Музыкальный инструмент коренных народов Австралии – диджериду

Диджериду — что это такое ? Музыкальный инструмент аборигенов

Культура австралийских аборигенов значительно различалась, в зависимости от территории их обитания. Люди, проживавшие в разных регионах, общались на разных языках, пользовались различным оружием, применяли своеобразные инструменты, использовали уникальные стили плетения утвари из трав, владели уникальными художественными стилями, применяли различные церемониальное наряды и имели свои исконные убеждения о сотворении мира.

Музыка, песни и танцы издревле были неотъемлемой частью жизни буквально всех народов мира, не исключая и коренных жителей Австралии. Обычаи австралийских аборигенов объединяют сознание с не всегда объяснимыми ощущениями и законами природы. Это своего рода попытка держаться «корней», не теряя контакта с окружающим миром и стихиями. Примером такого единения может служить традиционная этническая музыка, разливающаяся по просторам континента во время игры на диджериду. Есть предположение, что диджериду – старейший духовой музыкальный инструмент на Земле.

Более 2000 лет под музыку диджериду

Археологические исследования свидетельствуют о том, что диджериду существовало на австралийском континенте более 2000 лет. Доказательством этому служат исследования наскального искусства в Северных территориях. На стенах пещер изображены люди, играющие на инструменте. Свидетельств более раннего его существования на настоящее время обнаружить не удалось.

Диджериду глазами первых европейцев

Первые документальные упоминания о диковинном духовом инструменте принадлежат перу исследователя по фамилии Уилсон, описавшего играющего коренного жителя, которого он встретил на полуострове Кобург на северном берегу Австралии в 1835 году. Он описал изделие, сделанное из бамбука около трех футов в длину. Несмотря на то, что начало заселения европейцами австралийского континента датируется 1788 годом, западное общество относительно недавно смогло познакомиться с этим удивительным древним инструментом. Только к 1912 году была выполнена первая аудиозапись диджериду. Его звук записал сэр Болдуин Спенсер с помощью фонографа и восковых цилиндров.

Европейские этнографические исследования

В 1922 году антрополог Норман Тиндейл провел этнографическое исследование Грут Айленда в северо-восточной части Австралии. А в 1925 году, благодаря исследованиям в поселении Ганбаланье, слово диджериду пришло в обиход жителей Старого Света с подачи ученого Херберта Баседоу. В 1926 году антрополог Ллойд Уорнер начал первые исследования в Милинджимби. Результаты этнографических изысканий были опубликованы в труде «Социальные исследования племени аборигенов». В статье упоминалось о ритуальной «трубе», длиной около четырех футов. Информация о музыке континента начала распространяться по всему миру именно стараниями ученых-антропологов и этнографов. Начатые в начале прошлого года исследования ведутся до сегодняшнего дня.

В 1935 году в поселение Арнемленд состоялся визит антрополога Дональда Томпсона. Его исследования края остаются одними из наиболее важных и существенных работ по изучению культуры аборигенов. Им было собрано большое количество артефактов и предметов уникальной культуры. Историческое наследие аборигенов в наши экспонируются в музеях Мельбурна.

Первая запись звучания диджериду

Среди исследователей жизни и обычаев коренных австралийских племен особое место занимал англиканский священник Адольфус Питер Элькин. Элькин заинтересовался культурой аборигенов и, несмотря на то, что антропология не преподавалась в то время в Австралии, в 1922 году написал диссертацию, на тему обычаев коренного населения континента. В 1974 году Адольфус Питер писал, что, начиная с 1927 года он имел возможность наблюдать за церемониальными танцами корробори, происходившим непременно в сопровождении музыки, но только проведя полноценный анализ собранных материалов он смог по-настоящему оценить разнообразие, уникальность и богатство культурного наследия региона. Эта часть культуры коренного населения в последнее столетие имела ограниченное распространение в Австралии и наблюдалось лишь в Восточном Кимберли и в Северных территориях.

В 1953 году его стараниями вышла виниловая пластинки «Музыка племен Австралии» — первая коммерческая запись звучания диджериду, изданная звукозаписывающей компанией «Folkways Records». В настоящее время любовь к инструменту распространилась по всему миру. Музыканты демонстрируют, как правило, традиционный стиль игры и технику.

Как изготавливали диджериду

Принято считать, что инструмент был распространен исключительно на севере и северо-востоке страны. Но в последние 100 лет диджериду используются и в Квинсленде, и на западе Нового Южного Уэльса и в Западной Австралии. Древесина, наиболее часто применяемая при его изготовлении, относится к семейству миртовых. Наибольшее применение получил эвкалипт косой и эвкалипт длиннолистный.

Термиты

Термиты — примитивные насекомые, которых часто ошибочно называют «белыми муравьями», а на деле они являются родственниками таракана и неоценимыми помощниками в изготовлении одного из самых древних духовых музыкальных инструментов. Некоторые разновидности термитов строят подземные жилища, другие — большие курганы-термитники, но и те, и другие потребляют древесину. В Северной Австралии, термиты питаются сердцевинами живых деревьев, которые и использовали издревле аборигены в качестве полых трубок для изготовления диджериду.

Породы древесины

С давних времен мастерами применялись ветви эвкалипта, полые внутри, вычищенные стараниями термитов. В прибрежных районах Арнемленда применялся преимущественно эвкалипт четырёхкрылый и эвкалипт длиннолистный. Эвкалипт камальдульский предпочитали в Северной Австралии., ближе к Кэтрин и дальше на юг. Инструменты в районе Манингрида были сделаны из многолетних пальм Ливистона. Найдя подходящую полую ветку или ствол дерева, мастер приступает к ее обработке.

В качестве альтернативы выеденных термитами эвкалиптовых деревьев, есть технология изготовления инструмента из бамбука. Сердцевина бамбука выжигается с помощью углей. Многие современные производители в Америке и в Европе делают его из различных лиственных пород, высверленных на токарном станке, из пластика или металлических труб.

Технология обработки

Удостоверившись в полости дерева, с помощью простого постукивания по стволу, мастер оставлял заготовку необходимой длины, очищал ее от коры, с помощью каменного ножа или мачете, полировал поверхность, подготавливал сторону, в которую предполагалось дуть, обрабатывая ее пчелиным воском и начинал тестировать свойства заготовки. Древними аборигенами традиционно в работе использовались каменные топоры, для рубки и обработки дерева. Очистка сердцевины от продуктов жизнедеятельности термитов производилась путем вымачивания заготовки в воде в течении нескольких дней с последующей очисткой палкой. Заготовка должна не иметь сквозных отверстий или трещин, а стало быть, была необходимость в проверке герметичности ствола. Для этого, заткнув с обоих концов инструмент руками, его удерживали под водой в течение двух-трех минут. Если появились пузырьки воздуха, становилось очевидным, что отверстия имеются и их заполняли пчелиным воском. Готовое изделие всячески украшали, нанося традиционные для края орнаменты и узоры.

Применение инструмента

Как выяснили исследования, нет жестких требований к форме или размеру инструмента. Акустические характеристики каждого отдельного образца зависят от длины трубки и ее формы вблизи конического отверстия. Исходя из измерений характеристик образцов, выполненных в различных частях Австралии, становится очевидно, что корпус диджериду выполнялся из полых ветвей или стволов древесины, длиной от метра, до 160 сантиметров.

Звучание диджериду

Самый низкий звук, издаваемый инструментом находятся в диапазоне частот от 70 до 100 Гц. Диджериду производит непрерывный гул. Искусный игрок может модулировать различные сложные ритмические эффекты и даже добиться мелодического звучания. Диджериду является чрезвычайно выразительным инструментом, способным вызывать разнообразные эмоции, начиная от мрачных или зловещих, заканчивая ощущением беззаботности и радости.

Церемониальное предназначение

Традиционно инструмент использовался племенами в качестве необходимого атрибута при проведении церемониальных ритуалов, в качестве подражания звукам природы, для общения с духами, для изучения окружающего мира. Исполнитель использует уникальные игровые техники звукоизвлечения, среди которых можно выделить визг, покашливание, ворчание, так необходимые для сходства с звуками определенного животного, чтобы в рассказе об охоте реалистично имитировать его.

Особенности звукоизвлечения

Еще одной уникальной особенностью диджериду является наличие несъемного мундштука. Он достигает диаметра 3-4 сантиметров, в исключительных случаях может быть и больше. Играя, необходимо, чтобы практически вся поверхность губ музыканта вибрировала, для извлечения низких звуков. Сам мундштук, как правило, выполнен из пчелиного воска или эвкалиптовой резинки, жестко зафиксированной на узком конце диджериду. Опытный исполнитель может производить устойчивый гул в течение нескольких минут. Существующие техники дыхания позволяют музыканту поддерживать ноту, не останавливаясь, чтобы перевести дыхание. Круговое дыхание известно многим кларнетистам, саксофонистам и свойственно для разнообразных духовых инструментов мира.

Музыкант может добавлять сложные ритмические эффекты к гулу путем манипулирования губами, языком, щеками, гортанными мышцами и диафрагмой. Некоторые выдающиеся исполнители могут играть ритм и контр-ритм одновременно. Несмотря на то, диджериду является инструментом, предназначенным для получения одного основного тона, который зависит главным образом от длины диджериду, специальные техники игры способны добиться очевидного изменения его высоты. При пении в инструмент можно добиться целого ряда гармонических эффектов, например, извлечь звук целого аккорда. Этот прием часто используется музыкантами, играющими на металлических духовых инструментах.

Читайте также  Как устранить дефекты деревообработки

Диджериду и современность

Диджериду невероятно универсальный инструмент, который, как показывает время, хорошо приспосабливается к различным музыкальным стилям. Так, в конце 70-х, начале 80-х годов прошлого века его применение распространилось по Европе и Америке. Звук исконно австралийского инструмента в сочетании с европейскими мелодическими образцами, такими как гитара, флейта, скрипка или кларнет, стали применяться музыкантами, исполняющими музыку в различных стилях по всему миру.

Диджериду музыкальный инструмент

Один из самых древних музыкальных инструментов, по способу звуковоспроизведения относится к группе деревянных аэрофонов – духовых инструментов. Благодаря своему экзотическому виду и необычному тембру, схожему с горловым пением народов Алтая и журчанию воды, получил достаточно широкое распространение в современной музыке.

калимба музыкальный инструмент - музстори

История инструмента диджериду

Диджериду – австралийский духовой музыкальный инструмент (Didgeridoo), используемый в практике тотемных религиозных обрядов для вхождения в состояние транса. Данное название искусственно присвоено ему европейцами и предположительно означает «черный», или «местный трубач». Разные племена коренных жителей материка называют инструмент по разному, например: «йолнгу», «джинан», «какутю», «мэйалай» и т.д. Самым же распространенным этническим названием является «йедаки».

Начиная с XX в. диджериду стали активно использовать в своем творчестве западные музыканты, особое же место в его распространении сыграл Aphex Twin, создавший британский танцевальный хит «Диджериду». В это же время об инструменте начали писать во многих австралийских изданиях.

Устройство и изготовление диджериду

Австралийская дудка диджериду изготавливается из дерева. Для создания инструмента аборигены используют выеденный термитами ствол эвкалипта, с которого вытрушивают труху и прикрепляют подготовленный из пчелиного воска мундштук. После чего покрывают узорами и племенными символами. В длину классический диджериду достигает 1-3 м, а у современных европейских и американских исполнителей можно увидеть экземпляры до 7 м длинной. Корпус может быть ровным, расширяющимся к раструбу и спиралевидным.

В настоящее время встречаются «бюджетные» варианты, выполненные из пластмассы.

Разновидности инструмента

Диджерибон – имеет некие сходства с тромбоном – состоит с двух, вложенных одна в другую трубок. Таким образом, выдвигая или задвигая одну из них, исполнитель может изменять высоту звука непосредственно во время игры. Изобретатель – Ч. МакМахон. Keyed – имеет систему клапанов, изобрел Г. Виггинс.

Multidrone – отличается длинным тонким раструбом и мундштуком, благодаря овальной форме которого у музыканта появляется возможность исполнения одновременно нескольких звуков. Изобретатель У. Торен.

Didjflute – оснащен отверстиями, схожими с флейтовыми. На нем можно играть достаточно сложные мелодии, однако тембр инструмента невыразителен.

диджериду музыкальный инструмент музстори

Как играть на диджериду: Способ игры

Как и исполнение музыки на других духовых инструментах, игра на трубе диджериду требует немалых затрат дыхания. Поэтому новичкам в «духовом деле» первое время будет непросто, может даже кружиться голова или немного темнеть в глазах. Во избежание подобных «неприятностей», тем кто желает всерьез научиться играть на инструменте следует освоить технику диафрагмального дыхания. Профессиональные исполнители пользуются сложной техникой циклического (непрерывного) дыхания, заключающегося в наборе «резервного» воздуха в раздутые щеки – когда дыхание заканчивается, звук извлекается посредством подачи этого воздуха, а в это время носом делается глубокий вдох.

Звукоизвлечение здесь схоже с техникой, которую используют при игре на медных духовых инструментах, так называемый «базинг» — вибрирующие губы, как при произнесении звуков «фр» или «тпруу». Это достаточно сложно, поэтому желающим научиться следует намного запастись терпением.

Данный инструмент, если речь идет о классическом диджериду, воссоздает один тон, который называют «дроном». Во время игры «трубач» может повышать или понижать звук посредством зажатия или расслабления губ и регуляции подачи воздуха – «передувом». Одновременно при игре на йедаки можно произносить разные слоги и отдельные звуки, что сделает звучание более разнообразным и интересным.

Также возможно исполнение штриха двойного стаккато — быстрое произнесение слогов «та-ка, та-ка».

Диджериду в современном мире

На инструменте играют многие современные музыканты, в основном это исполнители электронной музыки. Любители битбокс музыки выбирают диджериду. С его помощью можно изменять и усиливать звучание голоса, создавая более насыщенные звуки.

Обратили внимание на данный инструмент и медики, представители Цюрихского университета, они утверждают – игра на диджериду полезна для здоровья: тренирует верхние дыхательные пути, укрепляет сердце, нервную систему и избавляет от храпа.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно с уверенностью сказать, что диджериду – один из самых ярких и необычных этнических инструментов, недаром пользующийся популярностью у любителей экзотики.

Игра на диджериду видео

Посмотрите видео ниже чтобы послушать и насладиться звучанием инструмента.

Диджериду

Музыкальный инструмент диджериду

Австралийский континент, таящий в себе огромное количество загадок, всегда привлекал огромное количество искателей приключений, авантюристов всех мастей, исследователей и ученых. Постепенно загадочная Австралия расстается со своими тайнами, оставляя за рамками понимания современного человека лишь самые сокровенные. К таким мало объяснимым явлениям относится коренное население зеленого континента. Культурное наследие этих удивительных людей, выраженное в особых обрядах, ритуалах, предметах быта, бережно сохраняется каждым поколением. Поэтому неудивительно, что звуки, раздающиеся из диджериду — традиционного музыкального инструмента аборигенов, ровно те же, что и 2000 лет назад.

Что такое диджериду

Музыкальный инструмент диджериду — это одна из разновидностей примитивной трубы. Приспособление для извлечения звуков можно так же характеризовать как амбушюрное, так как имеет некоторое подобие мундштука.

Название «диджериду» инструмент получил, распространяясь по Европе и Новому Свету. Кроме того, это название можно услышать от двуязычных представителей коренного населения. Среди аборигенов этот инструмент называется по разному. Например, народ йолнгу называет эту трубу «йдаки», а среди племени Наилнаил деревянный духовой музыкальный инструмент носит название «нгариби».

Музыкальный инструмент диджериду

Устройство инструмента

Традиционный способ изготовления трубы диджериду носит ярко выраженный сезонный характер. Дело в том, что в этом процессе активное участие принимают… термиты или, как их еще называют, большие белые муравьи. В период засухи насекомые в поисках влаги выедают сочную сердцевину эвкалиптового ствола. Все, что остается сделать аборигенам — срубить погибшее дерево, освободить от коры, вытряхнуть из него труху, приладить мундштук из пчелиного воска или глины и украсить его примитивными орнаментами — тотемами племени.

Длина инструмента варьируется от 1 до 3 м. Примечательно, что в качестве рабочих инструментов аборигены до сих пор используют мачете, каменный топор и длинную палку.

Как звучит диджериду и как на нем играть

Издаваемый диджериду звук колеблется в диапазоне от 70-75 до 100 Гц. По сути, это непрерывный гул, который модулируется в разнообразные звучания со сложными ритмическими эффектами исключительно в руках аборигена или умелого музыканта.

Для неопытного музыканта или новичка извлечение звука из диджериду — практически неосуществимая задача. В первую очередь необходимо сопоставить мундштук дудки, который может быть по размеру в диаметре более 4 см, и губы исполнителя таким образом, чтобы последние беспрерывно вибрировали. Кроме того, необходимо владеть особой техникой непрерывного дыхания, так как остановка на вдох влечет за собой прекращение звука. Для того, чтобы разнообразить звук, играющий должен задействовать не только губы, но и язык, щеки, гортанные мышцы и диафрагму.

На первый взгляд, звучание диджериду маловыразительное и монотонное. Это совсем не так. Духовое музыкальное устройство способно воздействовать на человека самым разным образом: погружая в мрачные раздумья, пугая, вводя в состояние транса, с одной стороны, и вызывая чувства легкости, безграничной радости и веселья — с другой.

Игра на диджериду

История происхождения инструмента

Известно, что инструмент, напоминающий диджериду, существовал на Зеленом континенте задолго до того, когда там появился первый европеец. Об этом наглядно свидетельствуют обнаруженные в ходе археологической экспедиции наскальные рисунки. Первым же, кто описал ритуальную трубу, стал исследователь-этнограф по фамилии Уилсон. В своих заметках, датируемых 1835 годом, он описывает, что его буквально потрясло звучание странного инструмента, сделанного из ствола дерева.

Читайте также  Как сделать недорогую, но очень мощную светодиодную лампу

Куда более подробным считается описание диджериду в рамках диссертационного исследования, выполненного английским миссионером Адольфусом Питером Элькином в 1922 году. Он не только детально описал устройство инструмента, способ его изготовления, но и постарался передать эмоциональный эффект воздействия как на самих коренных жителей Австралии, так и на всякого, кто попадал в зону его звучания.

Австралийский абориген играет на диджериду

Примерно в то же время была сделана первая звукозапись диджериду. Это смог осуществить сэр Болдуин Спенсер при помощи фонографа и восковых цилиндров.

Разновидности диджериду

Классическая австралийская дудка сделана из эвкалиптового дерева, и может быть в виде цилиндра или расширяющегося к низу канала. Цилиндрический диджериду издает более низкий и глубокий звук, второй вариант трубы звучит более тонко и пронзительно. Кроме того, стали появляться разновидности духового устройства с двигающимся коленом, что позволяет менять тон. Он называется диджерибон или слайд-диджериду.

Современные мастера, специализирующиеся на изготовлении этнических духовых инструментов, позволяя себе экспериментировать, выбирают самые разные сорта древесины — бук, ясень, дуб, граб и др. Эти диджериду очень дорогие, так как их акустические характеристики очень высоки. Чаще всего они используются профессиональными музыкантами. Новичкам или просто увлеченным людям вполне по силам соорудить себе экзотический инструмент из обычной пластиковой трубы из строительного магазина.

Диджерибон

Применение диджериду

Пик популярности инструмента на европейском континенте и в США пришелся на 70-80 годы, когда случился всплеск клубной культуры. Диджеи стали активно использовать австралийскую дудку в своих композициях для придания своим музыкальным сетам этнического колорита. Постепенно к музыкальному устройству австралийских аборигенов стали проявлять интерес профессиональные музыканты.

Сегодня лучшие исполнители классической музыки не гнушаются включать диджериду в состав оркестра наряду с другими духовыми. В сочетании с традиционным звучанием европейских инструментов, специфический звук трубы придает привычным музыкальным произведениям новое, неожиданное прочтение.

Ученым-этнографам так и не удалось дать мало-мальски достоверного объяснения тому, откуда появились аборигены в Австралии, почему внешний вид и уклад жизни существенно отличается от подобных народностей в других точках земного шара. Но одно несомненно: культурное наследие этого древнего народа, подарившего миру диджериду, — ценная составляющая разнообразия человеческой цивилизации.

Диджериду в современной музыке

Диджериду, традиционный музыкальный инструмент коренных жителей Австралии, является одним из старейших духовых инструментов на земном шаре. Он представляет собой длинную, до нескольких метров, деревянную трубу, полую внутри. Австралийские аборигены находили высохший ствол небольшого дерева, выеденный изнутри термитами, выбивали из него труху и использовали в своих ритуалах, чтобы войти в трансовое состояние. В результате мы имеем очень необычный музыкальный инструмент, который способен издавать только одну ноту, но при этом дает возможность изменять тембр звучания и громкость обертонов по желанию исполнителя. Несмотря на то, что он относится к разряду духовых, сам принцип формирования звука в нем совершенно иной, нежели в трубе, флейте или саксофоне: колебание воздуха внутри канала обеспечивается вибрацией губ музыканта. При этом на издаваемый звук влияет также конфигурация дыхательных путей, гортани и диафрагмы исполнителя. Начиная с конца XX века, музыканты со всего мира начали применять диджериду в современной музыке.

Еще в начале 1980-х годов австралийский коллектив Gondwanaland использовал диджериду в своих эмбиент-композициях, сочетая его с синтезаторами и гитарами. Одним из первых музыкантов, применившим диджериду на западе, был Стив Роуч, пионер эмбиент-музыки, который был очарован звуками этого инструмента во время своего путешествия по Австралии в 80-х годах. С этого времени диджериду начал свое триумфальное шествие по планете. В наши дни существует множество модификаций оригинального диджериду: спиралевидные и в форме коробки (диджебокс), а также состоящие из двух труб, вложенных одна в другую (диджерибоны). Такое устройство позволяет менять основной тон прямо во время игры, по принципу тромбона. Также существуют инструменты, оснащенные клапанами. Такое разнообразие модификаций открывает широкие возможности для использования диджериду в самых различных музыкальных направлениях.

57.jpg» />В эмбиенте, этно-трансе и в других жанрах инструмент используется для создания бархатного, насыщенного музыкального фона, называемого дроном. Для создания дрона больше всего подходят длинные диджериду узкого диаметра. В таких жанрах, как хип-хоп, брейкбит, фанк музыканты используют более короткие варианты для быстрой, ритмичной игры, часто сочетая ее с битбоксом. Впрочем, разделение по жанрам довольно условно: многие исполнители не ограничиваются одним инструментом во время выступления, а используют две или несколько труб для создания различных эффектов.

В 1992 году ирландский диджей и продюсер Ричард Дэвид Джеймс, более известный как Aphex Twin, сочиняющий в жанрах техно, эсид и драм-энд-бэйс, использовал диджериду в композиции с одноименным названием (Didgeridoo), которая стала хитом танцполов Британии. В следующем году Джей Кей со своей группой Jamiroquai, ставшей впоследствии легендой джаз-фанка, также применил этот инструмент в альбоме Emergency On Planet Earth. Альбом покорил британские чарты, заняв первую строчку.

Многие современные исполнители предпочитают сольную игру на диджериду, доводя свою технику игры до совершенства и модифицируя свои инструменты для получения индивидуального звучания. Например, Чарли МакМахон (Австралия) изобрел особый микрофон, способный регистрировать звук непосредственно в ротовой полости. Уильям Торен изобрел модификацию «Мультидроновый Диджериду», которая обеспечивает звучание нескольких основных тонов одновременно. Французский музыкант Залем Деларбр при игре активно использует битбокс и электронные процессоры эффектов. Он стал одним из основателей стиля вобблинг.

Сегодня диджериду получил распространение во многих странах мира, не исключая и России. В крупных городах существуют специализированные магазины и школы, а иногда вы можете встретить музыкантов, играющих на диджериду прямо на улице.

Музыкальный инструмент коренных народов Австралии – диджериду

Личное мнение — мне диджериду напоминает варган по звуку)

Источник. — группа вконтакте, вступайте!

Самобытный, загадочный, гармонизирующий, обертонный музыкальный инструмент аборигенов северной Австралии.
Примерно 40 лет назад аборигены подарили свой таинственный инструмент западному миру. С тех пор диджериду покоряет, удивляет, вдохновляет, гармонизирует людей, живущих в напряженном мире цивилизации.
Легенды аборигенов Австралии гласят:
«Когда ничего не было, даже времени, творческим Сущностям Ванжина приснился
наш мир:
Когда был создан первый Человек, Ванжина покинули Землю, но для связи с собой они оставили людям Диджериду. Звучание диджериду создает особое пространство, особый коридор, по которому Ванжина могут опускаться в мир Людей, а Люди подниматься в Духовный мир».

Диджериду нерукотворна, её создает сама природа. Австралийские термиты проедают изнутри стволы и ветви деревьев. Остается лишь отыскать эти «заготовки» и диджериду почти готова. Не всякому аборигену удается это сделать, так как для поиска нужно обладать особенным состоянием сознания … Диджериду изготавливают ещё из бамбука. Многие инструменты украшают традиционными росписями, изображением животных тотемов.
Вот два (из многочисленных) высказывания старейшин аборигенских родов:
« Диджериду — волшебник обладает своей собственной силой, когда диджериду говорит с тобой – прислушайся »
« Волшебное звучание диджериду трогает сердца людей и зовет нас вспомнить наше общее земное и духовное наследство »

В книге « Целительные звуки » Джонатан Голдмен пишет о том, что в те времена, когда не было ничего и даже самого времени, обитали божественные сущности ванджина. Им приснился этот мир (тем самым он и был создан) – время сновидений…
А когда мир был создан, ванджина покинули Землю и переселились в духовный мир. Но в дар людям они оставили диджериду. Гул диджериду создает особое пространство, некое окно или коридор, посредством которого ванджина могут посещать мир людей и наоборот.
Когда я впервые услышала звучание диджериду, и, конечно, была потрясена, я поняла, что это то чудо, о котором я мечтала всегда. Так началась моя новая жизнь уже с диджериду, чему я не перестаю радоваться никогда.
Аборигены Австралии подарили нам диджериду. Они очень благосклонно относятся к распространению диджериду. Они считают, что диджериду поможет навести мосты над пропастью между нашими мирами.
Аборигены считают, что мир – это единый, хрупкий организм, в котором все части тончайшим образом связаны…
Время сновидений – это и аборигенский миф о сотворении мира, и особое измененное состояние сознания, которое возникает у играющего и слушающего игру. Время сновидений – это и сакральное пространство–время мифа здесь и сейчас…
Наша жизнь – это время сновидений…
Диджериду – это еще и флейта Радуги-Змеи Юрлунггур, основной божественной сущности мифа творения. Диджериду обладает своей собственной живительной силой.
Однажды Юрлунггур проглотила сущностей воздуха сестер Вавилак и двух их сыновей. Затем она выплюнула их безжизненные тела на берег пруда. Но все это видела флейта Диджериду. Она подняла свою силу со дна пруда и вдохнула жизнь в сестер Вавилак и их сыновей.
Вот такой оживляющей силой обладает Диджериду. А эта спасительная акция символизирует вечное непрерывное дыхание творчества жизни. И играть на диджериду можно, овладев техникой непрерывного (циркулирующего) дыхания.

Читайте также  Простой и маломощный усилитель на КТ315

Совсем недавно ученые закончили исследование по поводу невероятной живучести кошек. Они пришли к выводу, что кошки обладают исцеляющим устройством – это их умение мурлыкать. Эти низкочастотные вибрации, воспроизводимые кошкой очень полезны для неё и для нас.
Когда я услышала это сообщение, я пришла в необычайный восторг: это ведь просто диджериду внутри кошки!
Диджериду гудит, кошка мурлычет, а всё это — вибрации низкой частоты. На фоне низкой частоты основного звука слышны более высокие, но звучащие тише частоты – это обертона. Обертона всегда выше в 2, 3, 4 и т. д. раза основного тона, они всегда образуют гармоничный ряд звуков, своеобразный однотональный аккорд и создают своеобразный тембр диджериду (и кошки).
На моих концертах, которые я называю концерты-медитации, я и слушатели на самом деле являем собой тело некоей мистической кошки. Мне этот образ так понравился, что я решила называть концерты — «Мистическая кошка», концерт-медитация для диджериду и слушателей.
На концерте в чайном клубе «Ист» в Москве в октябре 2004 года я рассказала о том, что аборигенские шаманы лечат больных, укладывая их на землю и играя над ними на диджериду. Некоторые экспериментаторы тут же легли. Им этот эксперимент очень понравился, и они порекомендовали мне дать возможность на концертах желающим слушать лежа…
Что мы и делаем в культурном центре «Другой мир».

Упражнения.

На диджериду играют при помощи струи воздуха, выходящей сквозь расслабленные вибрирующие губы. Эта струя вводит диджериду в резонанс. И начинается магическое, сакральное пение этой могучей флейты.

В игре на диджериду участвуют щеки, диафрагма, гортань, язык, легкие. Все твое тело становится инструментом. Тренировка позволяет научиться управлять всеми мышцами.
Аборигены говорят, что обычно мышцы щек нужны лишь для того, чтобы пища во время еды не выпадала изо рта. Но если их потренировать…

В этом разделе я приведу два вводных упражнения, так как раздел «Школа игры» я буду вести при появлении учеников.

Упражнение 1.

Что означает фраза « выдох через расслабленные вибрирующие губы»?
Наверное, каждый может сказать воображаемой лошадке «Тпру». При этом ваши губы будут расслаблены, будут вибрировать, и сквозь них будет выходить струя воздуха. Остается лишь поднести к губам диджериду и, не прерывая этого «тпру», послать в неё воздух. Делать это следует до тех пор, пока диджериду не отзовется своей вибрацией и не издаст волшебный звук. Это и будет основной тон.
Опыт показывает, что сильный, ровный, правильный тон сразу получить почти никому не удается. Но это должно лишь утешить начинающих. Только постоянные упражнения, только поиск своего «поцелуя», который разбудит спящую красавицу Диджериду…
Количество подходов никогда не будет напрасным, так как ваши мышцы незаметно будут укрепляться, а потом благодарно помогут вам при игре.

Упражнение 2.

Наполните щеки воздухом, надуйте их. Вот с такими щечками подышите через нос. Вы убедитесь, что это абсолютно просто сделать.
Теперь представьте, что воздух, аккумулированный в щеках, выталкивается изо рта лишь вашими натренированными мышцами щек. При этом вы можете быстро вдохнуть через нос. Это принцип непрерывного дыхания.

Три основных требования.

1. Основной тон должен быть сильным и устойчивым (достигается тренировкой).
2. Мышцы щек должны легко выдавливать воздух, аккумулированный в щеках (достигается тренировкой).
3. При любом движении щек, языка, губ и т. д. основной тон диджериду не должен прерываться (достигается тренировкой).

На диджериду можно играть сидя, стоя, при ходьбе.
… И наслаждаться потоком удивительной музыки самой природы.


Я провожу своеобразный эксперимент, играя на диджериду. Я наблюдаю за собой, за своими новыми переживаниями, ощущениями и возможностями.
Могу сказать уже определенно – энергии и здоровья стало много больше.
Я попробовала уже соединить, переплести звучание диджериду с женским голосом. Хорошо получилось.
А экспериментам музыкантов с диджериду и другими инструментами вообще нет предела.

Прекрасное состояние радости творчества дарит обертонный, духовой, необыкновенный музыкальный инструмент с красивым именем Диджериду.

Технические характеристики, советы по уходу и пр.

Didgeridoo – диджериду – это европейско-американское название духового обертонного
Музыкального инструмента аборигенов Австралии. На севере Австралии, где появилась диджериду, её называют Йедаки. Самая большая диджериду достигает в длину 2,5 метров.
Она предназначается для сакральных церимоний праздника «Dream Time» , посвященного
Мифу и времени творения мира, она символизирует радугу-змею Юрлунггур. Играют и видят её только посвященные мужчины.
В разных регионах на сакральных диджериду ( в сакральных церимониях ) играли чаще мужчины, но женщины и подготавливали церимонии, и играли на диджериду тоже.

Диджериду являют собой многообразие форм, это зависит ведь от форм ветвей и стволов.
Голос диджериду никогда не повторяется, каждая имеет свой особенный тембр и красоту.
Начинать учиться лучше всего на инструменте длиной от 1м. до 1м. 30 см.
Внутренний диаметр отверстия со стороны мундштука должен быть примерно 3 см.
Внутренний диаметр конца диджериду был бы идеальным в 10 см., но достаточно и 5-8 .
Стенки диджериду не должны быть слишком толстыми, так как будет гаситься резонанс и будет существовать опасность образования трещин.

Внутреннюю поверхность диджериду нужно обрабатывать льняным маслом, но так чтобы масло не проступало наружу и не портило рисунок, если он есть.

Мундштук делают из пчелиного воска.
Я делаю мундштук так: покупаю восковые пластины в магазине «Пчеловодство». Верхний конец диджериду немного прогреваю феном. Восковые пластинки размером примерно
1-1,5 на 2-3 см разогреваю и накладываю на диджериду так, чтобы немного воска захватывало внутреннюю стенку и немного верхнюю поверхность. Приминаю, уплотняю и выстилаю верхнее окончание диджериду такими пластинами, формируя мундштук.

Хорошо начинать обучение на диджериду из бамбука.
Можно сделать трубочку из высушенного ствола борщевика, или из чего-нибудь подходящего, даже их картона.

Трещины, которые, к сожалению, почти неизбежны, можно «заклеивать» воском. Нужно размять кусочек воска и втереть его в трещину. Воск хорошо держит, только его нужно всегда придавливать и приминать, если вибрации гасятся.

Моя первая диджериду была из бамбука длиной 1м 15 см.
Вторая диджериду очень красивая, она более сувенирная, но звучит тоже красиво. На ней изображено кенгуру. Длина этой диджериду 1м 20 см.

И самая большая диджериду, моя «концертная» могучая эвкалиптовая трубочка длиной 1м 40см. Основной тон – ре, очень красивый тембр, много обертонов. Без росписи, чистый теплый цвет эвкалипта.

У нас пока нет магазинов, где продавались бы диджериду. Но в этнических магазинах, магазинах духовной литературы продаются иногда бамбуковые трубочки из Индонезии, Индии и других стран, которые подойдут для начала.

Если Вы хотите прочитать продолжение этого урока, то вам сюда. Здесь достаточно материала на русском языке, который заинтересует любителей уходить в себя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: