Пасхальные яйца – мозаика из яичной скорлупы

мастерим с детьми

Приближается праздник Пасхи. Мы уже делали вместе с детьми интересные поделки к этому празднику и уже знаем его историю. Об этом мы говорили в предыдущих статьях цикла пасхальных поделок для детей:

Сегодня в продолжении этого цикла мы сделаем с детьми пасхальное яйцо в технике мозаики.

Материалы и инструменты для изготовления с детьми пасхальных яиц в технике мозаики

Для работы Вам понадобятся:

  • скорлупа выдутого яйца,
  • разноцветная креповая бумага,
  • клей ПВА,
  • кисточка,
  • фен для волос.

Пошаговое описание изготовления пасхальных мозаичных яиц с детьми

Работа с мелкими кусочками бумаги очень полезна для развития мелкой моторики детей и для развития чувства цвета, ведь мозаику ребенку нужно подобрать так, чтобы все кусочки мозаики смотрелись едино, красиво, целостно.

Шаг 1

Этот шаг делает взрослый. Проколоть в яйце иглой отверстия с противоположных сторон, выдуть содержимое яйца. Промыть внутреннюю часть яйца (воду можно заливать с помощью шприца). Хорошо просушить заготовку яйца.

Полезный совет из опыта: Такая основа яйца очень хрупкая, поэтому данную поделку можно сделать только с детьми старшего дошкольного возраста и школьного возраста. Малышам можно дать деревянную основу яйца для данной поделки.

Нарезать креповую бумагу небольшими квадратиками или прямоугольниками. Размер прямоугольников или квадратиков приблизительно 1,5 х 1,5 см или 1,5 х 2 см.

mozaika-pashalnoe-yaitso-shag1

Шаг 2

Смазать небольшой участок яичной скорлупы клеем ПВА. На смазанную поверхность наклеить разноцветные кусочки бумаги.

Полезный совет: Чтобы легче было работать, наклеенную поверхность периодически подсушивайте феном, чтобы кусочки не прилипали к рукам. При этом слегка придерживайте скорлупку рукой. Иначе наша поделка может «улететь» под давлением воздуха и разбиться.

pashalnoe-yaitso-mozaika-shag2

Шаг 3

Продолжаем декорировать яйцо. Подсушенную обклеенную часть яйца переворачиваем вниз и доклеиваем оставшуюся часть яйца.

Полезный совет: Если при выдувании у Вас получилось отверстие слишком большого размера (см. фото ниже), то его можно вначале заклеить светлым кусочком бумаги, а затем поверх наклеить кусочек любого цвета. Отверстие станет незаметным на готовом пасхальном яйце.

pashalnoe-yaitso-mozaika-shag3

Шаг 4

Положить готовые яйца на тарелку или в специальную подставку и выдержать до полного высыхания.

Полезный совет: Если вы обнаружили после высыхания пасхального яйца с эффектом мозаики, что какие-то части мозаики плохо приклеились, то нужно подклеить эти кусочки бумаги и покатать яйцо в руках. Бумага плотно прилипнет к скорлупе.

pashalnoe-yaitso-s-effektom-mozaiki-detskie-podelki

Интересная идея: Аналогичным образом можно поработать с мелкими лоскутками, приклеивая их также на клей ПВА к поверхности пасхального яйца и подбирая лоскутки по цвету.

pashalnoe-yaitso-s-effektom-mozaiki-iz-loskutkov

Шаг 5

Оформить пасхальную поделку:

  • Вариант 1. Готовые яйца поставить в подставочки – пробки от пластиковых бутылок из-под минеральной воды.
  • Вариант 2. А можно аккуратно через заклеенные бумагой отверстия цыганской иглой или крючком для вязания протянуть шнурочек из скрученных разноцветных ниток и подвесить яйцо.

mozaichnoe-pashalnoe-yaitso

Выполните свой вариант оформления яйца к Светлому Празднику Пасхи подобно мозаичному набору. Удачи вам в творчестве! С наступающим Светлым Христовым Воскресением! До новых встреч на «Родной тропинке»!

Еще о Пасхе интересные идеи Вы найдете в предыдущих мастер-классах нашего пасхального цикла поделок для детей (ссылки в начале этой статьи), а также в архивах «Родной тропинки» здесь:

Автор мастер-класса: Вера Парфентьева, учитель технологии, руководитель кружка детского художественного творчества, постоянная читательница сайта «Родная тропинка».

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

"Пасхальные яйца" — мозаика из яичной скорлупы

мозаика из яичной скорлупы

Пасха – праздник мира и добра, в этот замечательный праздник хочется поздравить родных и близких нам людей, в этом нам поможет подарок, сделанный своими руками. Пасхальную мозаику вы можете сложить сами или привлечь к этому занимательному процессу детей. Итак, приступим.
Для мастер-класса нам понадобится:
— яичная скорлупа;
— акриловые краски или краска для яиц;
— контур белого цвета и золотого;
— клей ПВА;
— картон.
1. Сырую яичную скорлупу очистить от белой пленки, после чего промыть скорлупу в содовом растворе.

скорлупу очистить

2. Подготовленную яичную скорлупу красим акриловыми красками или специальными красителями для яиц. Для этого мастер-класса нам понадобится скорлупа желтого, розового, синего, зеленого, фиолетового и золотого цветов.

яичную скорлупу красим

3. Лист картона грунтуем специальным грунтом или акриловой краской белого цвета. Делаем эскиз, при этом не сильно нажимаем на карандаш, чтоб легко можно было стереть ненужные линии.

Лист картона грунтуем

4. Когда эскиз получится ровным, можно уверенно прорисовывать контуры, нажимая на карандаш. Детально прорисуем яйца, нанесем на них узор в виде зигзагов и полосок.

эскиз получится ровным

5. Яичную скорлупу розового цвета крошим на мелкие кусочки.

крошим на мелкие кусочки

6. На ту часть рисунка, где будет розовый цвет, при помощи клея ПВА начинаем выкладывать розовую скорлупу в произвольном порядке, но близко друг к другу.

начинаем выкладывать розовую скорлупу

7. Следующим этапом выкладываем скорлупу желтого цвета.

выкладываем скорлупу желтого цвета

8. Затем скорлупу синего цвета.

выкладывать мозаику на яйцах

9. Скорлупой зеленого цвета завершаем выкладывать мозаику на яйцах.

выкладывать мозаику на яйцах

10. Теперь приступим к выкладыванию подставки под яйцо скорлупой сиреневого цвета, при этом в центральной части выкладываем розу скорлупой золотого цвета.

выкладывать мозаику на яйцах

11. Завершающим этапом будет прорисовка белым контуром места перехода цветов.

выкладывать мозаику на яйцах

12. При желании контуром золотого цвета на некоторых полосках ставим точки.

выкладывать мозаику на яйцах

13. Данную композицию можно оставить на листе картона прорисовав фон зеленым цветом, а можно вырезать. Наша пасхальная мозаика готова, ее можно использовать как поздравительную открытку или как отдельную композицию. Желаем творческих успехов!

Как сделать мозаику из яичной скорлупы?

Как сделать мозаику из яичной скорлупы?

Главные герои пасхального стола, конечно же, писанки. Но не спеши выбрасывать яичную скорлупу. Она пригодится нам для изготовления пасхальной фрески.

Много веков назад китайским и вьетнамским мастерам лакового искусства пришла в голову замечательная идея — использовать для своих миниатюр яичную скорлупу. Народные умельцы заметили: тоненькие трещинки, образующиеся при нажатии на ее поверхность, создают красивый узор, который напоминает растрескавшуюся скалу, давно не крашеную стену или древнюю фреску.

Восточные мастера превратили основной недостаток яичной скорлупы — хрупкость — в ее наибольшую ценность и начали использовать оболочку яиц в изображении различных зданий и деревьев.

Простая мозаика из яичной скорлупы для детей, фото 1

Так появилась техника кракле — создание узора из трещин с эффектом старины. А сами трещинки, образующиеся на поверхности, независимо от материала изготовления мозаики, стали называть кракелюрами.

Давай и мы с Тобой хоть на миг представим себя талантливыми восточными мастерами и попробуем изготовить пасхальную фреску. Мозаика из яичной скорлупы — замечательная поделка для школьной выставки и отличный сувенирдругу к Пасхе.

Тебе понадобятся:

  • яичная скорлупа,
  • бумажная салфетка с рисунком,
  • клей ПВА,
  • кисточка, губка,
  • лист бумаги для черчения,
  • картонный лист,
  • акварельные краски,
  • мелки масляные,
  • сода и соль.
Читайте также  Папка для детских документов

Простая мозаика из яичной скорлупы для детей, фото 2

1. Чтобы подготовить скорлупу для фрески, замочи ее на 30 минут в 500 мл воды и добавь ложку соли и столько же соды.

Вынь скорлупу из воды и сними тоненькую белую пленку под ней — так будет легче измельчать материал для мозаики.

2. Выбери салфетку пасхальной тематики, разверни и вырежи ¼, то есть один полноценный рисунок. Я выбрал салфетку с зайчонком и его мамой. Теперь обрежь лист картона в соответствии с размерами салфетки и обильно смажь его клеем ПВА.

Простая мозаика из яичной скорлупы для детей, фото 3

3. Приклей яичную скорлупу к картону, тщательно прижимая ее к поверхности заготовки.

Простая мозаика из яичной скорлупы для детей, фото 4

Скорлупки должны укрыть всю площадь будущей фрески.

Простая мозаика из яичной скорлупы для детей, фото 5

4. Сделал? Прекрасно! А теперь бери губку и слегка прижимай ее к покрытой скорлупой поверхности — так Ты заберешь лишний клей и сделаешь заготовку более однородной.

Простая мозаика из яичной скорлупы для детей, фото 6

5. Берем вырезанную часть салфетки и отделяем верхний ее слой, с рисунком.

Простая мозаика из яичной скорлупы для детей, фото 7

Простая мозаика из яичной скорлупы для детей, фото 8

6. Осторожно приклей салфетку к заготовке. Сверху легкими движениями прижми рисунок губкой, чтобы появились неровности, характерные для яичной скорлупы.

Простая мозаика из яичной скорлупы для детей, фото 9

Фреска готова, но если хочешь сделать ей рамку, приклей картину к листу бумаги для черчения и укрась на свой вкус.

Простая мозаика из яичной скорлупы для детей, фото 10

Простая мозаика из яичной скорлупы для детей, фото 11

Вот и все! Пасхальная мозаика из яичной скорлупы сделает Твой праздник ярче и непременно привлечет восторженные взгляды Твоих гостей.

Творческий проект «Мозаика из скорлупы»

Актуальность. Обоснование проекта и формулировка темы проекта целей и задач. 3с.

Сбор информации по теме проекта. Анализ прототипов 3с.

История рукоделия 3с.

Современные направления в рукоделии 5с.

Виды рукоделия и приёмы работы 5с.

Цветовой круг и подбор цветов для выполнения работы 5с.

Анализ возможных идей. Выбор оптимальных идей.6с.

Банк идей и предложений 6с.

Дизайн анализ 8с.

Выбор оптимальной идеи и описание проектируемого изделия 8с.

Выбор технологии изготовления изделия 9с.

Опорная схема 9с.

Выбор материалов, оборудования, инструментов и приспособлений 9с.

Техника безопасности при выполнении работы 10с.

Санитарно-гигиенические требования 11с.

Экологическое и экономическое обоснование будущего изделия 11с.

Разработка технологического процесса 11с.

Мастер класс 11с.

Описание изготовления изделия 13с.

Технологическая карта 13с.

Описание окончательного варианта изделия 14с.

Эстетическая оценка выбранного варианта 14с.

Экономический расчёт. Экономическое и экологическое обоснование готового изделия 14с.

Список используемой литературы 15с.

«Искусство коим был прославлен Апеллес
и коим ныне Рим главу свою вознёс,
коль пользы от Стекла приобрело велики,
доказывают то Финифти, Мозаики,
которы ввек хранят геройских бодрость лиц,
приятность нежную и красоту девиц,
чрез множество веков себе подобны зрятся
И ветхой древности грызенья не боятся….»
Ломоносов.

Актуальность. Обоснование проекта и формулировка темы проекта целей и задач.

Мне нравится заниматься рукоделием. Не всегда удаётся выделить время на свое любимое занятие. Я стала искать рациональное решение этой проблемы. И мне удалось. В интернете, на очередном сайте, я наткнулась на статью, в которой говорилось, что можно сделать очаровательную поделку из обыкновенной скорлупы. И вся эта красота занимает совсем немного времени в изготовлении, а результат ошеломляющий. “ Это то, что мне нужно! Быстро просто и со вкусом, подумала я. Ничего подобного я раньше не делала, поэтому для меня это было совершенно новое, увлекательное творческое занятие. Я решила сделать мозаику из скорлупы и выполнить творческий проект по теме: «Мозаика из яичной скорлупы»

Я считаю, что творческий проект поможет мне узнать много нового и достичь высокий уровень мастерства в этом виде рукоделия.

Цель проекта : Изучение и отработка приёмов работы по изготовлению мозаики из скорлупы. Выполнение оригинальной творческой работы.

Задачи проекта:

Развитие и совершенствование творческих способностей на основе выполнения проектной работы.

Разработка и выполнение оригинального изделия для украшения интерьера

Сбор информации по теме проекта. Анализ прототипов

Яичная скорлупа как декоративный материал известна с давних времен. Китайские и вьетнамские мастера лаковой живописи наклеивали ее в своих работах для создания покрытых трещинами каменных стен и скал, а цветение весенних садов имитировали россыпью мелких кусочков скорлупы. Это только подтверждает фразу, что все новое — это хорошо забытое старое

hello_html_m7ae66de7.jpghello_html_mfbdbc02.jpg

По одной из версий, слово «мозаика» происходит от латинского «musivum» — «посвящение музам». По другой — от «opus musivum» — способа покрытия стен и пола мелкими камешками. Четко датировать появление этой техники как самостоятельного вида искусства невозможно. Однако точно известно, что она берет свое начало с традиции древних шумеров украшать стены своих жилищ пластинками или стержнями из обожженной глины, глазурованными, иногда окрашенными в разные цвета, камешками и ракушками. Располагаясь на поверхности стен, декоративные элементы составляли различные орнаментальные рисунки и надписи. Следы такого способа украшения были обнаружены в древнем Египте, Месопотамии, древнем Уруке и Лагаше, а также во многих ассирийских и вавилонских постройках.

Высочайшим расцветом мозаичного искусства считается Византийская мозаика. В качестве материала для мозаики стали применяться раковины морских моллюсков и бисер, который выкладывали по воску на бумагу и картон. Мозаикой декорировались как плоские детали мебели , так и объёмные предметы: бутыли, посуда, фигурки животных и птиц.

В средневековье, мозаика была очень популярным видом искусства для украшения соборов и храмов. На стенах выкладывались сюжеты из священного писания.

На территории России мозаичное искусство зародилось значительно позднее, в X веке, и было связано с принятием христианства, но и особого развития сразу не получила из-за недостатка материала. Позже было налажено производство стеклянной смальты в Киеве, это и вызвало расцвет мозаичного искусства. Самыми известными и поражающими творениями искусства являются мозаичные панно в Софийском соборе в Киеве.

В российской истории еще не раз наблюдались всплески популярности мозаики, уже в новое время. Связаны они с деятельностью М.В. Ломоносова. Наиболее широко известна его мозаичная картина «Полтавская битва».

В новейшее время, к технике мозаики прибегают довольно часто, внимание к этому виду искусства высоко. Фресками и мозаиками украшены станции Московского метрополитена: «Новокузнецкая», «Чеховская», «Нагатинская», «Белорусская».

Современные направления в рукоделии

Однако сегодня в нашем распоряжении есть множество вспомогательных средств и материалов: лаки, красители, краски, маркеры и т. д., которые значительно упростят работу над мозаикой. Эта техника будет полезна всем людям, в которых есть искра творчества и желание попробовать для воплощения своих дизайнерских замыслов нетрадиционные материалы. Выкладывание мозаики — очень кропотливый труд, но, поверьте, результат стоит затраченных усилий! hello_html_m77cbd17a.jpg

Мозаика из яичной скорлупы

Мозаика из яичной скорлупы

Для тех, кого заинтересовала эта техника — статья из книги Г. Федотова «Энциклопедия ремесел».

Яичная скорлупа с трудом царапается ножом и по твердости приближается к мрамору. Она прекрасно шлифуется и полируется, приобретая приятный мягкий блеск.

В восточной лаковой живописи яичную скорлупу наклеивали там, где нужно было изобразить покрытую трещинами каменную стену или скалу. Россыпью мелких скорлупок имитировали цветение весенних садов.

Выразительность мозаике «кракле» придают так называемые кракелюры — трещины, образующие на поверхности различных материалов причудливый сетчатый рисунок.

Читайте также  Подключение трехфазного двигателя по схеме звезды и треугольника

При распрямлении яичная скорлупа разламывается на множество мельчайших кусочков, которые не распадаются благодаря тонкой пленке, находящейся с внутренней стороны. Многие образовавшиеся между скорлупками трещины почти незаметны. Но стоит их проявить с помощью какого-нибудь красителя, сетчатый рисунок трещин становится зримым, превращая обычную яичную скорлупу в привлекательный декоративный материал.

Подготовка материала

Собранную скорлупу опускают на две-три минуты в пятипроцентный раствор пищевой соды, а затем тщательно промывают в проточной воде.

Скорлупа настолько непрочна, что стала своеобразным символом хрупкости. При выполнении мозаичного набора хрупкость яичной скорлупы доставляет много хлопот, вынуждает мастера принимать специальные меры и быть предельно осторожным.

Но если скорлупу покрыть с двух сторон тонким слоем какого-либо эластичного клея, то ее можно резать ножницами. Правда, края разрезаемой скорлупы будут слегка крошиться. Если же на скорлупу наклеить тонкую бумагу, можно избежать и этой неприятности. Внутреннюю поверхность скорлупы смазывают тонким слоем клея, например ПВА (рис. 1, а).
Затем раскладывают смазанные клеем скорлупки на тонком листе бумаги (желательно цветной) и прижимают сверху ровной дощечкой (рис. 1, б). Примерно через минуту откладывают дощечку в сторону и каждую скорлупку с усилием проглаживают деревянной гладилкой (рис. 1, в).
Гладилка представляет собой стержень из твердого дерева, косой срез которого отполирован до блеска. Отдельные куски скорлупы расколются при этом на более мелкие части, которые будут плотно прилегать к бумаге. После этого сверху снова накладывают дощечку и придавливают ее тяжелым грузом (рис. 1, г). Через две-три минуты, когда клей схватится, бумагу вместе с наклеенной на нее скорлупой смазывают тонким слоем мучного или крахмального клейстера. На смазанную клейстером поверхность скорлупы папиросную бумагу и тщательно разглаживают ладонями (рис. 1, д). Сверху накладывают груз и дают клею высохнуть в течение нескольких часов (рис. 1, е).

Расклеив таким способом всю заготовленную скорлупу, листы складывают в папку. В таком виде их можно хранить очень долго.

На цветном или темном фоне силуэты наклеенной скорлупы хорошо видны даже сквозь папиросную бумагу. Это дает возможность правильно ориентироваться при раскрое заготовок, на которых нарисованы контуры мозаичных элементов. Силуэт наклеенной скорлупы неповторим, он может дать толчок воображению художника. В него можно вписать контуры различных животных, человеческие фигуры, строения, машины, растения, и многое другое (рис. 1, ж).

Нарисовав на скорлупе найденные, например, контуры рыбы, обрезают скорлупу ножницами вокруг силуэта, не стараясь проработать мелкие детали. Ножницами скорлупу легко резать по прямым и кривым линиям только с внешней стороны (рис. 1, з). Всевозможные выемки, вогнутые вырезы и отверстия выполняют скальпелем или резаком, а также сверлами после наклеивания скорлупы на основу-подложку.

Выполнение мозаики удалением скорлупы

Все работы выполняются на отдельных дощечках, играющих роль основы мозаичного набора — подложки. Подготовленную скорлупу разрезают на многоугольники с прямыми сторонами (рис. 2, а). При этом стараются, чтобы они по возможности имели прямые углы. Это упростит подгонку их к наклейке на основу. Одну из сторон дощечки оклеивают скорлупой сплошь, тщательно подгоняя друг к другу вырезанные многоугольники. Каждый многоугольник как можно плотнее прижимают к основе гладилкой. Затем на приклеенной к дощечке скорлупе рисуют простым карандашом контуры задуманного изображения (рис. 2, б).

На рисунке показана последовательность выполнения мозаичного набора с изображением слона.
На участках, где должен быть фон, лишняя скорлупа удаляется различными режущими инструментами. Для сверления глухих отверстий применяют буравчики или небольшую дрель.

Резьбу, а также скалывание скорлупы выполняют скальпелем или ножом-косяком. Гравировку наносят штихелями. Работу начинают со сверления (рис. 2, в1), затем выполняют гравировку по карандашным линиям (рис. 2, в2), после чего приступают к скалыванию скорлупы в участках, отведенных под фон. Закончив механическую обработку, удаляют с поверхности скорлупы наклеенную на нее папиросную бумагу. Предварительно бумагу осторожно смачивают водой с помощью кисти (рис. 2, г1).
Через некоторое время размокшая бумага легко отделяется от скорлупы (рис. 2, г2). В местах стыковки иногда остаются небольшие швы, в которые вклеивают мелкую скорлупу.

На следующем этапе работы над мозаичным набором приступают к выявлению кракелюр. При этом фон окрашивается в какой-либо цвет, например в черный, темно-коричневый, темно-синий (рис. 2, г3). Для этих целей удобно использовать тушь. В состав туши входят спиртовой раствор шеллака, красители, глицерин, желчь и антисептики.

Благодаря присутствию желчи — поверхностно-активного вещества — тушь легко проникает в мельчайшие трещины, увлекая за собой все остальные компоненты. Заполнив трещины между отдельными скорлупками, тушь не только окрашивает их, но и скрепляет между собой. Этому способствует шеллак, который после высыхания не растворяется даже водой.

Убедившись, что мозаичный набор окрашен равномерно, слегка влажной тряпкой или тампоном снимают лишнюю тушь с поверхности скорлупы (рис. 2, д1). Дождавшись, когда оставшаяся тушь высохнет окончательно, приступают к шлифовке мозаики мелкозернистой наждачной бумагой, укрепленной на деревянной колодке (рис. 2, д).

Шлифуют поверхность скорлупы очень осторожно — ведь яичная скорлупа настолько тонка, что в отдельных местах ее можно легко снять полностью. Закончив шлифовку, наждачную бумагу заменяют обычной писчей. Она тоже обладает абразивными свойствами благодаря наличию в ней коалина и мела. Отполированная поверхность яичной скорлупы приобретает мягкий блеск и отдаленно напоминает старую слоновую кость или мрамор. Темный матовый фон подчеркивает и усиливает выразительность мозаичного набора (рис. 2,е).

Мозаичный набор с мастичным фоном

Если фон занимает в мозаичном наборе значительное место, как, например, в композиции с изображением сов, то нет смысла целиком оклеивать скорлупой поверхность украшаемого предмета (рис. 3,а). Ведь примерно половину наклеенной скорлупы придется потом удалять. В этом случае лучше оклеивать скорлупой только те участки, где будут непосредственно находиться мозаичные изображения.

Работу над мозаичным набором начинают с того, что подготовленный рисунок переводят на деревянную основу.
Затем вырезают ножницами обобщенные силуэты из скорлупы и наклеивают их на основу. После высыхания клея лишнюю скорлупу (на нашем рисунке она заштрихована) удаляют скальпелем или резаком (рис. 3, б).

Обычно следы резака портят поверхность фона, и на больших участках это очень заметно. Однако изъяны можно убрать, заполнив фон слоем специальной мастики вровень с наклеенной скорлупой (рис. 3, в). В качестве мастики используют чаще всего эпоксидный клей с наполнителем из графита, каменной пыли, кирпичного порошка. Окрашивать мастику можно любыми сухими пигментами, а также масляными красками.

Мастику осторожно наносят на участки фона деревянной лопаткой или скульптурной стекой. Как только мастика окончательно затвердеет, мозаичный набор осторожно выравнивают напильником. Затем мозаику смачивают чистой водой. Папиросная бумага, наклеенная клейстером на скорлупу, намокает и легко отделяется от нее. Остается только с помощью кисти и туши выявить на поверхности скорлупы кракелюры. Если мастика окрашена, например, в темно-синий цвет, то и для проявления кракелюр применяют синюю тушь (рис. 3, г).

Читайте также  Сухарики из хлеба в микроволновке

В заключении набор шлифуют и полируют. Вся поверхность мозаики, включая фон, обретает ровный мягкий блеск.

Мозаика с многоцветным фоном

Фон может не только подчеркивать красоту и выразительность материала, применяемого в мозаике, но и активно участвовать в цветовом решении композиции. При этом детали из скорлупы будут служить как бы перегородками, отделяющими один участок фона от другого (рис. 4, а).

Мастику трех цветов — коричневого, черного и красного — приготавливают в разных баночках. Вначале заполняют участки фона коричневой (рис. 4, б), а затем темно-красной мастикой (рис. 4, в). Для получения крапчатого фона черную мастику смешивают с размельченной в ступке скорлупой (рис. 4, г).

Чтобы мастика не растекалась, по краям дощечки с мозаичным набором приклеивают бортики из тонкого картона. После затвердевания мастики бортики удаляют, мозаичный набор тщательно выравнивают напильником и снимают остатки папиросной бумаги. Скорлупу покрывают черной тушью. Как только она проникнет достаточно глубоко в трещины скорлупы, ее излишки удаляют слегка увлажненной тряпкой. Через несколько минут тушь высохнет, и набор отшлифовывают мелкозернистой наждачной бумагой, укрепленной на деревянной колодке, а затем полируют. Черный крапчатый фон мозаики будет казаться выполненным из множества отдельных скорлупок.

Если удалось заготовить скорлупу, имеющую различные естественные цветовые оттенки, то по возможности используют и эту скромную палитру, например, в работе над мозаичным панно по мотивам древней архитектуры (рис. 5). Скажем, в распоряжении мастера имеется белая, коричневая и кремовая скорлупа. Белая скорлупа подойдет для имитации снега, белокаменных стен, коричневая для крепостных стен и башен, а кремовая для строений, находящихся внутри крепости. Это, конечно, примерная раскладка.

Применение скорлупы того или иного оттенка будет зависеть от характера изображения и задачи, стоящей перед художником.

Мозаика на токарных изделиях

Выполненные на токарном станке изделия из дерева можно с успехом декорировать мозаикой из яичной скорлупы (рис. 6). При вытачивании на заготовках заранее выбирают резцом небольшие углубления не более 0,5 мм. Элементы мозаики наклеиваются на украшаемую поверхность, тщательно притираются к ней гладилкой (рис. 6, а). Затем изделие с наклеенным на него мозаичным набором туго обматывают каким-либо жгутом (ремнем или веревкой), плотно укладывая виток к витку (рис. 6, б). Чтобы выступающий из под скорлупы клей не прилипал к жгуту, изделие заранее обертывают газетной бумагой. После окончательного высыхания клея жгут удаляют, а участки, где не наклеена скорлупа, заполняют эпоксидной мастикой (рис. 6, в).

Когда мастика затвердеет, приступают к шлифованию мозаичного набора. Шлифовать можно непосредственно на токарном станке, соблюдая необходимые предосторожности, или же вручную, укрепив наждачную бумагу на деревянной колодке с желобчатым углублением, соответствующим диаметру обрабатываемого изделия (рис. 6, г). После выявления на скорлупе кракелюр и последующей полировки, деревянные части изделия окрашивают в темный цвет морилкой.

В завершение все изделие натирается восковой мастикой или же покрывается лаком и отполировывается.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: