко).

— миф — полностью вымышленные персонажи и сюжеты (Прометей; Пандора). Однако миф может иметь моральный смысл, и таким образом миф переходит в притчи и басни (Мидас и золото).

4. Легенды Волги

Начало Волги издавна манило людей, казалось чудесным и загадочным. Бродившие по Руси странники рассказывали о волжском истоке легенды, поражающие воображение. Наука не имела еще твердого понятия об истоках рек.

Древние легенды обожествляли как саму Волгу, так и ее исток. Считалось, что берет она свое начало в «белых горах, с которых стекают дивные, чистые струи. И живут в этих райских местах добрые, святые люди».
При всей наивности наши пращуры были во многом правы.
Горы — это Валдайская возвышенность. Здесь шумит древнейший русский лес, первое упоминание о котором мы находим в «Повести временных лет»: «Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг. Двина из того же леса вытекает и течет на север. Из того же леса вытекает Волга на восток. «.
Финны в древности назвали этот лес очень точно — Лес рек. Природа, будто нарочно оберегая истоки рождения былинной реки, постаралась подальше скрыть начало Волги между большими и малыми озерами в глухих лесах и болотах.
Поверье об очистительной силе источника, способной исцелить от многих болезней, издавна бытовало в народе. Сюда шли лечиться богомольцы, твердо веруя во всемогущество маленького ручейка. В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича неподалеку от источника был основан монастырь. Но он не стал большим и богатым, как неподалеку расположенная на одном из селигерских островов Нило-Столобенская пустынь. Затерянный в глухом озерном краю, он быстро запустел, а потом сгорел. Но всегда оставалась часовенка над истоком, которую обихаживали.
Дальнейшая история истока Волги связана уже с новейшими временами, и это всё вполне подтвержденные документами факты, как, например, разрушение фашистами часовенки, ее восстановление временной, а затем и постоянной. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил и освятил исток в 1995 году.
Хотя каждый, кто бывал здесь, согласится со мной в ощущении, что место ощущается необыкновенно сказочным и полным неведомыми нам легендами.
На берегу установлен большой камень, на котором написаны такие слова: «Путник! Обрати взор свой на Волги исток. Здесь зарождается чистота и величие земли русской. Здесь истоки души народной. Храни их. Камень сей заложен 27 июня 1989 года. Живущим и будущим детям России. Оглянись уходя».. Как тайна рождения до конца не осознается человеком, как она всё равно остается непонятной, так и тут, рождение великой реки остается волнующей загадкой. Как, почему не высыхает и не иссякает этот ручей?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: