След на память

След на память

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 277 930
  • КНИГИ 656 122
  • СЕРИИ 25 115
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 612 786

Он проснулся, и какое-то время лежал, уставившись в низкий потолок, едва различимый в багровом полумраке. Спиной он ощущал твердую поверхность трансформ-ложа. Повернув голову, он заметил стену с вмонтированной панелью, на которой красной точкой светился индикатор.

Он свесил ноги с узкого ложа и сел. Комната была маленькая, выкрашенная в серый цвет, без обычного пышного убранства. Предплечье ныло. Он задрал свободный рукав странного пурпурного одеяния и увидел пунктир уколов — следы питающегося Охотника… Как они осмелились. Кто.

Темный силуэт на полу невольно привлек его внимание. Он соскользнул с ложа и опустился на колени возле неподвижного тела в пурпурной тунике, покрытой пятнами почерневшей крови. Он бережно перевернул тело на спину.

Он пощупал пульс, но уловил лишь едва различимое биение. Он поднялся и увидел рядом второе тело, а возле двери еще два…

Все трое были мертвы, исполосованы кинжалами. Лишь Аммерлин еще боролся со смертью.

Он прошел к двери и крикнул в темноту. Отозвалось только короткое эхо. В серой комнате он заметил записывающий монитор у стены и надел нетроды на виски умирающего. Кроме этой записи памяти Аммерлина, никакой другой помощи он оказать другу не мог. Того надо было немедленно показать врачу.

Он пересек библиотеку. За ней оказался огромный гулкий зал. Это был не Сапфировый Дворец у Мелкоморья. Судя по всему, это — корабль-дальнорейсник. Но почему? Каким образом он попал сюда? Он постоял в нерешительности. Вокруг царила абсолютная тишина.

Он пересек Великий Зал и вошел в обсерваторию. Здесь ему попался еще один труп, судя по одежде, члена экипажа. Он нажал клавишу на пульте управления, и огромные экраны замерцали голубым. Изображение сфокусировалось на большом полумесяце, слабо голубевшем на черном фоне. Несколько поодаль в пространстве завис бледный, безвоздушный планетоид. Что за миры.

Через час он обошел весь корабль от носа до кормы и насчитал семь трупов. В рубке горели огни коммуникатора, но на его запрос с голубой планеты никто не отзывался.

Тогда он вернулся в трансфер-отсек. Аммерлин все еще дышал. Запись окончилась, и все, что умирающий помнил о своей долгой жизни, запечатлелось теперь в серебряном цилиндре. Оставалось лишь нанести цветовой код.

Его внимание привлек серебристый цилиндр, выступавший из отверстия в трансформ-ложе, на котором он пробудился. Так он, оказывается, и сам прошел трансформацию. Он вынул цилиндр, спрятал его в карман и резко обернулся на звук. Рой Охотников — бледные глобулы — толкались в дверях. В следующий миг они окружили его со всех сторон. Ближе, ближе, нетерпеливо жужжа, они теснили его. Без оружия он был беззащитен.

Он подхватил обмякшее тело Аммерлина и бросился бежать к доку со спасательной шлюпкой. Охотники плыли за ним сияющим ручьем.

Три шлюпки находились в полной готовности. Борясь с головокружением от свойственного Охотникам запаха серы, он нащупал рукой переключатель. В доке вспыхнул ослепительно-яркий свет, заставивший рой Охотников шарахнуться прочь. Он вошел в шлюпку и уложил Аммерлина в противоперегрузочный ложемент.

Ему уже давно не приходилось управлять кораблем, но он помнил, как это делается.

Аммерлин был мертв, когда шлюпка достигла поверхности планеты. Она мягко приземлилась, и шлюз открылся. Перед ним раскинулось зеленое море леса.

Этот мир явно находился на низком уровне развития. Только посадочная площадка и расчищенный кругом лес свидетельствовали о присутствии человека.

В земле возле квадратного монолита у восточного края расчищенной площадки было небольшое углубление. Он взвалил тело Аммерлина на спину и с этим грузом спустился по лестнице. Голыми руками он расширил углубление, положил в него тело и забросал землей. Потом он выпрямился и повернулся к шлюпке.

На расстоянии сорока футов, между ним и лестницей, стояла дюжина низкорослых волосатых мужчин, закутанных в мохнатые звериные шкуры. Самый высокий что-то прокричал и угрожающе поднял бронзовый меч. Остальные толпились за спиной высокого, возле лестницы. Застыв, он наблюдал, как один из них неуклюже вскарабкался по ступенькам и исчез внутри шлюпки. Через мгновение дикарь появился в шлюзе и швырнул пригоршню маленьких блестящих предметов. Остальные с криками сгрудились вокруг добычи. Первый дикарь снова исчез в шлюпке. И прежде чем кто-либо еще успел добраться до входа, лестница взмыла вверх и шлюз закрылся, отсекая вопль ужаса, раздавшийся изнутри.

Шлюпка медленно взмыла в воздух, развернулась к западу и растворилась в синеве. Дикари потрясение отпрянули.

А он еще долго смотрел в опустевшее небо.

Объявление гласило: «Джентльмен удачи ищет товарища по оружию для участия в необычном приключении. Фостер, а/я 19, Мейпорт».

Я смял газету, швырнул ее в направлении урны возле парковой скамейки и, отогнув потрепанный рукав, взглянул на пустое запястье. Привычка. Часы давно уже были в ломбарде, в городишке Тепело, штат Миссисипи. Впрочем, это не имело никакого значения, мне и не требовалось знать точное время.

Большинство витрин на длинной улице напротив сквера уже погасло, прохожих почти не было видно. Все уже дома и ужинают. Пока я оглядывал улицу, погас свет в аптеке с бутылками подкрашенной воды в витрине. Теперь оставался только табачный дворец в конце улицы. Я поерзал на твердой скамейке и похлопал по карманам в поисках сигареты, которой у меня не было. Да когда же этот старикан за прилавком решит убраться? Я собирался ограбить его заведение, как только стемнеет.

Скажем прямо, грабить мне приходилось не часто. Может быть, поэтому я чересчур нервничал, хотя в действительности все было проще пареной репы. Обыкновенный навесной замок на деревянной двери отмыкался с одинаковой легкостью как ключом, так и без него. Ну, а сейф с жестяными стенками и сейфом-то нельзя было назвать. Уже через десять минут после взлома я буду на пути к автовокзалу с деньгами на билет до Майами в кармане. В прошлом, когда передо мной маячила блестящая карьера в армейской разведке, мне доводилось проделывать и кое-что похлеще простой кражи со взломом. Но все это давно осталось позади. С тех пор, если у меня и появлялись шансы чего-нибудь добиться, ничего хорошего из этого не получалось.

Я поднялся и в очередной раз обошел сквер. Вечер был теплый, и москиты еще дрыхли где-то под кустами. Из кафе неподалеку донесся запах жареных гамбургеров, напомнив, что я давно ничего не ел. Отель «Коммершн» и билетные кассы на автостанции еще светились огнями. Местный полицейский все так же восседал на стуле в баре, болтая с продавщицей. Отсюда мне была видна рукоять револьвера, торчавшая из поношенной кобуры на поясе. Внезапно меня охватило неодолимое желание поскорее покончить со всем этим.

Я снова оглядел улицу. Все витрины были темны. Ждать больше ничего. Я пересек улицу и промаршировал мимо табачной лавки. На витрине были выставлены макеты сигар, табачных кисетов и трубок. За ними внутренность лавки выглядела угрюмо и мертво. Я воровато зыркнул по сторонам и свернул на боковую улицу, куда выходила задняя дверь.

Из-за угла внезапно вывернул черный «седан» и подрулил к тротуару. Водитель перегнулся к окошку и, словно рыба в аквариуме, уставился на меня сквозь толстые линзы очков, похожие на донца пивных бутылок. Лениво пахнул теплый вечерний ветерок, и я спиной ощутил влажный холод рубашки.

— Что-нибудь ищете, мистер? — поинтересовался коп.

Я немо уставился на него.

— Проездом? — полюбопытствовал тот.

Я почему-то отрицательно покачал головой.

— У меня тут работа, — выдавил я. — Вот… собираюсь поработать у мистера Фостера.

— Какого мистера Фостера? — голос копа ныл, как зубная боль.

Голос, привыкший задавать вопросы. Я припомнил объявление: какие-то приключения. Фостер, а/я 19. Коп ждал.

Предложения со словосочетанием «оставить след в чьей-либо памяти»

/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: устранить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к словосочетанию «оставить след&raquo

Ассоциации к слову «оставить&raquo

Ассоциации к слову «след&raquo

Ассоциации к слову «память&raquo

Синонимы к словосочетанию «не оставить следа&raquo

Синонимы к словосочетанию «оставить в памяти&raquo

Синонимы к словосочетанию «оставить на память&raquo

Синонимы к словосочетанию «в памяти следа&raquo

Синонимы к словосочетанию «оставить память&raquo

Цитаты из русской классики со словосочетанием «оставить след в чьей-либо памяти»

  • Когда-нибудь я надеюсь возобновить в своей памяти подробности этой недавней старины, которая исчезла на наших глазах не оставив по себе никакого следа .
Читайте также  Фигурки из мастики для тортика

Сочетаемость слова «оставить&raquo

Сочетаемость слова «след&raquo

Сочетаемость слова «память&raquo

Значение слова «оставить&raquo

ОСТА́ВИТЬ , —влю, —вишь; сов., перех. (несов. оставлять). 1. Уходя, не взять с собой. Оставить деньги дома. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «след&raquo

СЛЕД 1 , следа́ и сле́да (-у), дат. сле́ду, предл. о сле́де, на следу́, мн. следы́, м. 1. Отпечаток, оттиск ноги или лапы на какой-л. поверхности.

СЛЕД 2 . (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «память&raquo

ПА́МЯТЬ , -и, ж. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. Хорошая память на числа. Зрительная память. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «оставить&raquo

  • И женщина какая-то мое
    Единственное место заняла,
    Мое законнейшее имя носит,
    Оставивши мне кличку, из которой
    Я сделала, пожалуй, все, что можно.
    Я не в свою, увы, могилу лягу.

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «оставить&raquo

ОСТА́ВИТЬ , —влю, —вишь; сов., перех. (несов. оставлять). 1. Уходя, не взять с собой. Оставить деньги дома.

Значение слова «след&raquo

СЛЕД 1 , следа́ и сле́да (-у), дат. сле́ду, предл. о сле́де, на следу́, мн. следы́, м. 1. Отпечаток, оттиск ноги или лапы на какой-л. поверхности.

Значение слова «память&raquo

ПА́МЯТЬ , -и, ж. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. Хорошая память на числа. Зрительная память.

Синонимы к словосочетанию «не оставить следа&raquo

  • единый след
  • следа не осталось
  • не осталось никаких следов
  • след на песке
  • исчезнуть без следа

Синонимы к словосочетанию «оставить в памяти&raquo

  • остаться в памяти
  • оставшийся в памяти
  • сохранить в памяти
  • врезаться в память
  • сохраниться в памяти

Синонимы к словосочетанию «оставить на память&raquo

  • оставить след
  • оставить на столе
  • оставить на полу
  • единственная память
  • взять на память

Синонимы к словосочетанию «в памяти следа&raquo

  • стереть из памяти
  • оставаться в памяти
  • память осталась
  • человеческая память
  • память сердца

Синонимы к словосочетанию «оставить память&raquo

  • сохранить память
  • остаться в памяти
  • хранить память
  • добрая память
  • в памяти потомков

Ассоциации к словосочетанию «оставить след&raquo

Ассоциации к слову «оставить&raquo

  • наследие
  • бросить
  • остаток
  • остальное
  • след

Ассоциации к слову «след&raquo

  • отпечаток
  • следование
  • преследователь
  • нога
  • следопыт

Ассоциации к слову «память&raquo

  • мозг
  • забытьё
  • забвение
  • упоминание
  • воспоминание

Сочетаемость слова «оставить&raquo

Сочетаемость слова «след&raquo

Сочетаемость слова «память&raquo

Морфология

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Кейт Лаумер «След памяти»

Перевод на русский: — Л. Ворошилова (След памяти) ; 1993 г. — 2 изд. — Н. Дорофеева (След памяти) ; 2001 г. — 1 изд. Перевод на итальянский: — Б. Руссо (Il segno dei due mondi) ; 1985 г. — 1 изд.

  • Жанры/поджанры: Фантастика( «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
  • Общие характеристики: Приключенческое
  • Место действия: Наш мир (Земля)( Америка( Северная | Латинская ) | Европа ) | Вне Земли( Планеты другой звёздной системы )
  • Время действия: 20 век
  • Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Бессмертие | Спасение мира
  • Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
  • Возраст читателя: Любой

Бывшего военного разведчика, а ныне бродягу Лиджена, хорошенько потрёпанного жизнью, судьба вынудила обратиться по обьявлению о поиске напарника в опасном предприятии, размещённому неким Фостером. Но кто же такой этот человек, давший объявление? Какие тайны его окружают? Что скрывает его утраченная память? Ответ будет удивительным и неожиданным! Героев ожидает много захватывающих и опасных приключений как на Земле, так и в другом далёком мире.

Издания на иностранных языках:

Massaraksh, 28 октября 2016 г.

Настоящий олдскул, хотя я и не уверен можно ли называть так книгу не подражающую явлению, а им и являющуюся. Все таки, написана в 60-х. При прочтении оставляет крайне приятное впечатление. Да, местами наивно, но наивно, что называется, по доброму. Без желания хвататься ладонью за лоб со стоном «Ну что ты несешь. ».

Отличная приключенческая (именно приключенческая) фантастика в лучшем ее проявлении. Ее есть за что критиковать, но вот беда, совершенно не хочется это делать. При этом читаю впервые, ничего кроме «Берега динозавров» (20 лет назад) у автора, ранее, не читал, а значит на ностальгию впечатления списать не получится.

Kriptozoy, 22 февраля 2010 г.

Читал до этого у Кейта Лаумера роман «Берег Динозавров» и замечательные рассказы, входящие в цикл «Ретиф». Всё это оставило очень хорошее впечатление и поэтому я для себя решил, что творчество этого писателя заслуживает самого пристального внимания. И вот решение принято, сборник романов куплен, книга открыта, первый роман из неё прочитан. И впечатление, скажу я вам, весьма и весьма неоднозначное.

Начинается всё просто замечательно. Причём замечательно отнюдь не для главного героя, который видимо претерпевает полосу неудач в своей жизни, так как мы его застаём за подготовкой к попытке незаконно проникнуть в бакалейную лавку с целью обзавестись хоть какими-то средствами к существованию. Ещё главному герою негде жить, нечего есть и будущее представляется ему в самом мрачном свете. Но это совсем даже не омрачает впечатления читателя. Ведь роман начинается с очень любопытного объявления, которое герой прочитал в сегодняшней газете, и которое обещает быть отправной точкой для увлекательных приключений и весьма интересного сюжета. Да плюс к тому, повествование ведётся от первого лица, персонажа по имени (странный перевод) Легион. А так как человек этот битый жизнью и на всё у него имеется достаточно оригинальное мнение, то само по себе чтение является довольно приятным и воспринимается текст с улыбкой.

Далее происходит довольно быстрое знакомство Легиона со своим весьма странным будущим работодателем-партнёром по имени Фостер, после чего и начинаются все загадки, всё действие и после чего роман начинает принимать странную форму.

Да, именно странную. Знаете, такое ощущение, что изначально роман этот был трилогией, каждая из частей которой рассказывала о каком-то конкретном периоде в жизни и поиске главного героя — сначала он в Америке; потом со своим партнёром в Англии, где они пытаются дознаться до тайны Стоунхенджа, после чего Легион наслаждается плодами чужой цивилизации и живёт в полном достатке, припеваючи, пока у него не начинаются проблемы с заинтересовавшимся его удачливостью правительством; и наконец последняя часть, где действие целиком и полностью происходит на планете другой звёздной системы, за много тысяч световых лет от Земли и в которой идёт битва за спасение мира. А потом словно бы автор всю эту трилогию соединил в одно целое, для уменьшения объёма и для большей динамичности отбросив за ненадобностью лишние, как ему показалось, куски и скрепил это всё весьма ненадёжными стежками, из-за чего складывается такое ощущение, что чего-то в романе не хватает, что пропущено что-то важное, что где-то не хватает цельности, а где-то не хватает какого-то фундамента. И из-за этого вся сюжетная нить выглядит чем-то наподобие мозаики.

И самое главное то, что несмотря на неоспоримую общую увлекательность, возникает ощущение, что нет в романе какой-то общей завершённости. Словно бы не подведена под всё это какая-то база и словно бы вслед за перевёрнутой последней страницей последует какое-то продолжение. Ведь не может быть, чтобы весь основной объём этого романа служил как бы прологом к заключительной части, в которой действия разворачиваются на чужой планете.

И ещё кое-что. В последней части герой разительно отличается от самого себя в начале и в середине романа. Там он был постоянно сомневающимся, ироничным человеком, которого жизнь научила взвешенности и размеренности своих поступков. А здесь он абсолютно бесстрашный потенциальный боец, готовый на всё даже не ради себя, а ради счастья других людей незнакомой, чуждой инопланетной расы. Прямо герой Берроуза из «Марсианского» цикла.

Да, всего этого не отнять. Роман «След памяти» несколько сумбурен. Но не могу не добавить, что на увлекательности это почти не отразилось. Книга читается на одном дыхании, стиль Кейта Лаумера чувствуется на всём протяжении и интерес почти не ослабевает. Поэтому произведение это заслуживает оценки намного выше среднего. И возможно когда-нибудь, пусть и не скоро, оно будет взято для того, чтобы можно было ещё раз насладиться, ну хотя бы великолепным началом.

Читайте также  Приставка-регулятор к блоку питания

MarchingCat, 26 ноября 2014 г.

Завязка интригующая до предела. А вот развитие сюжета Лаумер явно не вытянул. Видимо, неопытность сыграла свою роль, всё-таки всего лишь второй роман.

Во-первых, слишком много событий на маленький объём романа, даже с поправкой на объёмы текста в романах тех лет.

В-вторых, есть резкие переходы между событиями без описания связующих звеньев.

(как пример) На первом эпизоде я даже подумал что страницу лишнюю перелистнул. Ну вспомните, в одной главе герои сидят в Майями, обсуждают что документы надо, а в следующей главе они уже в Англии, в таверне неподалёку от Стоунхенджа.

В-третьих, явные логические нарушения.

(как пример) То на Охотников Фостер, согласно записи в дневнике, при полной памяти нападал и был бой, едва ноги унёс, а то ничего не помня туда снова полезли и. фонариком отмахались и дальше полезли.

Да и в целом, ближе к ура-фантастике а-ля Джон Картер, чем вдумчиво прописанной космоопере.

Но если читать просто как развлекалово убить время — очень даже ничего себе. Герой дюже удачлив и лихо машет кулаками.

gramcx, 26 июня 2012 г.

«- Не приближайтесь, или ваш император умрет.» Фантастический боевик. Сегодня читается почти как пародия. Впрочем, и повествование пытается быть ироничным, время от времени автор отпускает плоские шутки. Сюжет повести насыщен небылицами и роялями. То за главным героем охотится русская подводная лодка, то он летает с планеты на планету.

Хук туда, удар в челюсть сюда — гориллоподобные противники разлетаются как спички. Играет на музыкальном инструменте; водит авто как Шумахер. Словно Гудини выбирается из любых передряг — из комнаты-тюрьмы в небоскребе или из наглухо замурованного подвала. Наш супермен любит кошек и не забывает своих друзей.

alex2, 1 ноября 2007 г.

Ну вот нравится мне критический анализ некоторых читателей! Бред какой, — пишут они, -такого быть не может! Товарищи, а почему вы судите о чужих расах с точки зрения нашей? А может у них то, что кажется вам бессмысленным и невозможным, как раз вершина логики (их логики) и смысла (опять же — для них). И если низкая оценка книги от автора предыдущего отзыва вызвана только этими обстоятельствами, то для меня таких проблем вообще нет. Конечно, более поздние книги Лаумера будут получше, но даже эта меня увлекла в достаточной мере.

VovaZ, 25 сентября 2014 г.

Крайне неудачное произведение Лаумера. Создав невероятно перегруженный сюжет, автор позволил себе ограничится примитивнейшим плоским сценизмом, сделав ставку ислючительно на элементы боевика, не тратя времени ни на логику, ни на мотивацию. Герои плоски, и неумны. Вещь, в принципе, читается легко, но если вы не ценитель авторской антологии, не советую тратить время. Лаумера частично извиняет, лишь факт, что это один из самых ранних его романов.

GreenSobaka, 12 мая 2008 г.

Может что-то в сюжете и несколько наивно, но зато настолько увлекательно, что этого не замечаешь, прощая некоторые «за уши» тянутые повороты сюжета..

babigr, 6 апреля 2008 г.

Это самый лучший, увлекательный роман, который я читал и перечитал уже раз пять. Ну, ничего лучше пока не нашел.

K_Serg, 25 сентября 2007 г.

Да. Давненько такого бреда не читал. Высокоразвитая раса складывает все яйца в одну корзину (банк памяти всех особей) и ключик от ее доверяет Государю, Императору или как его там, который вместо того чтобы сидеть на месте лазит по галактике, причем именно в тот момент когда ему самому нужна «перегружаться», «обновляться».

Забывание. Нарушения памяти

Память поддается произвольному управлению, причем настолько хорошо, что уже изобретено множество стратегий и мнемотехник, позволяющих улучшать память и делать ее работу более эффективной.

При анализе мнестических процессов важно оценивать гностический уровень, на котором память также представлена. Рассматривая нарушения памяти в нейропсихологии обычно выделяют модальноспецифические и модальнонеспецифические нарушения памяти, но вообще в медицине популярна и другая классификация нарушений памяти (по степени тяжести):

АМНЕЗИИ: это самые грубые патологические нарушения. Эти состояния также известны как амнестические синдромы, которые состоят из целого комплекса расстройств;
ГИПОМНЕЗИИ: снижение памяти. При гипомнезиях процессы памяти сами по себе сохранны, но работают недостаточно эффективно;

ГИПЕРМНЕЗИИ: болезненные усиления памяти и воспоминаний. В памяти удерживается обилие малосущественных деталей, а само всплывание этих деталей носит непроизвольный, навязчивый и болезненный характер – эти «вспышки» (который могут быть полимодальными) тупо мешают жить. 21 Вопреки мнению голливудских ученых, гипермнезия не зависит от уровня интеллекта, Лектор сталкивалась с этим феноменом только у левшей;

ПАРАМНЕЗИИ: самый легкий класс расстройств. Это – так называемые «ошибки памяти», вроде ложных воспоминаний (déjà vu – «уже виденное» и jamais vu – «никогда не виденное»). Обычно в парамнезиях большую роль играют эмоции и аффекты.

  • МОДАЛЬНО- СПЕЦИФИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ — это нарушения памяти в рамках одной модальности. Эти нарушения связаны с нарушениями 2-го блока мозга по Лурии – как правило, это гипомнезии (снижения памяти). За ними стоит первичный гностический уровень конкретного анализатора.
  • МОДАЛЬНО- НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ — это нарушения памяти, проявляющиеся во всех модальностях. В нейропсихологии их связывают с патологиями 1-го блока мозга по Лурии и соотносят с амнезиями.
  • НАРУШЕНИЯ МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛОМ (ПСЕВДОМНЕЗИИ) — это нарушения памяти как деятельности, человек не ставит перед собой задачу что-то запомнить. Это – псевдомнезии, которые наблюдаются при патологиях структур, входящих в 3-й блок мозга по Лурии (фронтальные и префронтальные лобные отделы)

Модальнонеспецифические нарушения памяти (амнезии)

АМНЕЗИЯ (АМНЕСТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ) – это патологическое забывание текущих событий, массивное нарушение памяти, также известное как корсаковоподобный синдром.

  • при поражении гиппокампов (медиобазальные лобные отделы);
  • при поражении гипоталамо-диэнцефальных отделов (в т. ч. Гипоталамус, мамиллярные тела, структуры 3-го мозгового желудочка, медиальные отделы лобных долей).

1. Самый базовый механизм, лежащий в основе модальнонеспецифических нарушений памяти и связанный с обоими вышеозначенными уровнями – это патологическая (повышенная) тормозимость следов интерферирующим воздействием. В чем он проявляется? Рассмотрим на примере методики запоминания 10 слов. Такие больные могут без труда запомнить все 10 слов (и даже уложиться в нормативное количество попыток). После этих 10 слов с больными можно побеседовать (это будут интерферирующим воздействием на только что образовавшиеся следы памяти) и снова попросить назвать ранее предъявленные слова. И тогда больной назовет максимум половину слов. Такая стираемость следов и является проявлением ретроактивного торможения и повышенной тормозимости следов интерферирующими воздействиями. Причем этот механизм можно будет наблюдать при запоминании стимулов любой модальности и любой степени сложности и организации материала.

2. Нарушение избирательности воспроизводимого материала. Этот механизм связан с «верхним этажом» структур 1-го блока – медиобазальными лобными отделами. Симптомы: контаминации (признается всеми), конфабуляции (вызывает споры).

КОНТАМИНАЦИИ – совмещают путание следов памяти, которые равновероятно актуализируются и трудность выбора тех следов, которые нужны here & now. Это часто проявляется при запоминании двух конкурирующих стимульных рядов, но может наблюдаться и при запоминании просто двух разных стимульных рядов.

КОНФАБУЛЯЦИИ – более грубое нарушение, при котором спутываются не стимулы из разных заданий, а стимулы из задания и прошлый опыт больного. Это – компенсаторный симптом, позволяющий заполнять мнестические пробелы. Конфабуляции всегда несут оттенок индивидуального опыта.

Оба этих механизма могут присутствовать одновременно (например при корсаковском синдроме – алкогольной деменции) – это говорит о том, что практически весь 1-й блок находится в патологическом состоянии. Это может быть следствием черепно-мозговых травм, массивных опухолей или обширных кровоизлияний в мозг (гемморрагических – когда сосуд разрывается и заливает мозг кровью, либо ишемических – когда сосуд сужается).

3. Нарушение функции следообразования: этот механизм изучен меньше всего, и его сложнее всего смоделировать в экспериментальной ситуации. В свое время ими серьезно занималась Н. К. Корсакова, которая описывала механизм слабости следообразования следующим образом: «В норме максимальное время, когда пустая пауза не искажает воспринятый след – три минуты. Так вот, если после трех минут пустой паузы человек не может вспомнить то, что он только что запоминал, либо он амнезирует сам факт того, что он запоминал что-то, то это и есть показатель такого модальнонеспецифического механизма нарушения памяти, как слабость следообразования». Этот механизм связан с гипоталамо- диэнцефальным уровнем 1-го блока мозга и не имеет отношения к корковым отделам. Здесь даже нет необходимости создавать условия для интерференции – даже пустая пауза позволяет обнаружить симптомы. Этот механизм присутствует только в сочетании с первыми двумя, либо в сочетании с первым из них.

Читайте также  Делаем мини самогонный аппарат

Модальноспецифические нарушения памяти (гипомнезии)
Гипомнезии связываются с нарушениями 2-го функционального блока по Лурии. Здесь на первый план выходит роль гностического компонента в мнестических функциях. По сути, механизмы те же – что-то не так тормозится, что-то не так извлекается. Однако здесь эти механизмы соотносятся с другими мозговыми структурами, а следовательно, они несколько по-другому содержательно проявляются. Но суть, по большому счету, одна и та же. Все что касается расстройств следов памяти – это либо путание одних следов с другими, либо стирание одного следа другими, либо слабость образования следов. Модальноспецифичность нарушения предполагает расстройство памяти в рамках какой-то одной анализаторной системы.

Механизмы, лежащие в основе модальноспецифических нарушений:

1. Тормозимость следов внутри одного стимульного ряда: следы тормозят и «забивают» друг друга. Иногда это проявляется в таких симптомах, как сужение объема восприятия – больному сложно повторить то, что его просят повторить. При этом иногда можно наблюдать «эффект края», при котором максимальному торможению подвергаются следы в середине (их тормозят предыдущие и последующие следы). Что характерно: количество предъявлений не улучшает, а напротив, ухудшает запоминание: это происходит из-за перегрузки сенсорного канала (вспоминаем акустико-мнестическую афазию).

2. Нарушение избирательности воспроизводимого материала (в рамках конкретного анализатора). Здесь нет контаминаций и следы из разных заданий не путаются. Однако здесь путаются важные признаки для данной сенсорной модальности. Например, для слов важны фонемы и семантическая отнесенность (значения). А здесь вместо «дом–лес–кот» больной будет выдавать что-то из серии «в дом влез гот».

3. Псевдомнезии. Псевдомнезии отмечаются при нарушении 3-го блока мозга и связаны с поражением фронтальных и префронтальных отделов. Основной механизм – нарушение произвольности мнестической деятельности – заключается в том, что память нарушается как произвольная деятельность. С одной стороны эти нарушения напоминают модальнонеспецифические, потому как наблюдаются они при запоминании любого стимульного материала и во всех модальностях. Однако, с другой стороны, за этим стоит единственный механизм, вследствие которого память нарушается как произвольная деятельность. Кроме нарушений памяти в данном случае будут наблюдаться нарушения всех других ВПФ по типу «псевдо» – общий лобный синдром. Так как за этим стоит нарушение произвольной регуляции мнестической деятельности, то у больного вообще нарушается произвольное запоминание. Все что он запоминает и воспроизводит – результат работы непроизвольного запоминания. Здесь может запускаться поток ассоциаций и побочных вплетений и т. д. – но это будут не конфабуляции, а какие-то расторможенные реакции (вы ему – «мяч», он вам – «теннисный»; вы ему – «кошка», он вам – «собака»). Если на больного «надавить», то процесс воспроизведения слов может свестись к называнию стимулов из комнаты: «дверь», «выключатель», «лампа», «доктор».

След на Земле. Светлой памяти Юрия Пилишкина

След на Земле. Светлой памяти Юрия Пилишкина

Каждый из нас призван оставить на Земле свой след. И каким он будет, зависит от нас самих. Юрий Пилишкин оставил после себя добрый и светлый след, потому что был очень искренним и понимающим человеком, память о котором будет долго храниться в сердцах его близких и друзей.
Прошёл год с той поры, когда Юрий ушёл из жизни, и я хорошо помню, как все, кто знал и любил его, ужаснулись этой скорбной вести. Весной прошлого года Юре предстояла операция, а потом он так долго не писал и не заходил на сайт, но хотелось надеяться на лучшее. Он не дожил до своего семидесятилетия полгода.
…Наше творческое сотрудничество с Юрием Пилишкиным началось в ноябре 2011 года. Он написал песню на моё стихотворение «Память о несбывшемся» и оставил такой отзыв: «Стихотворение нежное и теплое, как и чувства твоих влюбленных ЛГ, как и сладкий чай в уютном тихом кафе, где столик на двоих. Очень романтично. Пелось с удовольствием!»
За эти годы Юра написал на мои стихи более ста песен, а ещё им были созданы и размещены в ютубе видеоролики, возникло творческое содружество в мелодекламации и вокале с Верой Пеньковой, Светланой Страусовой и другими авторами Избы-читальни. Каждая песня, исполненная Юрием, была откровением его светлой души.
Когда создаются общие творческие работы, соавторы обязательно общаются, обмениваются мнениями о своём произведении. Порой и ссоры случаются, и мелкие обиды, но всё это потом забывается, ведь радость, полученная от результатов творчества, переоценить трудно. Я благодарна Юре за прекрасные песни, за его талант, за сопереживания, которые отличают далеко не каждого исполнителя. Благодарю судьбу за то, что предоставила нам возможность встретиться на просторах Интернета и узнать восторг общего творчества. Рада, что струны наших душ оказались созвучными.
Юре было свойственно постоянное стремление совершенствовать свои работы. Я знаю, что со многими соавторами он поддерживал тёплые дружеские отношения, и друзья ценили его душевность, чувство юмора и доброту.
И наше общение незаметно перешло в дружбу, хотя мы могли видеть друг друга только на фотографиях и видеозаписях. Салоники и Волгоград разделяют две тысячи километров, но сообщение, написанное в Интернете, преодолевает это расстояние за секунды. Мы рассказывали друг другу о своих радостях и проблемах, делились новостями. Юра увлекался фотографией, и я с удовольствием рассматривала снимки его близких, греческие пейзажи, цветочные композиции.
Когда я слушаю песни, написанные Юрой на стихи авторов Избы-читальни, я понимаю, что он – не просто автор музыки и исполнитель песен, ему свойственно глубокое понимание авторского текста, чувств человека, написавшего стихи и отразившего в них свои переживания. Недаром он однажды написал в одном из своих стихотворений:

Я бы спел,
Как всегда, с душой наизнанку,
Струны сердца порвав,
Растрепав клавиши у тальянки.

И ещё мне запомнились его слова: «Нет песни без стихов, нет песни без мелодии, нет песни без чувственного исполнения.
В нашем мире множество прекрасных стихов, множество талантливых мелодий, множество талантливых певцов. Но если все это не объединило единое переживание и понимание, то нет и песни — есть песенное произведение, которое не тревожит никого. Стараясь вникнуть в смысл стихотворения, в переживания, которое оно несет, я невольно пытаюсь, как могу, помочь людям понять переживания друг друга, и стать им ближе друг к другу.»
Юра часто делился с читателями и слушателями своими размышлениями о смысле жизни, о любви, о предназначении человека. Вот что он писал о поэзии: «Можно научиться правильно писать стихи, и научиться писать правильные стихи.Да вот только нельзя научить кого-то стать поэтом — ведь это не увлечение и не работа — это целая и особенная жизнь. В которой часто бывает больно. Которая не приносит благосостояния, только возвышенное духовное состояние.
Мне повезло — я узнал в Избе-читальне таких поэтов. Благодаря вам обыденное становится сказочным, а тяжелое — смешным. И вы помогаете понять людям, что любовь — это божественный дар».
…Каждый из нас призван оставить на Земле свой добрый след. Это дети и внуки, цветы и деревья, посаженные тобою, стихи и песни. Юрию Пилишкину, талантливому музыканту и замечательному человеку, это удалось: у него и его жены Марики прекрасный сын и очаровательные внуки. Сейчас им так не хватает присутствия внимательного и любящего мужа, отца и дедушки. И ещё в далёком греческом городе Салоники в старом парке осиротели цветущие деревья, которые я видела только на фотоснимках. Юра любил фотографировать их, когда ходил гулять со своим любимым пёсиком Максом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: