Плетение лукошка из журнальной лозы

Азы плетения из газетных трубочек пошагово для начинающих

Плетение из газетных трубочек

Раньше в деревнях плетение корзин, коробов, различных изделий было занятием распространенным. Занимались этим в основном долгими зимними вечерами. Материалом для плетения служила лоза. Можно подумать, что увлечение это кануло в Лету и занимаются им единицы, но это не так. Сейчас можно встретить мастериц, делающих красивые декоративные плетеные изделия из газет. Осваивая плетение из газетных трубочек пошагово для начинающих, внимательно следуя инструкциям, можно научиться этому рукоделию.

Плетение из бумаги

Материалом рукодельницам служит не лоза, ввиду труднодоступности, а трубочки из газеты. Изделия, выполненные из такого сырья, внешне практически идентичны привычным нам изделиям из лозы или соломки. После обработки они прочны, практичны и красивы.

Плетение из бумаги

Это не только увлекательное, но и полезное в быту занятие, так как изделия могут быть как декоративными, так и используемыми в хозяйстве. Этот вид творчества не требует каких-либо финансовых вложений или специального обучения, а результат зачастую оправдывает затраченное время.

Трубочки для плетения крутят из газет, журналов, бумаги для чеков и т. д. Материал весьма бюджетен, а может быть вообще бесплатным. Например, бесплатные газеты кидают в почтовые ящики, раздают около метро или внутри метрополитена.

Подготовка материала

Газету делят на несколько полос по направлению текста толщиной 7−8 см, разрезают и с помощью тонкой спицы, начиная с уголка, скручивают в трубочку. Спицу берут от 2,5 до 3,5 мм. Это стандартные рекомендации, пробовать можно, конечно, и другие варианты. От угла скрутки зависит толщина и длина трубочки. Чем более пологий угол приложения спицы к уголку бумаги, тем более тонкая и длинная трубочка получается.

Изготовление газетных трубочек

В конце кручения ее закрепляют каплей клея ПВА или карандашным клеем. Минус закрепления клеем ПВА в том, что при окраске трубочек место склейки не прокрашивается. Так как этот отрезок находится на краю, некоторые его в процессе работы срезают.

Важный нюанс: если крутить трубочки из газеты, то из крайних полос, где проходит белая канва газеты без текста, получаются чистые белые трубочки без шрифта. Следуют также учесть, что пальцы от газеты быстро пачкаются от типографской краски. Следует периодически протирать их салфеткой, чтобы на белых трубочках не было пятен.

Обработка трубочек

Плести из бумажной лозы можно непосредственно после скрутки или же провести дополнительную обработку, то есть:

    Покрасить краской. Красят и готовое изделие, но плести из уже окрашенных в нужный цвет трубочек удобнее, и изделия получается более фактурными. Если же красить уже сплетенную корзинку, то можно оставить проплешины или смазать рельефность плетения. Красят трубочки в основном морилкой для получения натурального эффекта и гуашью, акриловой краской для окраски в любые другие цвета. Плюс акриловой краски в том, что она не пачкает руки, не смывается водой, и ею можно закрасить газетный или журнальный шрифт, а также она не смазывается при покрытии лаком, как гуашь, которая может образовывать из-за этого проплешины на изделии.
  • Для большей прочности и эластичности «купают» трубочки в смеси из воды, клея ПВА, акрилового лака. В эту смесь также можно сразу добавить краску.
  • Перед плетением во избежание перегиба и разрыва бумажную лозу сбрызгивают водой из пульверизатора. В воду можно добавить немного бальзама для волос для получения большей мягкости и эффекта бархатистости. Такие трубочки очень приятны в работе.

Виды плетения

Выполняя изделия, бумажную лозу удлиняют с помощью вставки одной трубочки в другую. Дело в том, что в процессе скрутки один конец получается толще, чем противоположный, и соединять их несложно. Можно использовать каплю клея, но многие обходятся без него. Если кончик слишком мягкий, можно слегка подрезать для удобства соединения.

Существует несколько видов плетения корзин из газетных трубочек, и они аналогичны плетению из натуральной лозы:

    Простое плетение;
  • Плетение веревочкой;
  • Полотняное плетение;
  • Диагоналевое плетение;
  • Спиральное плетение.

Плетение из лозы рекомендуется начать с самого простого и универсального плетения «веревочкой». Оно более прочное, чем простое плетение, и выглядит красивее. Помимо использования разных техник этого вида рукоделия, можно создавать узоры с помощью пропусков рядов или образования отверстий в работе. Используя разные цвета трубочек и чередуя их, можно создать свои уникальные узоры и комбинации.

Тип плетения из газетной лозы «веревочка»

Корзина из бумажной лозы

Перед тем как сделать корзинку из бумаги своими руками, сначала нужно определиться с формой изделия. Она может быть любая: круглая, квадратная, овальная или других геометрических фигур. Лучше подберите макет, по контурам которого вы будете работать. Его вы поставите на дно корзинки и будете оплетать. Это способствует ровному и удобному плетению, помогает избежать перекосов и отклонений от выбранной формы. Макетами обычно служат коробки из-под обуви, посуда, имеющиеся шкатулки и т. п. Необычные формы, например, сердце, можно изготовить самостоятельно из картона.

Как плести корзину из бумажной лозы

Начинается изготовление корзинки со дна, его можно также сплести из лозы, а можно сделать из плотного картона. Вырезают две картонки по форме дна, оклеивают остатками обоев, декоративной бумагой, тонкой тканью в зависимости от задумки. На одну деталь по периметру клеят трубочки на одинаковом расстоянии, сверху закрывают другой деталью с клеем, все тщательно прижимают и оставляют на ночь под гнет.

Далее трубочками оплетают край, чтобы не было видно картонного дна, поднимают стойки, ставят форму на дно и плетут вокруг макета выбранным типом плетения.

Загибка края изделия

Завершение этапа плетения корзины

Когда вы выполнили работу нужной высоты, возникает необходимость в обработке края изделия, как закончить поделку. Для этого трубочки загибают особым образом. Существует несколько видов загибки края: простая, объемная, сложная, косичкой и т. д. Схемы финишной загибки так же разнообразны, как и виды основного плетения. Можно использовать для загибки одни стойки или же создать более декоративный вид помощью внедрения дополнительных трубочек.

Для удобства выполнения обработки края стойки нужно укоротить ножницами. После загибания их подклеивают. После высыхания клея отстригают оставшиеся кончики. При надобности можно доплести к корзинке ручки или изготовить крышку.

Заключительная обработка

Декор для корзинки

Вот в этом пункте можно проявить всю свою фантазию. Для начала следует покрыть изделие грунтовкой вместе с клеем ПВА или только клеем, разбавленным водой. Это делается для получения большей крепости и жесткости корзинки. Когда состав чуть подсохнет, поделку можно чуть-чуть выпрямить по форме и оставить высыхать дальше. Далее корзину можно сделать цветной, выполнить декупаж, украсить лентами, наклеить выпуклые декоративные элементы и т. д. Заключительным этапом будет покрытие вашего творения акриловым лаком с глянцевым или матовым эффектом. Этот лак очень удобен, не имеет запаха, легко наносится, быстро сохнет.

Примеры работ

Помимо характерных для этого вида творчества изделий, таких как корзинки, шкатулки, короба, подносы, из бумажной лозы еще изготавливают различные фигурки, игрушки, домики для животных. Возможно, это будет интересно вашему ребенку, и вы сможете творить вместе.

10 лайфхаков и секретов плетения корзин из бумажной лозы

Когда-то поисковые системы посчитали меня гуру плетения корзин из бумажной лозы благодаря грамотно написанному (но не очень профессионально оформленному)))) мастер-классу, удивительно активному расшариванию его среди читателей, а также относительной популярности этой темы. Правда, не учли эти роботичные алгоритмы, что корзинки я плела впервые. И что каждый раз во время плетения я говорю «да чтоб я ещё раз за это взялась? Ну неееет»)))

Ну, к «экспертности» топовой выдачи поисковых систем я уже давно отношусь с долей юмора и скепсиса. Но раз уж когда-то они посчитали именно мои материалы образцом для подражания, продолжу я эту тему

Корзины из бумажной лозы. Лайфхаки от Домовёнка

Не так давно корзинки я таки снова сплела. Притом на этот раз довольно крупные. В общей сложности ушло около 500 палочек. И это был очередной вызов самой себе, получится ли. Подписчики инстаграм, может, помнят вот этот пост 👇👇👇

Получилось! В этой статье, я ведь впервые показываю результаты 😉

И кроме того, параллельно вдруг родилась мысль написать о секретах плетения из бумажной лозы.

Конечно, это не первые такие крупные корзины, сделанные моими руками, но предыдущий вариант, корзинка для новогодних подарков, честно говоря, далась мне не так легко. Не так легко давалась и квадратная корзинка. Но, знаете, тут уже, скорее, дело отношения к данной, местами довольно однообразной работе. Это тема довольно глубокая, обширная, может, и об этом как-нибудь напишу.

Как плести корзины из бумаги. Секреты и лайфхаки

А сегодня я хотела бы поделиться с вами не техникой плетения, не философией плетения, а некоторыми своими наблюдениями, лайфхаками, секретами плетения бумажных корзин, исходя из своего опыта, конечно же.

Секреты и лайфхаки плетения корзин из бумаги

1⃣ Плести из белой бумаги можно! Не смотря на то, что чаще всего во многих мастер-классах по бумагоплетению (особенно для новичков) рекомендуется газетная бумага, никто Вас не заставляет идти к ларьку с газетами и закупать их там пачку (а их понадобится много). Да, палочки по сравнению с газетными твёрже. Разрезайте лист А4 на 4 части! Если резать лист А4 не на 2 части вдоль (как я раньше рекомендовала в ранних мк), а на 4, плотность палочки выходит вполне удобная. Раньше мне было довольно больно при плетении, появлялось ощущение игры на гитаре после длительного перерыва)))

К тому же палочки из бумаги не такие длинные, как из газеты, в некоторых местах это намного удобней. Ну и плюс их меньшая вероятность порваться. Однако, только эксперимент подскажет Вам, как лучше именно для Вас.

Читайте также  Подсвечник из соли

2⃣ Палочки не расплющивать предварительно, не прижимать. С круглыми палочками пространства для работы больше, если, конечно, вы не плетете самым простым плетением через одну стойку, как в МК моей первой круглой корзины, тогда расплющивание оправдано. Круглая, не плоская, бумажная лоза даёт большее пространство для экспериментов с узорами.

3⃣ Предварительно окрашенное изделие выглядит более профессионально, аккуратно и натурально. Особенно когда речь идёт о сочетании нескольких цветов в одной корзинке. Можно сказать, что красить палочки ДО плетения в этом случае – обязательный этап. Да, красить собранное изделие проще и быстрее, чем каждую из 500 палочек в отдельности. Но оно стоит того.

При этом я не использую ванночку для краски, как часто рекомендуют. Да, это дольше. Но в этом случае краска не затекает в сами трубочки, не закупоривает отверстия, а также происходит равномерное окрашивание нужным слоем всех палочек, что не всегда сразу получается при купании в ванне с краской (да и экономия краски выходит). Вот такой секрет бумагоплетения)))

Я использую толстую кисть, поднос, застеленный плёнкой, и по очереди беру палочки, крашу со всех сторон, держа за один кончик, а затем выкладываю сушиться (например, на плоскую широкую коробочку, чтобы свести до минимума контакт палочки с сушильной поверхностью).

Материалы для плетения корзин из бумаги

4⃣ На данный момент мне нравится использовать для окрашивания глянцевую эмаль для радиаторов отопления. В неё можно добавить колеры любого цвета, акриловую цветную краску и даже гуашь. Держится отлично и при сгибании не облупляется. Это намного лучше акриловой эмали для окрашивания потолков. И намного дешевле художественной акриловой краски, купленной в канц.товарах или художественном магазине.

5⃣ Бесцветный акриловый лак для финального покрытия корзин, приобретенный в строительном магазине, ничуть не хуже дорогущего лака, купленного в художественном магазине. Но стоимость его в разы меньше в пересчете на объём. А используется его тут ощутимо много. Смотрите только при покупке, какой Вам лак нужен, матовый или глянцевый, это уже зависит от Вашей задумки.

Более подробно о материалах, которые мне нравится использовать в работе, смотрите вот в этом видео:

6⃣ Плести влажными трубочками — для меня непонятная рекомендация. Нет, я, конечно, попробовала, прочитав эту рекомендацию неоднократно у других мастериц. И с одной стороны это правильно, так палочки мягче и вроде бы податливей. Но с другой – мокрая бумага же не склеивается при удлинении трубочек! Это раз. А два — мокрая бумага намного быстрее рвётся из-за того, что подвергается так или иначе изгибам в некоторых местах, не смотря на старания её не гнуть. Вполне получается плести и на сухую.

7⃣ Использование формы для плетения корзины из бумажной лозы — ещё одна хоть и вроде бы правильная, но очень неудобная рекомендация. От этого правила, если позволяет задумка, можно и отступать. Можно иногда сверяться с формой. Но ведь хочется полноценно плести и наслаждаться процессом, не натыкаясь постоянно пальцами на «эту блин коробку», которая то и дело мешает. Достаточно просто контролировать наклон и натяжение палочек, особенно если форма простая вроде параллелепипеда или куба.

8⃣ Стоечки. Они должны быть строго вертикальными (если конечно, дизайн не требует наклона). Следите за этим! Тут добавить нечего)))

9⃣ Экспериментируйте! Пусть для начала это будет неиспробованная или вообще новая конкретно для вас схема плетения, или нюансы формы, или техника завершение плетения. Если не знаете, как плести, не страшно. Ответы приходят в процессе, если есть намерение это сделать. Интернет в помощь. В нашем журнале Мастерклассница есть так же интересные мастер-классы по бумагоплетению.

🔟 Не думайте, что я, как пример, эксперт, или вот та какая-то мастерица в интернете — эксперт, а вы — неумеха. Пробуйте, экспериментируйте, придумывайте свои правила, свои техники, способы, творческие решения. Это нам всем под силу. Это, пожалуй, главный лайфхак!

Всё написанное выше – это всего лишь мой опыт, соответственно мои рекомендации, мои секреты плетения из бумажной лозы для новичков, которые обнаруживают, что иногда, следуя указаниям из мастер-классов, у них вдруг что-то идёт не так. Всё так! Возможно, в данный момент Вы изобретаете свой способ плетения.

Действуйте! И всё получится! Непременно получится

Ну и по традиции предлагаю обсудить в комментариях, пробовали ли Вы плести корзинки из бумаги, может, у Вас есть свои интересные наблюдения, свои секреты?

Техника плетения изделий из лозы, заготовка, обработка прута

Плетение из лозы

Древнее искусство плетения из лозы стало модным в наш век пластика и металла, хотя существует альтернатива натуральному материалу — искусственный ротанг. Вещи, свитые из природных побегов, вызывают у людей положительные эмоции. Человек, занимаясь плетением из ивовых прутьев, поддерживает связь с природой, сохраняет знания о полезном ремесле. Изготовление плетёных изделий из лозы своими руками — это и увлекательное хобби, и неплохое материальное подспорье.

Заготовка материала

Лозоплетение включает в себя несколько этапов. Первый пункт пошаговой инструкции плетения из лозы для начинающих — сбор и обработка сырья.

Плетут изделия из любых гибких веток. Виноград, дёрен, стебли черёмухи подойдут для работы. Однако вне конкуренции — молодые прутья ивы, крепкие и эластичные. Перед жителем средней полосы проблема, где взять лозу, не стоит. Её кусты растут у больших и маленьких водоёмов. Все виды пригодны для производства, кроме ивы ломкой и других непрочных сортов. Лучше всего подходят для плетения три образца, широко распространенные в России, Беларуси других странах бывшего Советского Союза:

    Ветла, ива серебристая или белая — дерево с раскидистой пышной кроной, высотой не менее 20 м. Часто встречается недалеко от рек, прудов, вдоль дорог. Листочки покрыты белесыми волосками. Побеги зелено-жёлтые.
  1. Ракита, белый тальник, ива корзиночная — растёт кустом или невысоким деревцем. Узкие, длинные листья снизу светлого оттенка. Молодая кора жёлтая или коричневая с оливковым оттенком.
  2. Ива трёхтычинковая — небольшой кустарник с блестящими удлинёнными листьями. Произрастает вдоль озёр и рек. Кора внутри яркого лимонного цвета, с внешней стороны желтовато-зелёная.

В природе существует не менее 160 сортов ив. Для плетельного производства выращивают культурные виды — пурпурную, прутовидную. Работают с очищенным (окоренным) и неочищенным (неокоренным) сырьём. Очищенные ветки идут на изготовление тонких вещей — кухонной утвари, декоративных предметов. Неочищенные подходят для хозяйственных вещей — корзин, коробов, заборов.

Нарезка веток

Особенности плетения из лозы

Заготовка лозы для плетения корзин и других вещей проводится в течение всего года, кроме июня — июля, когда происходит бурный рост побегов. Материал, собранный в разный период, отличается по технологическим свойствам.

Перед срезанием ветку проверяют на гибкость — обкручивают вокруг пальца. Подходящий прутик выдержит испытание, не поломается. Режут стебли ножом наискосок одним махом, не оставляя зазубрин на конце. Выбирают однолетние и двулетние хворостины, растущие у основания дерева или из земли — они длинные, менее поросшие листвой. Сортируют лозу во время сбора по трём видам:

  • крупная — длина более 2 м, диаметр среза от 10 до 15 мм, связывают в охапки по 25 шт.;
  • средняя — от 1 до 2 метров, сечение от 6 до 10 мм, собирают в пучки по 50 шт.;
  • мелкая — до 1 м, в поперечнике от 2 до 6 мм, связки по 100 шт.

Обращают внимание на качество ствола — берут ровный, неповреждённый, однородного цвета. Не допускаются пятна, червоточины. Если стебель пахнет гнилью, не блестит, его выбрасывают. Отправляясь за лозой, берут мешок, верёвку, перчатки, ножик, весной и летом — щемилку.

Прутья, собранные в мае или в конце лета, называются соковые. Они травянистые, кора легко снимается, белые. Чистят такую лозу сразу, чтобы не высохла. Если процедура откладывается, то перед ошкуриванием иву смачивают. Техника очистки:

  • разрезают кору — берут острый нож, ведут лезвием вдоль от снования (комля) к вершине;
  • сильно не давят, чтобы не повредить древесный слой;
  • аккуратно вылущивают белый прут, двигаясь к верхушке, а затем в сторону комля.

Поделки из лозы

Специальный инструмент для окорки — щемилка. Приспособление изготавливают из проволоки, металла, дерева. Самый простой образец — в форме рогатки. Два крупных гвоздя вбивают рядом в устойчивое место, снизу закручивают проволокой, верх раздвигают. Вставляют лозу в щемилку основанием, придерживают левой рукой, а правой тянут к себе. Кора снимается с одной стороны или сразу с двух.

Особенности осенней лозы

Как плести из лозы

Осенние прутья отличаются разнообразными оттенками, их используют неокоренными, выплетают цветные узоры. Чистятся плохо, для получения окоренных стеблей лозу нужно подготовить — сварить или оживить.

Кипятят сырьё 0,5−1,5 часа, затем достают небольшими партиями, охлаждают под холодной водой, чистят. Ёмкость для проваривания берут размером побольше. Чем дольше кипит сырьё, тем становится темнее. Мастера изготавливают специальные котлы из вентиляционного короба или ПНД трубы. Конструкция получается длиной около двух метров, такой вариант подходит проживающим в частном секторе. Чтобы получилась тёмная лоза, добавляют каустик, но не более 2%, от большего количества стебли становятся ломкими.

Другой способ подготовки осенней лозы к окорению — оживление, превращение спящих веток в соковые. Прутья связывают в охапку, ставят в бочку срезами вниз. Наливают до 20 см чистой воды комнатной температуры. Оставляют в тёплом месте, подливают воду по необходимости. Через две недели набухают почки, плетельщики пробуют чистить побеги. Если очищаются тяжело, оставляют ещё на несколько дней. Если это не помогает, тогда растение проваривают. Осенне-зимняя лоза эластичней, прочнее собранной весной или летом.

Читайте также  Простой способ перевести шуруповерт с никель-кадмиевых на литий-ионные аккумуляторы

Сушка и хранение прутьев

Корзина плетеная из прутьев

Заготовленные прутья требуют просушки. Подготавливают деревянный настил, раскладывают лозу тонким пластом. В жаркую погоду ветки помещают под навесом, чтобы не потрескались, затем выносят на солнце. Под жаркими лучами дерево отбеливается, слой периодически переворачивают для равномерности осветления.

В сырую погоду материал сушат в проветриваемом помещении и под тентом не более недели, но только под действием солнца сырьё приобретает уникальный белый оттенок. Для сушки на солнце достаточно двух — трёх дней. Затем ветки собирают в охапки и оставляют на открытом воздухе на три дня. Пересушивание нежелательно — ветки становятся хрупкими.

Поделки из лозы своими руками

В сухом помещении связки ивы сохраняются 3−4 года. Если прутья сложить в яму, накрыть соломой, они благополучно перезимуют. Основное правило — беречь сырьё от влажности и мороза. Хранят стебли в пучках, перевязанных дважды — на 30 см от комля и посередине вязанки. Перед началом работы лозу один-два часа отмачивают в тёплой воде, чтобы восстановилась гибкость, затем заворачивают в полиэтилен и оставляют на 2−3 часа. Точное время этих манипуляций зависит от размера и качества прутьев.

Типы плетения

Заготовки лозы

Существует несколько основных типов плетения, на основе которых придуманы усложнённые интересные варианты. Простое плетение представляет собой поочерёдное огибание главного прута одной веткой сзади и спереди. Следующий ряд прокладывают в шахматном порядке. Чтобы узор получился, берут нечётное количество стояков.

Витая верёвочка — заплетание проводят двумя прутьями, перекрещивая их между собой восьмёркой и оплетая стояк. Способ в три прута применяют для перехода от донышка к боковым сторонам и для увеличения прочности. Тремя лозинками оплетают стоячок, как косичкой.

Для послойного плетения вместо одной берут несколько веток. Техника исполнения похожа на простой вариант, но ряды располагаются диагонально, угол наклона около 15 градусов.

Интересный метод плетения — узелковый, популярный в Китае. Лоза завязывается узлом на основании через определённое расстояние. Способ подходит для создания декоративных тарелок, ковриков.

Если прут расщепить на несколько частей и построгать, получится ивовая лента, которую используют для выплетания узоров и тонких деталей. Ветку подбирают длинную, одинаковой ширины, диаметром до 10 мм. Перед раскалыванием материал замачивают, строгают на сухую. Для работы нужен металлический или эбонитовый колунок и острый нож. Искусные мастера получают из одного стебля несколько полосок.

Корзина своими руками

Самая популярная плетёная поделка — лукошко. Изделие получается гигроскопичным. Продукты в такой ёмкости не покрываются плесенью. Разработан не один вариант плетения корзин из лозы для начинающих. Мастер выплетает в первую очередь дно или стенки, последовательность зависит от ремесленных традиций местности.

Чтобы правильно сплести корзинку, неопытные плетельщики посещают мастер-классы, изучают видеокурсы, размещённые в интернете. В процессе работы сырьё смачивают. Начиная плетение с донышка, придерживаются схемы пошагово:

    Отбирают восемь средних прутьев. В четырёх серединку расщепляют пополам, пропускают сквозь них другую четвёрку крест-накрест.
  1. Закрепляют серединку, оплетая её двумя узкими стеблями. После двух — трёх оборотов основные ветки раздвигают, как солнечные лучи.
  2. Продолжают плетение витым способом, располагая стояки на одинаковом расстоянии и удлиняя закончившиеся хворостины. Для этого вставляют другой стебель острым срезом в последние два рядка плетения, хвостик предыдущей ветки отрезают. Проходят два ряда и переходят на простое плетение. Ряды утрамбовывают для плотности. Вставляют дополнительную 17-ю основную лозину и заплетают донышко до необходимого размера.

Для стенок отбирают 17 средних ровных прутьев длиной не менее высоты будущей корзины. Вставляют рядом с главными ветками срезом в плетение. Старые ветки подрезают у основания, новые поднимают и связывают пучком. Для красивого перехода со дна на стенки плетут в три прутика. Продолжают работу простым узором. Через несколько рядков верхушку развязывают, доплетают бока.

Завершающий этап — обработка края. Ветки основы поочерёдно протягивают через два следующих деления и вытаскивают перед следующим стояком. Это обычный способ окончания стенок лукошка. Круглые корзины изготавливают, оплетая специально приготовленный каркас.

Для ручки выбирают толстый эластичный ствол, заостряют его концы и вставляют в плетение. Обматывают основание лозинками потоньше, переплетают для закрепления. Обкручивают ручку до конца, аналогично фиксируют с другой стороны.

Готовую корзину из неокоренной лозы оставляют на несколько дней подсушиться. Ветки усыхают, расстояние между рядами увеличивается. Тогда прокладывают дополнительные рядки по стенкам и добавляют прутики на ручку. Через несколько дней поделка готова к использованию.

На праздничном столе оригинально смотрится напиток в сосуде, оплетённом ивовыми лентами. Ёмкость измеряют, делают крестовину из шести веток, плетут дно большего размера, чем на бутылке. Боковые стоячки добавляются как на корзинке, закрепляются вверху. Для нижней части используют двойное плетение, затем переходят на простой вариант. Начиная от середины, количество стоек уменьшают, чтобы сузить работу по горлышку. Верх заканчивают верёвочкой, лакируют.

Виноградные фантазии

Плетение изделий из лозы

Для плетения используют ветки винограда — длинные и прочные. Единственный недостаток сырья — заметные почечные утолщения. Мелкие изящные предметы из такого материала смотрятся не очень гармонично. Зато клумбы, садовые фигуры, плетни получаются прочными и впечатляющими. Популярные рождественские венки свивают из виноградных стеблей, неровная поверхность придаёт изделию изюминку. Веночки украшают шишками, игрушками, лентами.

Собирают материал в начале осени, перед созданием маленьких вещиц лозу обрабатывают щемилкой. Техники плетения такие же, как для ивового прута.

Ограждение из винограда используют в качестве плетня, украшения для клумбы, защиты от животных. Сначала определяют высоту перегородки, учитывая, что колья вбиваются в землю. Нарезают столбики одинаковой длины, расставляют на месте будущего забора. Заплетают снизу вверх. Древесное полотно привязывают к стоякам верёвкой, чтобы ряды не опустились, когда подсохнут. Чтобы дополнить композицию, расставляют по участку декоративные плетёные поделки.

Работа плетельщика трудоёмкая и кропотливая. Начав с простых вазочек и корзин, мастер добивается успеха в создании сложной мебели и ажурных беседок. Работа затягивает и отказаться от этого полезного увлечения невозможно.

Круглая корзина — Лукошко

ЛукошкоБелорусские корзины — настоящий образец соединения народных традиций, фантазии и творческих приемов современных мастеров. В крестьянском обиходе такие изделия используются для сбора картофеля в поле, сьема яблок в саду. Круглые лукошки красивы и оригинальны, но в средней полосе России их редко встретишь в магазинах или на рынках. Принцип плетения белорусской корзины позволяет придавать изделиям весьма разнообразные формы.

Техника плетения белорусской корзины принципиально отличается от известных нам способов. Ее основу составляют два обруча, плоскости которых перпендикулярны друг другу, при этом дно и стенки заплетаются одновременно. Белорусскую корзину можно выполнять прутьями разного цвета. Например, — цветной прут в начале оплета у замков и в конце оплета середины корзины с белым для остальных частей изделия. К тому же работать комби-нированным прутом очень удобно: белый прут придаст изделию жесткость и предохранит от рассыхания, а цветным лучше выполнять операции, для которых необходим гибкий материал.

Для каркаса лукошка нужны толстые, около 1 см, обручи, а при диаметре корзины 35-40 см толщина обручей должна быть 1,5, а то и 2 см. Один из обручей будет служить ручкой корзины. Как правило, ручки у белорусских корзин не оплетаются, поэтому хотя бы один обруч должен быть ровным, гладким и достаточно массивным. Подготовленные обручи устанавливаем перпендикулярно друг другу, один внутри другого. Обычно снаружи находится вертикальный обруч. Место стыка вертикального обруча всегда располагается вниз, там оно будет незаметно под оплетом корзины. Верхняя часть этого обруча послужит будущему изделию ручкой. Стык бокового обруча должен находиться на месте перекрещивания обручей. Если обручи разного диаметра, они располагаются со смещением, тем самым придавая изделию нужную форму.

Сплетание обручей

На внешнем обруче делаем небольшие выемки ножом в местах крепления внутреннего обруча, чтобы в начале плетения обручи не скользили.
Для крепления обручей используем замок-ромб. Он прочно соединяет перпендикулярные обручи между собой и создает место для размещения дополнительных полудуг каркаса.
Замок выполняем длинными тонкими прутьями, можно лентой. Обручи ставим на стол или на колени будущей ручкой от себя. Прут оплета кладем на перекрестье обручей комлем от себя. Вершинку прута оплета прижимаем большим пальцем: поверх перекрещенных обручей, комель прута заводим за один из обручей, затем по диагонали поверх следующего через 90 граду сов, заводим за него и т.д., все время поворачивая скрещенные обручи. Следим за тем, чтобы прут обкручивал именно тот обруч, поверх которого он лег.

ПлетениеПозади каждый обруч должен быть плотно обкручен виток к витку. Стыкуем прутья на обруче — комель к вершине и во время проплета следующего круга крепко прижимая пальцем, чтобы стык не развалился. Следующим витком оплота плотно прижимаем место стыка к замку.
Сзади обруча на месте стыка не должно оставаться пустого места. Конец прута оплета закрепляем на вертикальном обруче внизу или на боковом, но ни в коем случае не на ручке.
После того как вертикальный и горизонтальный обручи мы надежно скрепили замком, подставляем дополнительные боковые прутья-ребра. Для ребер подбираются прутья толщиной 7-10 мм, то есть чуть тоньше обручей. Количество ребер 3-5 пар, в зависимости от размера корзины. Форма диктуется длиной ребер и может быть правильной и неправильной.

Заканчиваем плетение вертикальными рядами в центре корзины, для чего необходимо освоить технику выполнения укороченных рядов.
Дуга горизонтального обруча короче, чем дуги боковых ребер, поэтому прутья оплета быстрее закрывают именно ее. Незаплетенное пространство принимает форму клина: у дна — пошире, у горизонтального обруча — поуже. Для соединения плетения на вертикальной линии надо сделать несколько укороченных рядов. При плетении захватываем не все ребра, а только те, на которых надо увеличить число сплетенных рядов. В данном случае оплетаем все ребра, кроме горизонтального (который короче остальных), затем на одну пару меньше и т.д., пока не останется три ребра — вертикальный обруч и два боковых. Затем вновь плетем несколько рядов, захватывая все обручи. Укороченные ряды делаются по мере необходимости.

Читайте также  Фигурки из резинок

Педагог дополнительного образования Верба О.И.

Плетеные из лозы изделия имеют особенную ауру. Прочность, красота, тепло и неповторимая естественность присущи мебели, посуде и украшениям интерьера из лозы. На сегодняшний день лозоплетение снова входит в моду. Это интересное, поистине древнее и невероятно стильное ремесло может освоить каждый. Лозоплетение – это изготовление плетеных изделий из лозы. История лозоплетения уходит своими корнями в древность. Люди плели из камыша и ротанга (это длинная лиана, которая растет в тропиках), тростника и бамбука, ну, и, конечно же, из ивовой лозы. На Руси было распространено плетение корзинок из лозы. Каждый крестьянин мог похвастаться надежной корзиной, которую он сплел своими руками. Профессиональные корзинщики творили просто чудеса! Они выплетали корзинки из лозы любой сложности: большие и маленькие, круглые и прямоугольные, с простым плетением и сложным, овальные и конические, с крышками или без них. Простое грибное лукошко, хозяйственные корзины, дорожные сундуки, детские колыбели, посуда и плетеная мебель — украшали древний быт. Изделия из лозы и сегодня являются украшением любого интерьера и также применяются в хозяйстве. Только вот мастеров лозоплетения сегодня гораздо меньше, чем в тогдашние времена. Если вам не по силам (или не по карману) плести из лозы, то попробуйте сначала освоить плетение из газет. Эта техника была до недавнего времени совсем не известна в нашей стране, но в последние годы приобрела огромную популярность. Между тем в таких странах как Китай, Япония, Польша, Чехословакия, Германия и др. этот вид рукоделия известен давно. Мастера и мастерицы этих стран творят из газет настоящие шедевры. Газеты и журналы – самый простой и дешевый материал, который зачастую мы просто выбрасываем. Технология плетения из газетных трубочек мало чем отличается от плетения из настоящей лозы. Именно поэтому газетные трубочки некоторые Мастера предпочитают называть не иначе как «газетная (или журнальная) лоза». Техника плетения из газет и журналов замечательна еще и тем, что нет никаких ограничений в размере бумажной «лозы»: бумажные фрагменты легко соединяются и могут наращиваться до бесконечности. Возможно, в прочности такие изделия уступают обычным плетеным корзинам, но если их правильно обработать и найти им соответствующее применение, они прослужат долго. А уж насколько мастерство плетения из газет и журналов просто и доступно каждому, вы убедитесь очень скоро – только начните. Затраты на этот процесс минимальны: вязальная спица, клей ПВА и водные морилки.

Материалы для плетения из газетных трубочек

газеты, глянцевые журналы

клей в стике (клеевый карандаш)

шпажки для шашлыков или вязальная спица

акриловая краска или морилка в спрее

бесцветный акриловый лак в спрее

Шаг 1. Создание газетных трубочек

hello_html_m40fa150a.jpg

Подготовка газетных трубочек

Разрезать газеты на полосы шириной 7-10 сантиметров. Чтобы не размечать по линейке, лучше сложить газету гармошкой и разрезать по линиям сгиба.

Используя шпажку для шашлыка, следует начать сворачивать трубочку из газеты с одного угла газетной полосы (по диагонали).

Шпажка нужна только для того, чтобы начать скручивание, дальше скручивать газетную трубочку можно руками. Скручивать следует плотно!

Когда газетная полоса заканчивается, кончик намазывается клеем и приклеивается.

В целом, трубка должна быть тонкой. Но один конец чуть толще другого, это позволяет вставлять трубки друг в друга, если нужно будет наращивать длину. Для этого тонкий конец намазывается клеем и вставляется в толстый конец другой трубки – крепление получается прочное и шов не виден.

Шаг 2. Создание основы.

hello_html_5c867d10.jpg

Самый наглядный пример, как плести из трубок, — это плетение прямоугольной корзины или коробки.

Вырезать два одинаковых прямоугольника из картона. Размер выбирать можно любой, в зависимости от замысла – это дно корзины.

Сначала взять один прямоугольник. По периметру разместить ленту двустороннего скотча.

Закрепить на ленту газетные трубки с равным интервалом. Следует приплюснуть трубки в местах, где они клеятся на скотч.

Второй прямоугольник должен покрыть сверху первый, чтобы замаскировать крепление трубочек. Его можно крепить на клей или двустронний скотч (покрыв всю поверхность). Когда картон покроет предыдущий слой с трубочками, сверху положить груз (например, тяжелые книги) и дать основе высохнуть в течение 1 часа.

Хорошо, если предварительно между прямоугольниками закрепить трубочку, которой начнется плетение, лучше – в угол.

Дно будущей корзины можно покрыть любой тканью (приклеить).

Шаг 3. Начало плетения.

hello_html_m9b46b1f.jpg

Согнуть трубочки, которые приклеены к дну, вертикально вверх.

Начинать плетение по классическому способу: огибать трубочку вокруг основы по спирали, цепляясь на трубки основы (одна трубка основы огибается снаружи, другая изнутри).

Следует плести плотно.

Если нужно сделать перерыв, то следует использовать прищепки или зажимы, чтобы работа оставалась плотно сплетенной.

Шаг 4. Наращивание трубочек и плетение.

Некоторые поделки, например ваза, могут оказаться достаточно высокими, что требует частого наращивания бумажной лозы. Для облегчения этого процесса и для того, чтобы готовое изделие имело наиболее привлекательный вид, следует научиться правильно соединять трубочки. Как уже говорилось, заготовка бумажной лозы имеет разные по толщине концы. Именно это и позволяет незаметно соединять их. Берем палочку с тонким концом и вторую с толстым. Теперь просто вставляем аккуратными движениями одну в другую и немного прокручиваем. Чтобы закрепить стык можно смазать тонкий конец клеем. Переход получается плавным, а после покраски станет совершенно незаметным.

Далее попробуем плести самым простым плетением, то есть одной полоской. Для этого берем наше донышко и закрепляем около одной из стоек палочку. Далее свободной лозой начинаем оплетать наши стойки. Как вариант, точно также плетется корзина с использованием двух палочек. В будущем вы сможете поэкспериментировать и чередовать плетение то одной, то двумя трубочками.

Более сложно плетётся веревочка. При этом используются две трубочки. Они располагаются по разные стороны от стойки и переплетаются между собой на промежутке между стойками. Зато на фото такое плетение выглядит особенно интересно, а корзинка, сделанная в этой технике, получается прочной и отлично держит форму.

hello_html_m12a7f67a.jpg

Существует еще и косое плетение. Оно отлично подходит для ваз и различных поделок, например, елок и стаканов.

hello_html_m299aa699.jpg

При этом используются только стойки, которые переплетаются между собой с небольшим смещением. Данную технику лучше осваивать через мастер класс с видео уроками.

Практически все виды плетения являются сплошными, то есть каждый предыдущий ряд переходит в следующий.

У некоторых изделий подразумевается крышка. Она плетется точно также, только с более низкой высотой.

Шаг 5. Завершение плетения.

hello_html_m4756a4bc.jpg

Завершение плетения простого короба

Следует доплести до той длины, которая нужна. Трубки основы могут быть намного длиннее, чем желаемая высота плетения.

Закрепить конец трубки, которая огибает основу с помощью клея (лучше спрятать кончик внутрь плетения).

Отрезать трубки основы так, чтобы они были выше плетения на 3-4 см.

Загнуть трубки основы внутрь плетения, приклеить, закрепить зажимом.

Шаг 6. Окрашивание.

hello_html_784540f8.jpg

Плетеные из газеты изделия смотрятся эффектно и без окрашивания

Плетение получается довольно плотным и крепким, и вещь тоже. Поэтому окрашивание имеет чисто декоративную функцию. Сверху можно покрасить изделие акриловой краской в спрее и нанести слой акрилового лака, который будет защищать красочный слой. Также можно окрашивать трубочки перед плетением, используя морилку на водной основе.

hello_html_269949bf.jpg

Шаг 7. Что можно сделать из бумажной лозы

На первый взгляд кажется, что из газетных трубочек можно сделать ограниченное количество изделий. Но как только вы освоите эту технику, и во время работы вам уже не потребуется инструкция, вы сможете создавать свои способы плетения и, соответственно, новые поделки. Мы можем только дать совет, как плести то или иное изделие. Для того чтобы создать корзинку, достаточно сплести форму классическим плетением. Далее с двух сторон вплетается пара трубочек, на основании которых плетётся ручка. Для практики можно сплести корзинку для белья или сундучок для швейных преднадлежностей.

hello_html_mc181a3.jpg

Первая большего размера, а вот у второй можно сделать внутренние перегородки. Особенно часто плетётся ваза из газетных трубочек. Для создания неповторимого образа можно сделать ажурный край. Для этого вы можете просто сплести косичку или освоить более сложный способ плетения ажура, но для этого вам понадобится схема.

Для декора помещения используются кашпо из трубочек, а также всевозможные подстаканники, подставки под горшки и горячую посуду. Но и это еще не все. Отлично смотрится бумажный колокольчик, колясочки, сердечки и шары, рамочки для фото и даже звери и птицы.

hello_html_e675d95.jpg

Посмотрев один раз пример изделий из газетных трубочек, вы просто не сможете пройти мимо этой техники и обязательно освоите её, создав множество полезных и красивых вещей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: