Стрелочный индикатор звука

Стрелочный индикатор для усилителя мощности. VU meter P-78WTC-BGB-S106

Всем привет, сегодня рассмотрим красивый стрелочный индикатор уровня сигнала для звукового усилителя мощности. Когда-то в аналоговые времена это был полезный индикатор перегрузки, а сейчас, это просто антуражное украшение звуковой аппаратуры.

Согласитесь, есть что-то завораживающее в движении стрелок в такт музыке, а если они еще мягко подсвечены, то создается теплая ностальгическая атмосфера, как в те времена, когда аппаратура звучала иначе.
Некоторые производители применяют стрелочные индикаторы уровня до сих пор, например элитный McIntosh:

Один из моих первых самодельных усилителей был со стрелочными индикаторами:

индикаторы эти я покупал на ebay в 2010 году, а драйвер там был на отечественной микросхеме К157ДА1.
Позднее я применял круглые индикаторы, когда делал бумбокс в ретро стиле:

Посмотрим теперь на современное китайское видение, каким должен быть стрелочный индикатор сигнала.

Начнем с упаковки, тут это важный момент, так как прибор хрупкий:

Вполне надежно.
Доставка ТК
Достаем индикатор:

Он сдвоенный, два канала находятся в одном корпусе. Отградуирован -40. +3 Дб.
Технические характеристики:
Материал крышки: PMMA + PS
Модель: P-78WTC-BGB-S106
Размер: около 15,4 смx 1,8 см x 4,6 см
DCR = 650Ω +-10%, если = 500uA +-10%
Лампа: белый свет x 3 шт.
Светодиодный светильник напряжение: 12 В постоянного тока
(С резистором для ограничения тока для защиты светодиодов)

Внешний вид индикатора:

Размер паза под установку: 150х32 мм. 18 мм от нижней плоскости корпуса до низа видимой части.
Корпус состоит из двух частей, сам индикатор и отражающая пластина подсветки сзади, части скреплены между собой скотчем.
В корпусе усилителя индикатор можно крепить на термоклей или прижимать уголком.
Сбоку:

Выступает видимая часть от корпуса на 3 мм.
Сзади расположены подключения:

Посередине планка с контактами для подачи питания на светодиоды подсветки. Не забываем, что нужен токоограничивающий резистор для питания светодиодов.

Я поначалу подключил 12 В и сразу спалил светодиоды (там плоские 3 мм шириной), русские люди сначала сломают, а потом читают инструкцию… Так вот, защиты «от дурака» нет, поэтому про резистор не забываем. Я поставил 10к при питании 12 В.
Можно вообще снять отражающую пластинку с подсветкой, и сделать подсветку на дампах накаливания или мощных LED диодах.

Видны катушки измерителя:

Это по сути амперметр стрелочный.
Масса прибора на всякий случай:

Работа подсветки в темноте:

Голубой цвет подсветки любимый в Китае))
Можно поиграть с резистором и повысить яркость диодов:

Сам по себе стрелочный индикатор уровня работать не будет, ему нужен драйвер.
Я использую бюджетные платки на микросхеме TA7318:

Эта платка работает от 12 В, к ней подключается входной сигнал, а она управляет стрелочными индикаторами и их подсветкой.

Вот так «залипательно» двигаются стрелки:

Видео работы индикатора:

Этот индикатор будет хорошим украшением корпуса самодельного усилителя, но нужно «позаморачиваться» с подсветкой.

Спасибо за просмотр. Удачных покупок!

Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.

VU (стрелочный индикатор уровня звука) мадэ ин китай

С того момента, часто начал замечать, что тупо медитирую в правый нижний угол экрана, а конкретно на стрелочки, завораживают они меня) думаю я в этом не одинок. И посетила меня мысль, реализовать подобную штуку в реале, в автомобиле.
Порыв интернет наковырял на китай-сайте возможность приобретения этих стрелочек любого вида и количества. Образцы для вашего внимания





Прошу корифеев электронники посмотреть на группу контактов синих, и подсказать как это реализовать, конкретно как подать импульс с ГУ на эту штуку? Чтоб сигнал не был проходным, и не терял качества?
Да и вообще коментируйте, что думаете по этой задумке? Разместить планирую в торпеде, чтоб продолжать на них пялиться не только дома на мониторе)

П.С. можно конечно купить DENON DSV-1, комплект будет вот такой

Да и стрелочки мелковаты…, а металлическую панель я и сам сбацаю, и эмблемка "денон" у меня дома есть, от старого двд, точно такая же как на ГУ.

Лада 2114 2010, двигатель бензиновый 1.6 л., 98 л. с., передний привод, механическая коробка передач — автозвук

Машины в продаже

Лада 2114 Самара, 2009

Лада 2114 Самара, 2005

Лада 2114 Самара, 2008

Лада 2114 Самара, 2010

Комментарии 33

Стрелки работают синхронно, нет "драйва", например как здесь: vk.com/video190694409_456239022 .

С 79 го мечтал о стрелках.
Наконец то заимел.
Ни какой нагрузки на звук нет, но до того приятно.
Купил на Али самые большие. Под размер подобрал и корпус. Искал именно под винтаж, где ни грамма пластика.
Донор оказался на 100% в размер, даже не пришлось "пилить" окно под индикаторы.
Драйвер с индакаторами оказался очень хорош. Прицепил по низкому уровню к преду и на громкость реагирует как нельзя корректно. Именно с увеличением громкости стрелки реагируют очень корректно, а именно чем больше громкость, тем меньше на неё реагируют стрелки.

Добрый вечер Сергей. Очень понравились ваши индикаторы! Хочется проконсультироваться у вас. Если вас не затруднит, можете ответить?

С 79 го мечтал о стрелках.
Наконец то заимел.
Ни какой нагрузки на звук нет, но до того приятно.
Купил на Али самые большие. Под размер подобрал и корпус. Искал именно под винтаж, где ни грамма пластика.
Донор оказался на 100% в размер, даже не пришлось "пилить" окно под индикаторы.
Драйвер с индакаторами оказался очень хорош. Прицепил по низкому уровню к преду и на громкость реагирует как нельзя корректно. Именно с увеличением громкости стрелки реагируют очень корректно, а именно чем больше громкость, тем меньше на неё реагируют стрелки.

Не представился. Меня зовут Марат.

Даже больше скажу, в одном устройстве может быть несколько "земель": например силовая, аналоговая и цифровая и они не напрямую связаны между собой, а бывает и не связаны вообще.)

для этого должно быть раздельное питание, иначе никак.

Гальваническая развязка может быть трансформаторная, может быть полупроводниковая. Посмотреть на китайцев так они вообще из говна, палок и одного диода её устраивают)

ну дак она и даст раздельное питание, отделив одни цепи от других. на то и развязка же ))))

Ну так на линейном выходе размах выходного напряжения тоже меняется от уровня громкости)). Я вижу выход только как подпаиваться до предпроцессора в магнитоле где идет тупой стереовыход. Как схематически реализовано всё это дело на магнитолах такого класса я могу только догададываться)) Очково всётаки в такую технику грязными руками лезьть без схемы) Может более грамотные товарищи подскажут)

может быть, ждемс…

Берешь свою магнитолу, вскрываешь, находишь свои гнезда RCA которые нужны, подпаиваешь три провода. 2 к центральным контактам, а третий к корпусу магнитолы, либо к внешней оболочке RCA гнезда (общий) и выводишь за пределы корпуса магнитолы. Всё. и подаешь сигнал на платку для индикаторов.

а на звук который идет по этим линейникам это никак не повлияет как думаешь?

нет. Оно так и строится в схемотехнике. Только с одним нюансом, вам нужно чтоб стрелки показывали вашу громкость, а на заводе делают громкость самой записи. т.е сигнал берут до предусилителя и не более того. И поэтому стрелки показывали не зависимо от того, какая громкость текущая была у слушателя

Читайте также  Рассадочные карточки из ракушек

Ну так на линейном выходе размах выходного напряжения тоже меняется от уровня громкости)). Я вижу выход только как подпаиваться до предпроцессора в магнитоле где идет тупой стереовыход. Как схематически реализовано всё это дело на магнитолах такого класса я могу только догададываться)) Очково всётаки в такую технику грязными руками лезьть без схемы) Может более грамотные товарищи подскажут)

нет процессора! стерео голова на мультибите)

Посмотрел я одним глазом описание почти такой же платы на али: ac/ dc — это питание(причем переменка или постоянка наверно зависит от комплекта поставки). А подача сигнала выглядит судя по переводу так: gnd он и в африке gnd — земля общая для двух каналов. Потом 2 контакта low это выходы с линейников лево и право, причем их уровень на индикаторах регулируются переменными резисторами, а 2 контакта high это высокоуровневые выходы с колонок. Я могу ошибаться в моменте что регулируют резисторы: высокоуровневые или низкоуровневые выходы. И еще момент : если у низкоуровневых выходов gnd почти всегда общий — то у высокоуровневых под большим вопросом, зависит от схемотехники усилка

ну видимо так, я тоже так подумал.

Посмотрел я одним глазом описание почти такой же платы на али: ac/ dc — это питание(причем переменка или постоянка наверно зависит от комплекта поставки). А подача сигнала выглядит судя по переводу так: gnd он и в африке gnd — земля общая для двух каналов. Потом 2 контакта low это выходы с линейников лево и право, причем их уровень на индикаторах регулируются переменными резисторами, а 2 контакта high это высокоуровневые выходы с колонок. Я могу ошибаться в моменте что регулируют резисторы: высокоуровневые или низкоуровневые выходы. И еще момент : если у низкоуровневых выходов gnd почти всегда общий — то у высокоуровневых под большим вопросом, зависит от схемотехники усилка

и у высокоуровневых GND тоже один. Не зависимо от схемотехники. В любом электронном устройстве общий всегда будет общим

Мне кажется вы просто мало видели устройств: например если взять любой усилитель с двуполярным питанием то минусовые выводы громкоговорителя не будут висеть на земле, а в стерео варианте они тоже не будут общими

я этих усилителей собрал в своей жизни штук 5. Как на ИМС так и просто транзисторных. И что такое моно и что такое стерео разбираюсь и почему у усилителя будет питание двуполярное а не однополярное тоже понимание есть.

Никакого желания соревноваться кто сколько собрал усилителей у меня нет. Это просто вопрос понимания схемотехники . Я не собираюсь претендовать на истину в последней инстанции)

12 самых красивых усилителей со «стрелочками»

Не секрет, что большую роль в нашем восприятии звука играет зрение. Причем не внутренний взор, перед которым формируются музыкальные образы во время прослушивания, а обычные глаза. Красивая техника и играть должна красиво – именно в это нам хочется верить, пусть и не всегда это оказывается правдой.

Поэтому во все времена производители стремились сделать свои аппараты максимально стильными. И самые привлекательные из них для меломанов со стажем – винтажные усилители мощности со стрелочными индикаторами уровня сигнала. Мода на подобное оформление передней панели появилась в 1970-х годах, то есть в эпоху расцвета домашнего аудио, и воспоминания о тех недоступных большинству простых смертных аппаратах до сих пор будоражит умы поседевших аудиофилов. И хотя практической ценности данные индикаторы сегодня не имеют, именно такие усилители хотят видеть у себя дома многие покупатели. Ну а в данном материале мы вспомним о самых красивых моделях «классического» периода.

12. Pioneer Exclusive M4

Top 12 Amplifiers with VU Meters

Второй усилитель под брендом Exclusive появился в продаже в 1974 году. В отличие от предыдущей модели М3, данный аппарат не поставлялся за пределы Японии. Здесь уже просматриваются черты будущего High End – мощность 50 Ватт в классе А, печатные платы из стеклотекстолита, широкие дорожки, мощнейший блок питания, 27 килограммов веса, отделка боковых панелей деревом. Ну и, само собой, подсвеченные стрелочные индикаторы на передней панели Exclusive M4.

11. Rotel RB-5000

Top 12 Amplifiers with VU Meters

Самый мощный среди классических усилителей Rotel. Модель RB-5000 появилась в продаже в 1978 году, когда еще вся техника фирмы разрабатывалась и производилась в Японии. Аппарат не зря получил название – The Power Amp, ведь он развивал мощность 500 Ватт на канал на 8 Ом. Весил Rotel RB-5000 целых 53 килограмма, а чудовищный по размерам трансформатор позволял ему потреблять в пике до 3,2 киловатта! Удивительно, но эта модель поставлялась преимущественно на экспорт, в Японии было продано крайне мало экземпляров. Черный цвет корпуса указывает на позднюю дату производства экземпляра.

10. Sansui BA-5000

Top 12 Amplifiers with VU Meters

Мощность – 300 Ватт на канал, год выпуска – 1976. Японская компания Sansui снискала себе славу одного из самых успешных производителей усилителей, однако модели, обеспечившие ей признание в Японии и в Европе, были разными. Экспортный Sansui BA-5000 весил 49 килограммов и выглядел весьма брутально – минимум органов управления на черной передней панели и два больших окошка с индикаторами. Сегодня хорошо сохранившиеся экземпляры являются предметом гордости владельцев, которые не готовы их променять ни на какой современный High End.

9. Sony TA-N77ES

Top 12 Amplifiers with VU Meters

Единственный в ассортименте компании Sony усилитель с огромными стрелочными индикаторами был одновременно и самым успешным. И пусть вышел он уже во второй половине 1980-х, его облик полностью соответствовал представлениям о том, как должен выглядеть серьезный аппарат. Sony TA-N77ES поставлялся исключительно на экспорт, поэтому сегодня его можно встретить в системах многих аудиофилов по всему свету. Мощность его составляла 230 Ватт на канал на 8 Ом, вес – 25 килограммов.

8. Luxman M-05

Top 12 Amplifiers with VU Meters

Выпущенный впервые в 1982 году, этот усилитель стал одним из самых популярных в истории бренда. Да и как он может не нравиться! Роскошная золотистая передняя панель, большие индикаторы, целых 40 килограммов веса, 105 Ватт в классе А, отдельный выход для подключения к электростатическим акустическим системам. Внутри усилитель выполнен по схеме двойного моно, с солидным экранированием блока питания. С учетом большого выделения тепла при работе его пришлось оснастить сразу двумя вентиляторами для принудительного охлаждения. Производился Luxman M-05 с 1982 по 1988 годы.

7. Yamaha MX-10000

Top 12 Amplifiers with VU Meters

Флагман знаменитой серии 10000, выпущенной к 100-летию компании Yamaha. Согласно заявлению фирмы, он мог выдавать 1,2 киловатта в нагрузку 1 Ом (!) в классе А. Конечно, тут есть определенный подвох, ибо в понимании Yamaha класс А представлял собой нечто иное. А именно Hyperbolic Conversion Class A, то есть очень хитрую схему, в которой получалось сочетать работу выходных транзисторов в классе А с пониженным общим энергопотреблением. Нечто подобное использовал в своих творениях Нельсон Пасс. Во всяком случае, аппарат крайне редкий – всего их было произведено 250 штук – и очень красивый. Весил усилитель Yamaha MX-10000 43 килограмма.

Читайте также  Симпатичный домик из палочек из-под мороженого

6. Denon POA-8000

Top 12 Amplifiers with VU Meters

Моноблоки были выпущены в 1981 году и должны были заменить собой модель POA-3000 на вершине иерархии усилителей фирмы. Звучали они просто великолепно, однако при этом довольно сильно нагревались, что иногда приводило к их выходу из строя. Стрелочные индикаторы занимали всю площадь передней панели, и пара работающих Denon POA-8000 в сумраке комнаты прослушивания выглядит сногсшибательно. Заявленная мощность составляла 200 Ватт на канал в псевдо классе А, очень популярном в 1980-90-х годах среди японских производителей аудиотехники.

5. Marantz SM-11

Top 12 Amplifiers with VU Meters

Вся аппаратура фирмы всегда отличалась роскошным дизайном, однако Marantz SM-11 выделяется и на их фоне. Это первый усилитель компании, выпущенный после окончательного переноса не только производства, но и всего бизнеса Marantz в Японию. С технической точки зрения в нем есть интересные решения. Впервые было применено полностью омедненное шасси, убраны переключатели на пути сигнала к выходным клеммам для акустических кабелей, использован стабилизированный источник питания на огромном трансформаторе. При этом выходные каскады работали в классе АВ, а выходная мощность достигала 200 Ватт на канал. Ну и, само собой, практически всю лицевую панель занимали огромные стрелочные индикаторы с голубой подсветкой. Мечта, а не усилитель!

Top 12 Amplifiers with VU Meters

Редкий долгожитель среди японских усилителей той эпохи, особенно для JVC. Модель M-L10 производилась на протяжении десяти лет с 1981 по 1990 год. Блок питания был построен вокруг огромного тороидального трансформатора, спрятанного под квадратным кожухом. Внешний деревянный короб был покрыт 21 слоем лака, а индикаторы – первое, на что обращаешь внимание при взгляде на JVC M-L10. Мощность его составляла 160 Ватт на канал, выходные каскады работали по фирменной схеме Super-A, позволявшей избегать фазовых искажений при работе на реактивную нагрузку. Весил JVC M-L10 двадцать восемь килограммов.

3. Accuphase P-500

Top 12 Amplifiers with VU Meters

В ассортименте фирмы есть большое количество аппаратов интересующего нас дизайна, их выпуск продолжается и по сей день. Для нашей подборки мы выбрали модель Accuphase P-500, вышедшую на рынок в 1985 году. Она развивала мощность в 250 Ватт на канал в классе АВ, в ней присутствовал фильтр ультранизких частот, весила она 33,5 килограмма. Стрелочные индикаторы и по сегодня присутствуют в аппаратах Accuphase, к сожалению, цена их сегодня стала столь же большой, как и сами стрелочки.

2. Technics SE-A5000

Top 12 Amplifiers with VU Meters

Первая версия в ряду замечательных SE-A7000 и SE-A100. Последующие итерации отличались от нее небольшими внутренними и внешними модификациями, а SE-A100 так и вообще представляет собой идентичный компонент, только с черной передней панелью. Традиционно для усилителей фирмы этого периода, аппарат отличается самым большим среди всех конкурентов окном для стрелочных индикаторов выходной мощности. Золотистая подсветка превращает прослушивание Technics SE-A5000 в затемненном помещении в настоящий спектакль. Технические характеристики следующие : мощность 200 Ватт на 6 Ом, демпинг-фактор 120 единиц, вес – 34 килограмма.

1. McIntosh MC2300

Top 12 Amplifiers with VU Meters

Классический усилитель 1970-х годов положил начало незабываемому и легендарному дизайну аппаратуры компании McIntosh. Этот дизайн настолько пришелся по сердцу аудиофилам, что я лично знаю одного из них, у которого неисправный усилитель американской фирмы работает в качестве декорации в системе, освещая комнату голубым светом из окошек с индикаторами. А музыку играет совсем другой аппарат. Модель McIntosh MC2300 появилась на рынке в 1971 году и просуществовала в практически неизменном виде до 1980 года. Ее использовали не только аудиофилы в своих системах, но даже профессиональные музыканты на концертах. В частности, однажды несколько таких усилителей помогли Grateful Dead озвучить свои выступления на фестивале Watkins Glen Summer Jam в 1973 году. Для своей эпохи это был весьма дорогой аппарат, к тому же весил он 58 килограммов и развивал мощность до 300 Ватт в стерео и до 600 Ватт в монофоническом режиме. Ультимативный усилитель «со стрелочками».

Стрелочный индикатор на микроконтроллере Attyny13: «показометр» для вашего усилителя

Удалось найти сдвоенную, с желтоватой панелью. Подсветка от производителя была сделана коаксиальной лампой накаливания на 12 Вольт . Которая была успешно заменена на 4 желтых светодиода. Но это случилось позже.
А пока что пришлось задуматься, как же микроамперметры подключать к выходу усилителя? А подключать надо через специальный логарифмический усилитель, т. к. динамический диапазон звука намного больше, чем диапазон работы микроамперметра. Теоретически это все знают, кто сталкивался с самодельными стрелочными индикаторами.

↑ Преданье старины глубокой. К157ДА1

Различных вариаций этой схемы в сети пруд пруди. Ну что сказать. Не пошла она у меня.

Первый экземпляр благополучно сгорел от неправильно поданного питания. В течение месяца мне достали еще две штучки, но было уже поздно, я переключился на другую схему (на LM324), любезно предоставленную мне AlexD. Ради интереса потом я все же включил плату с ДА1. Не понравилось, плавности движения не наблюдалось. Модификация схемы производилась в тесном сотрудничестве с Алексеем, за что еще раз «данке шон»!

↑ Нумеро дуэ — LM324

Потом был упомянутый вариант на LM324. Но оно у меня так и не заработало как хочется. Болтание стрелок, его надо подбирать глубиной ОС. Да и по сути питание надо двуполярное, может все из-за неверно организованной средней точки. Нет, лень родилась раньше меня. А совместно с ленью мы родили вот что:

↑ Век XXI, Attyny13

Просто и со вкусом: выпрямляем и сглаживаем сигнал, затем подаем его на АЦП микроконтроллера. Обрабатываем программно и при помощи встроенного ШИМ выдаем на нагрузку (резистор). Обработка включает в себя практически только натуральное логарифмирование (Attyny13 прям как создана для таких вот простеньких задач, ну и чтобы прошивку можно было испечь на скорую руку).

И тут начинается для меня самое интересное. Функция натурального логарифмирования есть в библиотеке математических функций для контроллеров Atmel и находится в файле math.h. Но только не лезет он в этот контроллер — памяти маловато. Решить задачу в лоб не удается, начинаем его морщить (лоб). Применение более мощного контроллера не рассматривалась — не интересно. Тут и памяти вроде хватает, и удобен, и недорого, и габариты не большие. Первое, что пришло в голову: заменить эту функцию похожей, но попроще. А форму ей придать поиграв коэффициентами. Вспоминаем график обратной функции. Не «да ну его!», а вспоминаем! Если нижний правый квадрат сместить вверх относительно оси X, и немного потягать туда-сюда коэффициентами, то вполне можно подогнать под нужную форму. Вот она, формула, заменяющая логарифм: Y=-8196/(X+28)+284. Представляете ужас контроллера, обреченного просчитывать эти значения тысячи раз в секунду по прихоти хозяина, пожелавшего вспомнить «детство золотое»?

Но неприятные эмоции были гарантированы и хозяину контроллера. Для обработки результатов мало было коротких целочисленных значений, а вход и выход должны быть именно такими. Для меня перевод форматов представления данных в контроллерах одного в другой всегда был труден. Морщины на лбу умножились.

Читайте также  Как усилить громкость звука при слабых колонках компьютера

Родился второй вариант — просчитать все заранее, и контроллеру просто останется выбирать из массива данные, которые соответствуют входным значениям и выбрасывать их на выход. Готовим значения, задаем массив — ошибка компиляции. Размерность массива слишком велика для этого контроллера. А делать несколько массивов и лазить в них в зависимости от входного значения АЦП не кошерно. Роились мысли про бином Ньютона, но были отвергнуты по причине неконструктивности.

Тут в памяти всплыла фраза лектора по высшей математике из ВУЗа: «С помощью кубической сплайн-аппроксимации можно описать любую функцию» Ну кубическая нам и не нужна, а линейный сплайн вполне пойдет! Таким образом, я немного поупражнялся в OO Calc, и написал систему уравнений, достаточно точно повторяющих график логарифмической функции с помощью отрезков прямых:

Все намеренно умножено на 10, чтобы отбрасываемые «хвостики» были поменьше. Я потом его делю в программе перед выводом на индикаторы.
А вот графики:

Уверен, многим из вас такое решение придет в голову сразу и покажется очевидным. Тем не менее, я уверен, что кому-то это внове и в последствии пригодится. По крайней мере, как инструмент в своем арсенале иметь лишним не будет.

↑ Видео

↑ Итоги и примечания по схеме

Индикатор-показометр прекрасно заработал с первого включения. Были залиты несколько прошивок. Наиболее простая оказалась самой удачной.
По схеме: конденсаторы С1 и С2 в процессе настройки были заменены на 10,0 мкф — они обеспечивают плавность. Подстроечные резисторы на входе уменьшают максимальный сигнал до 5 Вольт . Теоретически надо бы поставить стабилитрон с резистором, но лень. Ну вы уже знаете, кто из нас родился раньше :laughing: Я нагрузил усилитель максимальным с моей точки зрения сигналом (так, что эквиваленты на выходе накалились), и вывел резисторы на 5 Вольт . Мне достаточно. Затем подал на вход 1 кГц с генератора и синхронизировал каналы, чуть уменьшив показания одного из микроамперметров. R4 и R5 зависят от полного тока отклонения микроамперметров, на схеме указаны для 50 мкА, у меня такие.

Схему можно тюнинговать. У Тиньки остались свободными 2 ноги. Никто не мешает прилепить туда светодиоды для индикации перегруза, когда-то модно было. Не мое — не люблю, когда что-то на усилителе моргает, потому и не делал. Реализация элементарна: по определенному уровню зажигаем светодиод и держим зажженным N милисекунд. Уровень и N подбираются по вкусу, как соль и перец. Не забудьте только, что одна из свободных ножек — Reset. А значит эксперименты делайте на одном канале, ибо если поставить соответствующий фьюз при прошивке, Reset станет просто портом, и перешить контроллер после этого не удастся.

Стрелочный индикатор звука

При разборе хлама в шкафу я случайно нашел свою прошлогоднюю (осень 2013-го) поделку — стрелочный индикатор уровня звука на микросхеме К157УД2. Почему-то тогда она у меня работать не захотела, и я ее забросил куда подальше. А сейчас решил окончательно разобраться — в чем же дело? Ведь сделанный тем же летом первый экземпляр устройства до сих пор исправно работает.
Статья, в которой описывается схема усилителя на микросхеме, находится здесь, вариант 2, «Схема с однополярным питанием». Там же можно посмотреть цоколевку микросхемы К157УД2. Я же прилагаю схему со своими номиналами, главной частью которой является индикатор М68501 и его обвязка.

Сразу замечу, что ее можно подключать как на выход усилителя звука, так и на вход. В первом случае стрелочный индикатор будет показывать мощность выходного сигнала (и, соответственно, при уменьшении громкости регулятором стрелка будет «падать»), а во втором — мощность входного, что иногда бывает полезнее (например, визуально контролировать мощность подводимого сигнала, так как если ее приходит слишком много, то сигнал может начать искажаться). В схеме некоторые номера ножек микросхемы указаны в скобках — это значит, что можно собрать два идентичных усилителя на одной микросхеме, и, соответственно, подключить два индикатора: на правый и левый канал (или на вход и выход усилителя).
Оказалось, что пушки не стреляли по двадцати причинам, и первая из них — не было снарядов. А если говорить о микросхеме, то с ее питанием были серьезные проблемы. Так же пришлось заменить оба электролитических конденсатора (в те времена я еще не закупал их ведрами, поэтому поставил откуда-то вытащенные), разобраться с отпадающей ногой конденсатора 22 нФ и правильно подключить его. После этого схема заработала, хотя я еще не знаю, куда ее можно приспособить.
Диоды — Д311. Чуть хуже будут Д18.
Резистор R5 подстроечный и со «звездочкой» — это значит, что мало того, что его придется подкрутить под уровень сигнала (чтобы, например, при нормальной громкости усилителя стрелка болталась в районе 75% от шкалы), так еще не факт, что 47 кОм подойдет для всех случаев.
Если увеличить номинал резистора R4 (470 — 910k), то можно поднять коэффициент усиления микросхемы и заставить ее «чувствовать» более слабые сигналы (это как раз пригодится, если индикатор подключать ко входу усилителя звука). Например, мне для наблюдения выхода звука с плеера пришлось установить резистор в 1 МОм.
Немного фотографий моей схемы:
DSCN5356 DSCN5357 DSCN5358 DSCN5361
И демонстрация работы, когда производится наблюдение за выходом «ВЭФ 216»:

Особенностью схемы является невысокая чувствительность к высокочастотным сигналам (стрелка с бОльшим удовольствием приходит в движение от барабанов и бас-гитары, нежели от голоса и гитарных соло).
А на ночь глядя я встроил в корпус индикатора два синих пятимиллиметровых светодиода. Нормально светят от пяти вольт, если меньше — то работает только один, второй оказался подгоревшим. Для совместимости с другими питающими напряжениями подсветка включена через подстроечный резистор 500 Ом — можно легко запитывать всю схему от 5 — 9 вольт, надо только подкорректировать напряжение.

Дополнение от 28.03.15

Продолжение темы и более удобная схема — здесь.

Поделиться:

Понравилось это:

Похожее

14 отзывов на “Стрелочный индикатор уровня звука на К157УД2

Второй — удобный вариант для платы управления индикаторами можно использовать для управления стрелочными индикаторами? Или только первый вариант подойдет? Если только первый вариант подойдет, то обязательно питать от 5-9 вольт или допустим можно подать 12 вольт?

Да, конечно можно. Надо только на выход сделать таким же, как в первом варианте — собрать диодный умножитель VD1, VD2 после «электролита» 10 мкФ. И поцепить индикатор через подстроечный резистор. Короче, правую часть первой схемы перенести на вторую схему.
R7(R8) во втором варианте или R4 в первом варианте подбираются методом проб и ошибок, обычно — сотни килоом.
47 пикофарад. Можно поставить и 33 пФ, ничего плохого не случится.
Я 12 вольт не пробовал, но справочник говорит, что можно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: