Наиболее эффективный способ удаления обломанной шпильки

Pereosnastka.ru

Удаление с помощью привариваемых деталей весьма распространено. В качестве деталей обычно используют старые гайки, вставки и т. п. в зависимости от расположения обломка.

Конец обломка находится в непосредственной близости к поверхности детали. В этом случае можно взять старую гайку, внутренний диаметр которой меньше диаметра шпильки на 1,5-2 мм, наложить ее на сломанную шпильку так, чтобы центр шпильки совпал с центром гайки (рис. 1, в), и при помощи электросварки через отверстие в гайке приварить ее к торцу шпильки. После остывания обломок легко вывернуть гаечным ключом.

Конец обломка остался глубоко в теле детали (но не глубже, чем на диаметр резьбы). Для удаления такого обломка нужно изготовить из шестигранного прутка специальную вставку (рис. 1, г) и приварить ее к торцу шпильки. Чтобы в процессе приварки не прогорела стенка вставки, ее толщина должна быть не менее 1 мм.

После остывания приваренной детали обломок вывертывается гаечным ключом.

Удаление с помощью специальных приспособлений. В качестве примера рассмотрим приспособление для удаления сломанных шпилек крепления полуоси автомобиля ГАЗ -51А.

В комплект этого приспособления входит ключ и кольцо. Ключ состоит, в свою очередь, из сердечника и гайки с рукояткой. Резьба сердечника и внутренняя резьба гайки — левые М12, наружная резьба нижней части гайки — правая М22. Шаг резьбы как у сердечника, так и у гайки должен соответствовать шагу резьбы вывертываемой шпильки.

Нижний конец сердечника закален, а его торцовая часть выполнена по форме торцовой фрезы. В верхней части сердечника сделано боковое отверстие для воротка. В кольце б восемь отверстий; против одного из них приварен штуцер с внутренней резьбой, соответствующей наружной резьбе нижней части, т.е. М 22.

Этим приспособлением обломки вывертывают в такой последовательности. Снимают полуось автомобиля и на освободившиеся шпильки ступицы колеса устанавливают кольцо приспособления так, чтобы штуцер встал против отверстия со сломанной шпилькой. После этого кольцо закрепляют двумя-тремя гайками, завинчиваемыми на шпильки ступицы, ввертывают в штуцер гайку ключа, а в эту гайку — сердечник I до тех пор, пока он не упрется в торец сломанной шпильки. Затем, прижимая сердечник к обломку шпильки воротком, вставленным в его боковое отверстие, вращают гайку за рукоятку и вывертывают сломанную шпильку.

Несколько упрощенное, аналогичное описанному приспособление, предназначенное для шпилек ступицы автомобиля ЗИЛ -164, показано на рисунке 1, в. Здесь для вывертывания ремонтных шпилек с увеличенным шагом резьбы сделано второе отверстие под штуцер с резьбой М 22×2, для него нужно изготовить второй штуцер. Болт и контргайка остаются прежними.

Высверливание обломков на универсальных станках используется в тех случаях, когда позволяют размеры деталей. После высверливания в отверстие забивают специальный цилиндрический экстрактор, конический или зубчатый конус.

Некоторое затруднение вызывает отыскание центра обломка, без чего не удается доброкачественно выполнить работу.

Чтобы облегчить это, необходимо применять специальный кернер, диаметр которого равен диаметру отверстия, где находится обломок, а угол острия кернера такой же, как и у сверла, которым предстоит сверлить обломок. Кроме того, чтобы во время сверления обломанной шпильки (винта) сверло не ушло в сторону и не повредило резьбу, на него нужно надевать направляющую трубку, наружный диаметр которой равен диаметру отверстия с обломанной шпилькой (внутренний диаметр трубки соответствует диаметру сверла).

Высверливание обломков из цапф поперечных брусьев рамы тр актор а ДТ-54 А на токарно-винторезном станке. Цапфа с обломком винта вставляется в приспособление, показанное на рисунке 3, а, фиксируется в нем стопорным винтом, а затем приспособление зажимается в суппорте станка, а сверло в патроне.

Высверливание обломков из стоек механизма навески тракторов ДТ-54, Т-74 и ДТ-75. Для этой цели применяется приспособление, состоящее из станины (рис. 3, б), изготовленной из швеллера № 18 и приваренных к нему двух кронштейнов. Кронштейны приварены так, что после установки на них стойки механизма навески ее плоскость бугеля должна быть строго горизонтальной.

Стойку с оборванным винтом крепят к кронштейнам штифтом и болтом, а к кронштейнам 5-пальцем. После этого приспособление с установленной стойкой помещают на стол сверлильного станка и высверливают обломок.

При высверливании обломков бывают случаи, когда сверло заедает и ломается. Чтобы предотвратить такие поломки, нужно пользоваться фрикционным патроном.

Патрон состоит из конуса с корпусом, фланца, втулки и регулировочных винтов. Чтобы эти винты не отвинчивались во время работы, под них подложены пружинные шайбы.

Втулка помещается в выточках корпуса и фланца. Между ними уложены Текстолитовые шайбы. Во втулке есть квадратное от, верстие для сверла.

В комплект фрикционного патрона входит несколько сменных втулок для сверл с квадратами различных размеров.

Во время высверливания обломков шпилек или-винтов, при подходе сверла к дну отверстия или заедании, втулка со сверлом останавливается, а корпус с фланцем продолжает вращаться. Благодаря этому сверло предохраняется от поломки. Усилие, при котором срабатывает фрикционный патрон, зазисит от степени зажатия втулки регулировочными винтами. Чем больше размер высверливаемых обломков, тем сильнее нужно зажимать втулку между фланцем и корпусом.

Если обломок удаляют цилиндрическими экстракторами, изготовляемыми предприятиями в виде специальных комплектов.

Высверливание обломков при помощи приспособлений применяется для восстановления громоздких деталей: корпусов, ступиц и т. п.

Приспособление для высверливания обломков из ступиц колес автомобилей представляет собой раму, состоящую из двух труб, соединенных планками. На трубу надета подвижная труба, к которой привернуты хомуты. В этих хомутах с помощью гаек-барашков крепится электродрель. Труба поворачивается вместе с дрелью вокруг трубы и фиксируется винтом. Рама надета на стойку, к которой с одной стороны прикреплена ступица с плитой, а с другой стороны приварена гайка 6. В гайку входит винт с маховичком. При завинчивании винта, приваренная к нему труба нажимает на планку рамы, тем самым осуществляется подача сверла. Возвращение сверла в исходное положение происходит за счет пружины.

В плите сделано несколько рядов отверстий с резьбой, расположенной по разным радиусам, соответствующим ступицам колес автомобилей различных марок.

Пользуются приспособлением в такой последовательности: плиту закрепляют на оставшихся шпильках гайками, в отверстие плиты, расположенное против сломанной шпильки, ввертывают кондукторную втулку и через нее высверливают обломок.

Приспособление для высверливания обломков шпилек крепления головки блока цилиндров двигателя ГАЗ -21 представляет собой плиту, в которой ввернуты втулки, предназначенные для крепления приспособления на блоке, и кондукторные втулки.

Конструкция приспособления позволяет высверливать любую из десяти шпилек в случае их облома, что достигается перестановкой втулок в соответствующие отверстия в зависимости от их местоположения.

Приспособление для высверливания обломков сломанной шпильки крепления приемной грубы глушителя двигателя ГАЗ -21 состоит из основания размером 220 X 115 мм со стойкой, закрепленной косынкой, и плиты, изготовленной по форме фланца крепления приемной трубы. Плита имеет бобышку диаметром 60,5 мм, штифт и кондукторную втулку.

Чтобы высверлить обломок шпильки, нужно газопровод в сборе закрепить на стойке приспособления при помощи шпилек крепления карбюратора, а плиту установить на плоскость фланца приемной трубы глушителя так, чтобы бобышка вошла в выходное отверстие трубы, штырь — в отверстие болта, а кондукторная втулка встала против сломанной шпильки. Через кондукторную втулку и следует высверливать обломок.

Удаление обломков, сильно приржавевших к деталям, выполняется следующим способом. На всю длину обломка на стыке его с телом детали высверливается отверстие диаметром 4,5-5 мм, затем в центре обломка просверливается отверстие также на всю глубину. Сверло при этом нужно выбрать такого диаметра, чтобы не повредить резьбу в детали. После этого небольшим крейцмейселем следует загнуть кромки остатков обломка к центру отверстия и удалить обломок круглогубцами или квадратом, а резьбу в детали зачистить метчиком.

Удаление обломков из сквозных отверстий небольшого диаметра. В тех случаях, когда шпилька или винт малого диаметра оборвались на середине сквозного отверстия, удалять обломок нужно следующим способом.

Взять другой такой же винт, заточить его конец напильником так, чтобы образовалась режущая кромка, и начать ввертывать его в то же отверстие.

Режущая кромка целого винта, как одноперовое сверло, врежется в торец обломка и при дальнейшем вращении вывернет его из детали.

Удаление обломков из алюминиевых деталей. При удалении обломков из алюминиевых деталей, которые нельзя повреждать, можно пользоваться азотной кислотой HN03 плотностью 1,15-1,20 г/см3, которая, растворяя сталь и железо, почти не растворяет алюминиевые сплавы. Прежде всего нужно нагреть деталь до температуры 80 °С, затем у места сломанной шпильки установить стеклянную или эбонитовую воронку и в нее налить раствор азотной кислоты. Для ускорения процесса растворения шпильки раствор необходимо периодически заменять свежим и поддерживать температуру детали в пределах 50-60 °С.

Концентрацию раствора можно определить следующим образом: в фарфоровую чашку положить кусочек сломанной шпильки и налить кислоту. После этого нужно прибавлять воды в количестве от 10 до.30% до тех пор, пока кусок шпильки не начнет растворяться. Кислоту полученной таким образом концентрации и нужно употреблять для растворения данной шпильки, изготовленной из определенной стали. Для стали другой марки концентрация кислоты может быть иной.

Читайте также  Приспособление для нарезки пластиковых бутылок в ленту

При помощи азотной кислоты нельзя удалять поломанные шпильки из электрона или алюминиевых сплавов, содержащих цинк.

Наиболее эффективный способ удаления обломанной шпильки

Наиболее эффективный способ удаления обломанной шпильки

Облом шпильки — один из распространенных дефектов, с котором может столкнуться автолюбитель. Шпильки используются во многих узлах автомобиля. Но если у вас нет машины, то это не значит, что вам никогда не попасть в данную ситуацию, ведь сломаться также может и болт.

Способ по извлечению обломка, который покажу я, как мне кажется, является одним из самых простых и действенных. Он подойдет даже тогда, когда обломок засел глубоко внутри на 2-4 мм.

Извлекаем обломок шпильки

Итак, приступим. Для начала измерим диаметр шпильки по ее обломку оставшемуся снаружи. В моем случае он 8 мм в диаметре.

Наиболее эффективный способ удаления обломанной шпильки

Берем деревянный брусок, и наклеиваем сверху на него 3 слоя малярного скотча. Затем проделываем отверстие во всех трех слоях диаметром меньшим на один миллиметр.

Наиболее эффективный способ удаления обломанной шпильки

Вырезаем произвольный контур. И у нас получилась такая прокладка.

Наиболее эффективный способ удаления обломанной шпильки

Наклеиваем ее на отверстие с обломком шпильки. Данная прокладка защитит резьбу при сварке.

Наиболее эффективный способ удаления обломанной шпильки

Далее, необходимо взять любой Г-образный стальной уголок толщиной 2-5 мм. И просверлить в нем отверстие 7 мм в диаметре.

Наиболее эффективный способ удаления обломанной шпильки

С обратной стороны большим сверлом сделать отверстие под конус.

Наиболее эффективный способ удаления обломанной шпильки

Ставим уголок на отверстие и фиксируем отрезками малярного скотча, чтобы во время сварочных работ он не упал.

Наиболее эффективный способ удаления обломанной шпильки

Отверстия должны строго совпадать.

Наиболее эффективный способ удаления обломанной шпильки

Время сварки. Желательно использовать полуавтоматический сварочный аппарат. Ну если нет, берите обычный, с тонким электродом.

Наиболее эффективный способ удаления обломанной шпильки

Сначала наплавляем слой на обломок.

Наиболее эффективный способ удаления обломанной шпильки

Вот так это выглядит после первого раза. Чуть подождем.

Наиболее эффективный способ удаления обломанной шпильки

Наплавляем ещё слой для надежности.

Наиболее эффективный способ удаления обломанной шпильки

Ну а теперь, можно пробовать вывинчивать шпильку.

Наиболее эффективный способ удаления обломанной шпильки

Все отлично вывинтилось. Сварка прогрела обломок и он стал легче вывинчиваться.

Наиболее эффективный способ удаления обломанной шпильки

Так это выглядит вблизи.

Наиболее эффективный способ удаления обломанной шпильки

Наиболее эффективный способ удаления обломанной шпильки

Ставим новую шпильку

Как видите, ни резьба ни участок вокруг, ничего не пострадало после сварки. Зашкуриваем площадку наждачкой.

Наиболее эффективный способ удаления обломанной шпильки

Берем новую шпильку, навинчиваем на нее две гайки с одной стороны и притягиваем их друг к другу.

Наиболее эффективный способ удаления обломанной шпильки

Завинчиваем в блок ключом.

Наиболее эффективный способ удаления обломанной шпильки

Наиболее эффективный способ удаления обломанной шпильки

Вот такой нехитрый и очень действенный способ. По крайне мере это проще, чем сверлить ровное отверстие под экстрактор, что на мой взгляд невероятно сложно.

4. Основные правила выполнения разборочных работ. Причины повреждения деталей при разборке. Правила спрессовки шарикоподшипников. Какими способами удаляются концы обломанных шпилек и болтов?

Одним из основных правил в выполнении сборочно-разборочных работ любого типа является составление плана действий перед выполнением работы. Этому есть два объяснения.

Во-первых, при сборке и разборке кузова это гарантирует вам, что не будет выполнено никакой лишней работы (почти каждый механик может рассказать о том огромном количестве времени, которое можно затратить, пытаясь снять трудносъемные детали, иногда в конце концов обнаружив, что они не снимаются вообще).

Во-вторых, это позволит вам запастись достаточным количеством жидкости для облегчения разъединения “наглухо” соединенных (или приржавевших) деталей (особенно это касается старых автомобилей). Наиболее сильно заржавевшие части кузова будут разбираться значительно легче, если их погрузить в такую жидкость на 3 дня перед началом работы.

Один из наиболее универсальных методов ослабления приржавевших гаек и болтов для разборки кузова заключается в воздействии теплоты на эти части. Это как раз тот случай, когда любой автолюбитель пожелал бы иметь аппарат для кислородно-ацетиленовой сварки, но хороший результат можно получить фактически любым аппаратом, от широко распространенного аппарата для углеродно-дуговой сварки до простой бутановой горелки. Принцип разделения деталей под воздействием теплоты состоит в следующем: на две детали, которые за длительное время приржавели друг к другу и между которыми образовались прочные связи, воздействуют теплотой. При этом детали расширяются во всех направлениях, и, таким образом, разрушаются их взаимные связи. Так, гайка будет расширяться, и ее соединение с болтом будет более свободным, поэтому отворачивать ее будет лучше всего, пока она еще горячая.

Естественно, при использовании значительной теплоты необходимо соблюдать соответствующие правила техники безопасности. Ни при каких обстоятельствах не подвергайте воздействию теплоты части, находящиеся вблизи топливного бака! Следует также помнить о том, что топливопроводы многих современных автомобилей сделаны из пластмассы, которая легко плавится, что может привести к пожару. Резиновые втулки также могут загореться, и, если это произойдет, вы окажетесь еще в более худшей ситуации, чем та, в которой вы находились сначала.

Не забудьте удалить все огнеопасные предметы из автомобиля в том месте, куда вы прикладываете теплоту (например, пластмассовую обшивку или ковровое покрытие). Также имейте в виду, что водород, выделяющийся из аккумулятора, в смеси с воздухом ВЗРЫВООПАСЕН! Лучше всего иметь под рукой какое-либо вспомогательное средство для тушения мелких возгораний, в качестве которого подойдет бутылка с холодной водой. В случае непредвиденного возгорания таких составов, как ингибитор, изоляция или мастика, вы сможете использовать ее как огнетушитель. На случай возникновения более серьезных возгораний необходимо иметь под рукой качественный огнетушитель. Иногда вы можете столкнуться с тем, что гайка не поддается отворачиванию ни при каких усилиях. Тогда ее следует удалить более действенным способом. Распилите гайку, где только возможно (не сбивайте ее зубилом, чтобы избежать дальнейших повреждений!). Это требует меньше усилий, чем спиливание болта, и к тому же сохранит болт. В любом случае, при попытках пилить под гайкой ножовка обычно наталкивается на разрезную пружинную шайбу, которая, будучи выполненной из закаленной стали, не может быть спилена ножовочным полотном. В тех местах, где недостаточно места для применения обычной ножовки, следует использовать ножовочное полотно, закрепленное на специальной рукоятке. На практике иногда возникает ситуация, когда нет места для работы ножовкой любого типа, и тогда гайку просто сбивают зубилом. Для облегчения сбивания гайки при помощи зубила в ней высверливается отверстие, параллельное ее отверстию (не поперек!). Зубило должно быть острым, и лучше всего использовать относительно тяжелый молоток. При разборке кузова постарайтесь избежать повреждений, чтобы обеспечить максимально простой процесс сборки кузова автомобиля.

Может случиться так, что гайки недоступны (как, например, в случае с болтами бампера), и очевидным становится тот факт, что их невозможно удалить. В таком случае после просверливания отверстия в середине головки болта гайка должна быть высверлена, что позволит легко снять бампер.

Винты, которые используются для крепления деревянных элементов к кузову, имеют такую же форму, как и болты бампера. К сожалению, они могут доставить столько же хлопот при отворачивании, как и бамперные болты. Обычно они просто проворачиваются при ослаблении. Если винты выступают на поверхности деревянного элемента, то иногда можно выпилить паз для отверстия на головке, но головка может быть потайной и располагаться ниже поверхности дерева. В этом случае придется удалить гайку или головку болта одним из описанных способов.

Большинство современных, но не менее проблематичных, методов фиксации болтов в кузове состоит в вворачивании их в зажатые гайки или в гайки с оболочкой. При отворачивании эти оболочки часто сгибаются. Когда это случается, то лучшим решением будет сбить оболочку тонким острым зубилом. Затем гаечный ключ прикладывается к гайке, находящейся внизу, и, когда болт поворачивается, он удерживается обычным способом при помощи гаечного ключа. Бывают случаи, когда все методы испробованы, и кажется, что из положения нет выхода. Тогда на помощь приходят специальные приспособления. Одним из них является ударная отвертка. Ударная отвертка состоит из плоского корпуса, внутри которого находится храповик. Храповик приводится в действие ударами молотка по концу отвертки и может быть приспособлен для работы в любом направлении, то есть с левой и правой резьбой, а также для отворачивания и затяжки. Перед использованием ударной отвертки важно очистить головку винта от загрязнений, в противном случае наконечник отвертки недостаточно прочно сядет в паз(ы) головки винта и при работе может сорвать их. Большинство таких отверток имеют 1/2-дюймовое гнездо для установки сменных наконечников.

В случае необходимости ударную отвертку можно изготовить самостоятельно: возьмите отвертку с противоударной рукояткой, зажмите верхнюю часть лезвия раздвижным ключом, и, прилагая вращательное усилие к ключу, ударяйте по отвертке молотком.

Часто по причине применения ключей неправильного размера или из-за разрушительного действия ржавчины гайки закругляются (т.е. стираются их грани). Обычно обойти эту проблему помогает раздвижной ключ. Конечно, если гайка совсем разрушена, ее дальнейшее разрушение не имеет смысла. Трубный ключ обеспечивает лучший захват гайки и тем самым обеспечивает приложение к ней большего усилия.

Не забывайте, что если гайка или болт разбиты, вы всегда можете обточить их при помощи шлифовальной машинки.

Еще одним из полезных приспособлений является рассекатель гаек. Его основной частью является зубило, которое входит в гайку при зажимании болта, расположенного на корпусе приспособления. Это очень чистый и эффективный способ удаления гаек, но и у него есть недостатки: не всегда можно добраться рассекателем до нужной гайки из-за ограниченности доступа, и во многих случаях возникают затруднения при работе с гайками небольшого размера. Но стоит отметить, что рассекатель гаек – довольно полезный инструмент при работе в подходящих для него условиях.

Читайте также  Кормушки для птиц

При отворачивании гайки может возникнуть ситуация, когда болт лопается от приложенной к нему нагрузки, гайка отрывается, а в месте соединения остаются головка с обломанным стержнем. В таком случае задача состоит в том, чтобы освободить место соединения от оставшейся части болта. Для этой цели применяется выталкиватель. Выталкиватель имеет форму конусообразного стержня со спиральной левой резьбой. Перед началом работы необходимо высверлить отверстие в конце болта, вставить в него выталкиватель, повернуть его против часовой стрелки и вращать до тех пор, пока остаток болта не выйдет наружу. Такие действия подходят для большинства типов подобных соединений. Проблемы со снятием креплений могут возникнуть в отделке кузова, например, с дверной обшивкой. Удаление креплений может привести к повреждению лакокрасочной поверхности, искривлению хромированной панели или к повреждению двери. Некоторые фирмы производят специальное приспособление для удаления скрытых соединений. Оно представляет собой двузубую вилку, похожую на гвоздодер.

Подшипники также спрессовываются только съемниками или специально предназначенными оправками.

Не существует универсального способа освобождения трудноснимаемых креплений даже при использовании самых совершенных приспособлений. Здесь важно понимать, что лучшими вашими помощниками будут здравый смысл и изобретательность. И работа по преодолению какой-либо конкретной трудности может даже привести вас к изобретению очень нужного всем приспособления.

Чистка сосудов: что это, и можно ли убрать холестериновые бляшки?

Вокруг так называемой «чистки сосудов» сложилось целая индустрия и немало мифов. Однако наши сосуды — не трубы, даже теоретически прочистить их, чтобы избавиться от холестериновых бляшек или отложений кальция совсем не так просто. А существует ли вообще «чистка сосудов», или это заблуждение и маркетинговый ход? Мы поговорили с нашим экспертом — кардиологом, врачом функциональной диагностики, кандидатом медицинских наук Котельниковой Анной Николаевной, чтобы узнать больше о профилактике и лечении атеросклероза. В преддверии Нового года и праздничного застолья будьте внимательны к своему питанию и берегите себя!

Чистка сосудов — что это?

В официальной медицинской терминологии не существует такого понятия, как «чистка сосудов» — это бытовой сленг, который вводит в заблуждение и создает путанницу. Убрать холестериновые бляшки, которые уже сформировались, и прочистить закупоренный сосуд как водопроводную трубу с помощью волшебного чистящего средства или «нанонитей», к сожалению, невозможно. Вокруг чистки сосудов уже сформировалась целая индустрия, однако препараты и процедуры, которые предлагают для решения проблемы не обладают доказанной клинической эффективностью, то же самое касается и народных методов. Восстановление функционального состояния эндотелия сосудов гораздо серьезнее чем детокс, уместный только для первичной профилактики закупорки сосудов. При атеросклерозе, когда сосуды сужены менее чем на 50%, существует риск тромбообразования, инфаркта или инсульта, врач назначает медикаментозную терапию (статины, антагонисты кальция и другие препараты). Однако и они не убирают бляшки, а уплотняют их, увеличивая таким образом просвет сосуда. Поэтому крайне важно придерживаться простых рекомендаций по профилактике атеросклероза.

В разговорном языке «чисткой» также называют кардиологические операции по расширению опасно суженного сосуда — ангиопластику, шунтирование, стентирование. Их методы различаются, но суть примерно одна и та же: в сосуд вводится катетер, а поврежденный, патологически суженный участок расправляется и укрепляется изнутри с помощью имплантов — специальных колец, пружинок или трубок. Необходимость в таких операциях возникает, если атеросклеротическая бляшка более чем на 50% закрывает просвет сосуда (артерии). Когда кровоснабжение настолько нарушено, к клеткам и органам не поступают кислород и питательные элементы, а жизнь человека может висеть на волоске. Бывает, что сосуд или артерия закупорены тромбом — человек неожиданно чувствует сильную усталость вплоть до потери сознания, учащенное сердцебиение, подозрительные боли (головные, в области сердца), задыхается, а кожа бледнеет. Такие состояния считаются острыми, и в качестве «чистки» применяется процедура тромболизиса специальными препаратами в амбулаторных условиях. После стентирования, шунтирования или ангиопластики кровоснабжение восстанавливается, однако необходимо принимать специальные препараты и наблюдаться у кардиолога.

Почему закупориваются сосуды?

Сосуды закупориваются по разным причинам, но чаще всего это происходит из-за холестериновых бляшек и отложения солей кальция (кальциноз). Механизм формирования таких закупорок сложнее, чем кажется, и он стоит за нашими бытовыми привычками — даже самыми безобидными на первый взгляд. Например, когда мы едим сильно соленую пищу, происходит сгущение крови и задержка жидкости — артериальное давление увеличивается. Когда мы испытываем стресс, вырабатываются гормоны адреналин и норадреналин — происходит сужение ключевых сосудов, а давление увеличивается, поскольку количество крови, которое необходимо протолкнуть сердцу, остается неизменным. В В обычном здоровом состоянии сосуды справляются с такими нагрузками, но со временем могут начаться серьезные проблемы, и это не только гипертоническая болезнь.

Причины атеросклероза

Дело в том, что из-за систематических дополнительных нагрузок на стенках артерий могут образоваться микроповреждения. Поврежденные ткани опухают. Клетки, отвечающие на воспаление (например, лейкоциты), скапливаются вокруг повреждения, а жир и холестерин, которые плавают в крови, тоже к ним цепляются — формируется холестериновая бляшка. Избавиться от нее совсем неинвазивными способами уже невозможно. Стенки сосудов при этом грубеют и истончаются — это патологическое состояние называют атеросклерозом, который в свою очередь может привести к ишемической болезни и вызывает необходимость в «чистке сосудов».

Таким образом, важно не просто правильно питаться, но и поддерживать функциональное состояние сердечно-сосудистой системы.

Хороший и плохой холестерин

Существует несколько видов липопротеидов (холестеринов). Плохими считаются липопротеиды низкой плотности (ЛПНП), но есть еще и хороший — липопротеиды высокой плотности (ЛПВП). Последний работает почти как антагонист плохого холестерина, позволяет контролировать липидный обмен — помогает в транспортировке веществ и детоксикации организма от плохого холестерина. Ниже мы расскажем, как поддерживать правильный баланс ЛПНП — ЛПВП и на что еще необходимо обратить внимание.

Профилактика атеросклероза сосудов

Избегайте продуктов с высоким уровнем холестерина

Ограничьте в рационе продукты животного происхождения с высоким содержанием холестерина: сало, жирное мясо, субпродукты, жирные молочные продукты и цельное молоко, яичный желток. Это не значит, что нужно совсем отказаться от белков и жиров животного происхождения. В меню должны преобладать овощи и фрукты, сложные углеводы и злаковые волокна, особенно клетчатка. Важно контролировать уровень сахара и не злоупотреблять сладким и мучным — шоколадные батончики и снеки лучше заменить на сладости из сухофруктов и орехи, и организм скажет вам спасибо.

Способ приготовления блюд тоже играет важную роль — прежде чем положить мясо или яичницу в масло на раскаленную шипящую сковородку, подумайте, возможно его лучше приготовить на пару? Нельзя? Хорошо, но для жарки лучше используйте растительные масла, например, оливковое.

Против жира и холестерина борются и цитрусовые, в частности вещество пектин, выделяемое из грейпфрута. Пектин — это растворимая клетчатка, которая содержится только в самих плодах цитрусовых, но отсутствует в соке.

Мы получаем холестерин из 2 основных источников. Большую часть холестерина (около 1 г в день) производит наша печень — и этого достаточно. Другую часть мы получаем непосредственно из пищи.

Есть еще один лайфхак: в магазине обращайте внимание на этикетки, старайтесь избегать продуктов с надписью «частично гидрогенезированные жиры» .

Занимайтесь спортом — тренируйте сердце и сосуды

ВОЗ рекомендует уделять физической активности не менее 150 минут в неделю. Во время тренировок происходит детоксикация организма, а сосуды укрепляются — это тоже своеобразная «чистка сосудов».

Даже после перенесенного стентирования / шунтирования можно заниматься спортом и даже бегать марафон. Однако таким пациентам сначала довольно продолжительное время нужно принимать препараты и наблюдаться у врача. Пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями необходимо рассчитать допустимый уровень физической нагрузки и подобрать ее оптимальный вариант. Для этого существует велоэргометрия, которая позволяет снять нагрузочные пробы на аппарате, похожем на велосипед со специальными датчиками.

Проверьте свой уровень холестерина

Раз в год рекомендовано сдавать специальный анализ крови — липидограмму, чтобы посмотреть, есть ли повышение уровня общего холестерина или его фракций. Таким образом возможно своевременно понять, все ли хорошо с липидным обменом или необходима его медикаментозная коррекция.

Первичная профилактика атеросклероза закупорки сосудов также предполагает посещение кабинета терапевта или кардиолога 1 раз в год, даже если нет жалоб.

Вылечите пародонтоз, контролируйте уровень сахара и массу тела

В нашем организме все взаимосвязано. Доказано, что пациенты с пародонтозом, как пациенты с сахарным диабетом и избыточным весом, более предрасположены к атеросклерозу.

В 2019 году было опубликовано исследование «Metabolic syndrome and periodontal disease: An overview for physicians» (Srivastava M.C, Verma P.K.) с важными и очень интересными выводами. У пациентов с плохими зубами и предрасположенностью к атеросклерозу интенсивная пародонтальная терапия уже через 2 месяца показала значительное снижение уровня c-реактивного белка, интерлейкина-6 и холестерина липопротеинов низкой плотности.

Читайте также  Посадка картофеля без лопаты

Измеряйте артериальное давление

Абсолютной нормой артериального давления взрослого человека считается показатель 120/80 мм ртутного столба, но в зависимости от индивидуальных особенностей организма возможны отклонения.

Контролируйте уровень кальция и баланс питательных веществ в организме

Ежедневно рекомендовано дополнительно принимать Омега-3 — в организме эти полезные жирные кислоты самостоятельно не синтезируется — и нужно есть очень много морепродуктов и салаты заправлять только льняным маслом, чтобы этот дефицит восполнить. Полиненасыщенные жирные кислоты Омега 3 — основа не только для крепких и чистых сосудов, но даже строительный материал для мозга. Среднестатистическому взрослому человеку в сутки рекомендовано 250 мг Омега 3 в течение всей жизни.

Витамин К3 препятствует тому, чтобы кальций вымывался из костей и осаждался на стенке сосудов. Больше всего К₂ содержится в продуктах ферментации: сыре и кисломолочных продуктах.

Также для сосудов крайне важны Витамин D и С, коэнзим Q10.

Соблюдайте питьевой режим, откажитесь от вредных привычек и высыпайтесь

Пейте чистую отфильтрованную воду в течение дня — около 1,5 л.

Допустимая норма алкоголя в день, которая еще не вредит вашему сердцу и сосудам — 1 бокал красного вина хорошего качества, от курения лучше совсем отказаться.

Извлечь максимальную пользу от сна можно в том случае, если вы спите все 7-8 часов в комфортной обстановке, без света и гаджетов, а просыпаетесь только по будильнику или без него.

Женщинам и мужчинам старше 40 лет

Пациентам старшей возрастной группы следует быть особенно внимательными к состоянию сердечно-сосудистой системы и первичной профилактике атеросклероза. По статистике, мужчины более подвержены этому заболеванию, и важную роль в этом играют гормоны.

В репродуктивный период в яичниках женщины вырабатываются половые эстрогены, которые регулируют содержание жиров в крови и препятст­вуют отложению холестерина на стенках сосудов, то есть защищают организм женщины от атеросклероза.

Во время менопаузы происходит угасание функции яичников, они перестают продуцировать эстроген, его содержание в крови резко падает. Это приводит к тому, что сердечно-сосудистые заболевания у женщин после менопаузы появляются в 5 раз чаще, чем до неё.

Поэтому в этом возрасте рекомендовано обратиться к гинекологу-эндокринологу, который может назначить менопаузальную гормональную терапию, если это необходимо. МГТ может не просто улучшить качество жизни и продлить ее, но и сохранить красоту изнутри.

Врачи центра кардиологии клиники Пирогова оказывают квалифицированную помощь пациентам, в вопросах лечения атеросклероза, профилактической диагностики, а также восстановления после стентирования, шунтирования, перенесенного инфаркта.

Записаться на прием к кардиологу или непосредственно к доктору Котельниковой Анне Николаевне можно через наш сайт.

Удаление липомы, удаление атеромы, в чем разница между липомой и атеромой и нужно ли их удалять?

Липома и атерома кожи — две распространенные разновидности доброкачественных новообразований. Они требуют исключительно внимательного к себе отношения, поскольку в ряде случаев (правда, к счастью, нечасто) могут перерождаться в злокачественные опухоли. Появление атеромы может не вызвать подозрений — поначалу она обычно не доставляет больших неудобств. Однако даже в том случае, если новообразование не болезненно, все-таки стоит показаться врачу. Часто жировик (липома) на шее или коже головы постепенно увеличивается в размерах, в этом случае посетить врача нужно срочно — новообразование нужно будет исследовать, чтобы определить, нет ли опасности развития рака.

Липома и атерома часто внешне похожи, и пациенты нередко не отличают их друг от друга, определяя под общим названием «жировик». Попробуем разобраться, в чем же разница между липомой и атеромой, а также, как поступить, если у вас выявлено одно из этих образований.

Липома

Это – доброкачественное образование, состоящее из жировой ткани. По сути – это локальное скопление жировой ткани под кожей. Липома относится к доброкачественным опухолям, хотя в редких случаях под ее маской может развиваться липосаркома– образование злокачественное.

Липомы проявляют себя в виде мягкоэластических подкожных образований, подвижных, безболезненных, могут медленно увеличиваться в размерах. Кожа над липомами не изменена и легко смещается над ними. Мелкие липомы вообще не видны их можно обнаружить только при пальпации. Более крупные липомы выделяются как «бугры» округлой или овальной формы. Размеры липом очень вариабельны – от 1-2 см до 20 см и более. Липомы никогда не воспаляются и не нагнаиваются.

Атерома

Происхождение атеромы принципиально иное, чем липомы. Атерома развивается из сальных желез кожи. По разным причинам проток железы забивается, секрет скапливается в железе, которая начинает постепенно увеличиваться в размерах. Атерома определяется в виде небольшого (от 0,5 до 2 – 3 см) образования, которое всегда несколько возвышается над кожей и всегда спаяно с ней (т.е. кожа над атеромой не смещается), может медленно расти. Атерома всегда имеет капсулу, содержит атероматозные массы, напоминающие измельченное сало.

Т.к. атерома соединена с внешней средой протоком, всегда есть угроза, что через проток она инфицируется, и произойдет нагноение. В этой ситуации в области ранее «спокойной» атеромы появляются умеренные боли, образование быстро (за несколько дней) увеличивается в размерах, вокруг него появляется покраснение, может повышаться температура тела. Нагноение атеромы требует срочной операции.

Симптомы

Определить проблему в обоих случаях обычно не составляет сложности.

  • подвижная и безболезненная, размеры могут быть от нескольких миллиметров до 10-15 см;
  • на ощупь — тестообразная или плотная;
  • не спаяна с кожей – кожа легко смещается над образованием;
  • никогда не воспаляется – т.е. над липомой не отмечается покраснения кожи, припухлости.

Чаще всего липомы располагаются на конечностях, голове и туловище, практически никогда не бывают на лице.

Симптомы атеромы

Образование в виде бугорка, безболезненно, подвижно, спаяно с кожей, часто можно разглядеть отверстие выводного протока железы. Чаще всего «шишка» располагается на участках тела, где есть волосяной покров: на лице, коже головы, в области половых органов, на ногах, на спине, встречается на лице. В случае появления нагноившейся атеромы образование увеличивается в размерах за несколько дней, кожа на пострадавшем участке может покраснеть и стать болезненной, может также подняться температура.

Лечение

Теперь, когда мы разобрались в отличии липомы от атеромы, перейдем к следующему вопросу: а нужно ли вообще удалять липому или удалять атерому? Начнем с того, что консервативное лечение липомы, равно как и лечение атеромы абсолютно бесперспективно. Более того, агрессивное воздействие на эти образования различными «народными» средствами может вызвать нагноение атеромы, а также малигнизацию (озлокачествление) липомы.

Тактические подходы к лечению липомы следующие: если липома небольшая (2-3 см), не растет и не причиняет каких-либо неудобств (не трется об одежду, не является косметическим дефектом и т.п.), то ее можно не удалять. В случае же роста (а особенно быстрого), лучше пойти на операцию. Если липома растет, то удалять ее рано или поздно все равно придется, но лучше сделать это пока она маленькая, чтобы избежать больших разрезов и травматичности вмешательства. Любая удаленная липома должна быть направлена на гистологическое (под микроскопом) исследование.

Что касается атеромы – ее рекомендуют удалять в любом случае, т.к. практика показывает, что они рано или поздно нагнаиваются, а при операции на фоне воспаления не всегда удается полностью убрать капсулу атеромы, что чревато рецидивом (повторным появлением образования). К тому же при нагноении рану практически никогда не ушивают, она заживает вторичным натяжением, что нередко ведет к формированию грубого рубца. Если после удаления атеромы выясняется, что образование не имеет капсулы и не содержит атероматозных масс, его нужно направить на гистологическое исследование для исключения дерматосаркомы, которая иногда бывает внешне похожа на атерому.

Подводя итоги всему вышесказанному можно сказать

  1. Липома и атерома – доброкачественные образования разной природы – липома просто состоит из измененной жировой ткани, а атерома – из сальной железы с капсулой, заполненной секретом – салоподобными атероматозными массами.
  2. Консервативное, в т.ч. народными средствами лечение липомы, равно как и лечение атеромы абсолютно неэффективно, а зачастую и вредно.
  3. Небольшую (2-3 см) липому можно не оперировать, а наблюдать. В случае роста, а также при каком-либо дискомфорте показана операция по удалению липомы.
  4. Удаление атеромы всегда желательно, т.к. им свойственно увеличиваться в размерах и нагнаиваться.
  5. Если вы обнаружили у себя подкожное образование, нужно обратиться к врачу, т.к. под маской липомы или атеромы могут развиваться другие образования – дерматосаркомы, липосаркомы, гигромы, лимфаденит и др.

Доктор Ельшанский И. В. много лет занимается диагностикой и хирургическим лечением доброкачественных образований кожи и подкожной клетчатки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: