Тряпичная кукла Алина

Тряпичная кукла Закрутка своими руками

Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла – закрутка»

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла – закрутка»

Автор: Малей Галина Алексеевна, воспитатель, ГБДОУ детский сад №73, Красносельского района, г. Санкт-Петербурга

Мастер класс рассчитан на детей подготовительной группы детского сада, воспитателей, родителей.

/Мастер-класс для детей возможен после предварительного формирования трудовых навыков: сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание/

Назначение: игровая кукла для ребенка; оберег; подарок своими руками; украшение любимого уголка в комнате.

Цель. Извлечение красоты из обычных, казалось бы бросовых обрезков, лоскутков кромок материи.

Задачи.

1. Научить мастерить тряпичную куклу бесшовным способом, проявляя фантазию и творчество.

2. Вызвать интерес к народному творчеству. Восстановит и сохранить для новых поколений такое явление, как народная традиционная кукла.

3. Закрепление у детей трудовых навыков: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.

4. Заинтересовать родителей в возрождении и сохранении народных традиций семейного рукоделия.

Материалы.

— 2 квадрата белой ткани (20х20) для туловища и блузки;

— один квадрат (20х20) и две полоски цветной ткани для сарафана;

— прямоугольный лоскутик для передника и треугольный для косынки;

— вата для объема;

— тесьма для пояса.

«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает» /поговорка/

О народной кукле сейчас Вам расскажу,

А если Вам понравиться,- как сделать покажу.

Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым деткам кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки, «…при всей невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы, и лет с пяти простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка». А начинали девочек учить изготавливать куклы уже с трехлетнего возраста.

Главная особенность куклы, заключается в том, что сделана она без иголки и безлика. Для ребенка кукла будет игрушкой-подружкой и оберегом одновременно, поэтому колоть её иглой негоже, а делать лицо по народным поверьям нельзя, так как такая кукла может обрести душу и стать опасной. А «безликая» куколка считается предметом неодушевленным и не может навредить ребенку. Сделанная с любовью своими руками куколка, будет предметом гордости ее мастерицы.

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье,

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

Тряпичная кукла закрутка своими руками

Материалы.

Тряпичная кукла закрутка своими руками

Технология изготовления куколки

Берем один квадрат белой ткани и подгибаем края внутрь, как показано на фото. Там, где подогнут более широкий край (справа) будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.

Тряпичная кукла закрутка своими руками

В середину кладем вату, чтобы наша куколка не была слишком худенькой.

Тряпичная кукла закрутка своими руками

Выполняем тугое закручивание.

Тряпичная кукла закрутка своими руками

Получилась скрутка — рулик. Это «тулово» нашей куколки.

Тряпичная кукла закрутка своими руками

На уровне шеи и пояса перевязываем скрутку ниткой.

Тряпичная кукла закрутка своими руками

Берем второй квадрат белой ткани, в центр размещаем скрутку и кусочек ваты, чтобы голова получилась более круглой.

Тряпичная кукла закрутка своими руками

Завязываем ниткой на уровне шеи.

Тряпичная кукла закрутка своими руками

Расправляем ткань. Постараемся убрать лишние складки с лица куклы.

Тряпичная кукла закрутка своими руками

Формируем руки: определяем их длину и лишнюю ткань заворачиваем вовнутрь. Края рукава убираем в середину.

Тряпичная кукла закрутка своими руками

Отмеряем размеры ладошек и перетягиваем их ниткой. Свободные уголки подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе, стараясь распределить ткань равномерно.

Тряпичная кукла закрутка своими руками

Основа нашей куклы готова. А вот наряд – это ваша фантазия и творчество. Я сделала кукле сарафан. Берем две узкие цветные полоски ткани и располагаем их крестообразно через плечи на груди и спине. Завязываем ниткой на поясе.

Тряпичная кукла закрутка своими руками

Квадрат цветной ткани сворачиваем пополам, располагая нитку внутри.

Тряпичная кукла закрутка своими руками

Стягиваем нитку, ткань прикладываем к поясу, равномерно распределяя вокруг , и завязываем.

Тряпичная кукла закрутка своими руками

Повязываем куколке косыночку, завязываем пояс и куколка готова.

Тряпичная кукла закрутка своими руками

Тряпичная кукла закрутка своими руками

Другой вариант. Косыночка завязана вокруг головы. Куколка украшена передничком. Орнамент нарисован фломастером.

Кукла Мастер-класс Оберег Тряпичная кукла-закрутка Ткань

Я хочу познакомить вас с русской традиционной куклой-закруткой. Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Это была самая распространенная игрушка. Считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Красивая кукла, с любовью сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой.
Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки.

Я хочу познакомить вас с русской традиционной куклой-закруткой. Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Это была самая распространенная игрушка. Считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Красивая кукла, с любовью сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой. Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. фото 1

Для изготовления куклы вам понадобиться несколько кусочков х/б ткани размером не более 20х20 см, катушечные нитки, ножницы.

Я хочу познакомить вас с русской традиционной куклой-закруткой. Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Это была самая распространенная игрушка. Считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Красивая кукла, с любовью сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой. Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. фото 2

Возьмите один из подготовленных квадратиков ткани поплотнее. Подогните края, как показано на фото.

Я хочу познакомить вас с русской традиционной куклой-закруткой. Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Это была самая распространенная игрушка. Считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Красивая кукла, с любовью сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой. Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. фото 3

Чтобы куколка получилась не худенькой можно в серединку положить кусочек ваты, равномерно распределяя его по всей длине будущего туловища.

Я хочу познакомить вас с русской традиционной куклой-закруткой. Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Это была самая распространенная игрушка. Считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Красивая кукла, с любовью сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой. Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. фото 4

Выполните плотную скрутку-рулик.

Я хочу познакомить вас с русской традиционной куклой-закруткой. Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Это была самая распространенная игрушка. Считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Красивая кукла, с любовью сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой. Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. фото 5

Теперь примерно на уровне шеи и пояса перевязжите нашу скрутку ниткой.

Я хочу познакомить вас с русской традиционной куклой-закруткой. Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Это была самая распространенная игрушка. Считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Красивая кукла, с любовью сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой. Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. фото 6

Далее делаем голову и руки.
Берем квадратик ткани, желательно белого цвета, чтобы наша куколка была белолицей. Находим серединку, прикладываем туда скрутку, предворительно подложив небольшой кусочек ваты, чтобы голова обрела более круглую форму.

Я хочу познакомить вас с русской традиционной куклой-закруткой. Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Это была самая распространенная игрушка. Считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Красивая кукла, с любовью сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой. Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. фото 7

Завяжите ниткой на уровне шеи.

Я хочу познакомить вас с русской традиционной куклой-закруткой. Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Это была самая распространенная игрушка. Считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Красивая кукла, с любовью сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой. Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. фото 8

Расправьте ткань, определите, где будет лицо куклы. Уберите лишние складочки назад.

Я хочу познакомить вас с русской традиционной куклой-закруткой. Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Это была самая распространенная игрушка. Считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Красивая кукла, с любовью сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой. Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. фото 9

Делаем руки.
Противоположные, свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук и лишнюю ткань сворачиваем внутрь рукава, убирая края в середину.

Я хочу познакомить вас с русской традиционной куклой-закруткой. Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Это была самая распространенная игрушка. Считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Красивая кукла, с любовью сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой. Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. фото 10

С края отмеряем размеры ладошки куклы. Перетягиваем ткань ниткой.
Вот и руки готовы.

Я хочу познакомить вас с русской традиционной куклой-закруткой. Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Это была самая распространенная игрушка. Считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Красивая кукла, с любовью сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой. Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. фото 11

Оставшиеся уголки белой ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе. В зависимости от натяжения ткани, определяем направление рук. Они могут быть широко распахнуты или слекга опущены вниз.

Я хочу познакомить вас с русской традиционной куклой-закруткой. Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Это была самая распространенная игрушка. Считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Красивая кукла, с любовью сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой. Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. фото 12

Традиционно у такой куклы лицо не рисовали. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства.
Основа нашей куклы готова.
Теперь нужно куклу нарядить. Здесь можно проявить всю свою фантазию и мастерство. Можно придумать широкую юбочку или цветной сарафан, душегрею, поневу и т. д.

Я хочу познакомить вас с русской традиционной куклой-закруткой. Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Это была самая распространенная игрушка. Считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Красивая кукла, с любовью сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой. Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. фото 13

На этих фото показан самый простой способ одеть куклу.
Квадратик цветной ткани складываете пополам и стягиваете нитку, проложенную внутри, на поясе.

Я хочу познакомить вас с русской традиционной куклой-закруткой. Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Это была самая распространенная игрушка. Считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Красивая кукла, с любовью сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой. Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. фото 14

Вот примерно что получилось.

Я хочу познакомить вас с русской традиционной куклой-закруткой. Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Это была самая распространенная игрушка. Считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Красивая кукла, с любовью сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой. Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. фото 15

Добавляете передник, украшенный вышивкой (на моей куколке вышивка нарисована обычным фломастером, а вы можете сделать все по-настоящему). Можно сделать куколке волосы из шерстяных или х/б нитей, закрепив из ленточкой на голове или косынкой. Вот и все. Куколка готова!

Особенности русских тряпичных кукол

Ещё в середине ХХ века почти в каждой семье в деревне и городе дети играли тряпичными куклами. И только с 1960-х годов, когда промышленные предприятия стали выпускать миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако не исчезла совсем, глубоко отложившись в народной памяти.

Кукла — знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные её крупицы.

Кукла — способ познания жизни и для тех, кто её создает, и для тех, кто с нею общается. Кукла — не иллюзия, а претворённый материал, ощутимая вещь, иногда произведение искусства. Вместе с человеком она освоила многие материалы и разные технологии, от древних до новейших. Глиняные и деревянные фигурки стали национальным сувениром, куклы из гипса, воска, металла — достоянием музеев и коллекционеров. Папье-маше и фарфор в куклах сменили целлулоид, гуттаперча, резина и смолы; на смену им пришли куклы из твёрдого пластика. В свою очередь полиэтилен вытеснили мягкий пластик и винил.

Однако в этой цепочке технологий не устарела традиционная тряпичная кукла. В сегодняшней России она переживает подлинное возрождение.

Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. В нём многое созвучно современникам — взрослым и детям.

Традиционная тряпичная кукла несёт память культуры и делает это намного ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка. Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях круга жизни земной, отмечая рождение, свадьбу и уход к предкам. Отзвуки древних смыслов куклы, дожившие до наших дней, услышаны и интерпретируются на фольклорной основе в разной форме.

Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну. Народная тряпичная кукла даёт сегодня блестящие техники и технологии, формообразования и художественного конструирования из ткани. Эта универсальная игрушка имеет духовное наполнение – здесь кроется притягательность лоскутной куклы. У писателя Евгения Носова есть рассказ «Лоскутное одеяло». В нём два героя: бабушка Варвара Ионовна и её внук. Их роднит и душевно сближает «весёлое разноцветное полотнище», умело собранное из лоскутков, обрезков от шитья «нехитрой крестьянской обновы». Каждый треугольничек и квадратик – как страница памятной родовой книги, которую по вечерам бабушка «читает» внуку.

Лоскут «с голубыми колокольцами» — про первое «мамкино платьице», купленное у коробейников, про жизнь деревни. Тряпичный косячок, где «по синему белой крупкой посыпано, вроде как звёзды по ночному небу, — это от дедушкиной рубахи». Словно родовое письмо-треугольник напоминает он о судьбе родного человека, о войне и революции, трагических событиях в истории отечества. Автор рассказа как бы воссоздаёт руский характер, образ отчего дома. Так и тряпичная кукла. Кукольный народец, подобно пёстрой лоскутной мозаике, хранит в себе мастерство и искусство своих создателей, труд собирателей, коллекционеров и учёных. В кукольной хронике, как в ярком калейдоскопе, высвечивается жизнь российской культуры, негаснущая народная память. И кто бы ни делал тряпичные куклы, кто бы о них ни писал, у каждого получится своя «лоскутная история».

Читайте также  Капустный салат с лимонно-горчичной заправкой

Удивительна схожесть, перекличка кукол у разных народов. Их объединяет не только происхождение (игровые куклы везде возникали из обрядовых), но и общечеловеческие идеи и ценности: преемственность в родстве, семейственности и родительской опеки, в почитании предков. Вот почему у руской тряпичной куклы множество аналогий.

Встречают по одёжке

Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным этническим родовым кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Рассматривая старые куклы, мы заметим, как проступает в них цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для руской народной культуры. Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей – во всём усматривался определённый смысл. Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свёрнутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из ровных тряпичных шариков, коса и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута.

Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутков покупных тканей – ситца и сатина, кумача и коленкора. Они, в отличии от домотканых, вплоть до ХХ века оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили куклы, лоскутки тщательно подбирали. Особо ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы.

Домодельные куклы дарили родным и близким, скрепляя родовые узы: это тоже одно из свидетельств их сакрального значения. В семье, же для своих детей, куклы обычно «вертели» из старого тряпья. И даже не по бедности, а по принципу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу, и воплотившись в кукле, передавала её ребёнку, становясь оберегом. По той же причине новорожденных завёртывали в нательные родительские рубахи, пеленали в пелёнки из ношеной одежды. Для кукол использовали чаще всего подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаюсь с землёй и вбирая таким образом её силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали руками по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила её маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений. Часто кукольная одежда передавала особенности местных костюмов.

Документальность кукольного костюма не означает, однако, простого подражания подлинной крестьянской одежде. Напротив, мастерицы умели сделать такой отбор деталей, выработать такие традиционные приёмы, которые говорят о создании художественного образа в тряпичной игрушке.

Сегодня покажется странным, что костюм с куклы не снимался. Неужели наши предки не могли додуматься до такой простой вещи? Но они не ставили перед собой этой задачи: ведь куклу творили как целостную форму. Это важнейший принцип: кукла – не манекен для переодевания, а самоценный образ. Костюм органично участвовал в пластике игрушки. Его крой был прост и по-кукольному выразителен. Понёву для тряпичной фигурки шили из одного куска ткани, в то время как в женской одежде она была четырёхклинной. С ещё большей свободой костюм декорировали. Расшитые узором оплечья рубах имитировали одной-двумя полосками вышивки красным крестом. Звучным красочным орнаментальным пятном украшает куклу передник из ситца с ярким цветочным узором. А из сложного головного убора, состоящего из нескольких частей, мастерицы выбирали лишь самую эффектную деталь – например, расшитую повязку с шёлковой лентой, венчающей голову красным веером. Пропорции большеголовых кукол, далёкие от натуры, делали и кукольный костюм условным, иносказательным. Он подчинялся природе самой куклы, существа независимого. При этом именно костюм всегда определял этнически конкретный тип в кукле, отвечая реалиям игры. Кукла в розовом сарафане не могла исполнять роль пожилой женщины, а кукле-«женке» не дозволялось играть «невесту».

Из книги «Руская тряпичная кукла», авторы Галины и Марии Дайн.

Куклы в народных костюмах

Подарок, с любовью и заботой о близких

Руская тряпичная кукла может стать сильным оберегом для близкого человека или замечательной игрушкой для ребёнка, наполненной живым теплом и глубоким смыслом. Для вас она может быть советчицей и помощницей в любых делах и обстоятельствах. Помните, ещё в сказке у Василисы обережная кукла Берегиня была, во всех делах ей помогала?

Конечно же, для создания такой волшебной куклы есть особые правила:

Обережную куклу «крутят», «мотают». Сшивать тело куклы нельзя, его завязывают нитями или просто делают узел из ткани. К кукле не должен прикасаться металл. Если вам нужно подровнять какие-то детали наряда, сделать вышивку на одежде куколки или как-то украсить, то одежду с куклы сначала надо снять.
Когда завязываете нить на кукле, делайте нечётное количество оборотов (один или три). Все узлы вяжите с добрыми пожеланиями.
Славянских обережных кукол делают только женщины и только в присутствии других женщин или в одиночестве. В комнате, где крутят кукол, мужчин быть не должно. Исключение – для детей, однако, в этом случае мальчика надо занять каким-то делом.
Первую куклу-оберег для дома, своими руками созданную, оставьте себе, другие уже можете и дарить.
Рассчитайте время так, чтобы успеть сделать обережную куклу за один день (с утра и до отхода ко сну).
Прежде чем творить куклу-оберег дома, представьте, какой она будет, подумайте не только о её внешнем виде, но и о её качествах характера. Будет куколка вам подругой, помощницей или мудрой советчицей? Когда будете делать куклу, держите этот образ в своих мыслях.
Свою причёску соберите, спрячьте под платок, чтобы в куклу случайно не упал волос.
Куклу лучше крутить на своих коленях, в «подоле», а не на столе.
Обережным куклам не рисуют лиц, чтобы в них не могли вселиться злые духи. По этой же причине кукле не следует давать имя, зовите её по названию: обережной куклой Берегиней, Желанницей и т.д.
К кукле относитесь с уважением, помните о том, что она – ваша подруга и помощница.
Когда кукла готова, выберите для неё место в жилище. Возьмите оберег в руки и прислушайтесь к своим ощущениям. Где вашей помощнице будет приятно находиться? Если вы подарили обережную куклу другому человеку, посоветуйте ему сделать то же самое.
Куклу не дают в руки посторонним людям, только вам и вашим родным можно к ней прикасаться.
Разговаривайте со своей куклой не только когда просите её о чем-то. Делитесь с ней новостями, рассказывайте о своих радостях и бедах, так вы быстрее подружитесь с оберегом.
Если кукла порвалась, сильно испачкалась или вы просто чувствуете, что она больше не готова вам помогать, значит, пора попрощаться с ней. Поблагодарите оберег за верную службу и отдайте природе. Сами решайте, что вам и вашей кукле лучше: сжечь оберег, закопать или отправить по воде. Перед этим попрощайтесь с куклой и обязательно скажите: «Ты больше не кукла, теперь ты снова кусочки ткани, нитки, пряжа, ленты (перечислите, из чего сделана именно ваша кукла)».
Если кукла потерялась или её украли, скажите: «Благодарю тебя за службу! Ступай с миром!»

Царица микрокосмоса. Что тряпичная кукла расскажет о донском крае

Казачка – всегда брюнетка в яркой одежде, рядом с ней казак.

Сегодня тряпичных кукол, скорее, предпочитают взрослые. Её можно использовать как оберег или брелок, да и, вообще, становится на сердце тепло, когда берёшь в руки такую куколку! А вот маленькие девочки-казачки когда-то с удовольствием играли в такие игрушки. Шили их крохам мамы и бабушки, а потом они и сами мастерили себе игрушки. Дончанка Татьяна Горбанева шьёт кукол-казачек в национальном костюме и уверена: они – это целый космос.

Кукольница

В старину изготовление кукол было сугубо женским делом. Считалось, чем сосредоточеннее и увлечённее маленькая казачка играет в куклы, тем счастливее сложится её взрослая жизнь.

«Кукла – царица микрокосмоса, который отражает наш мир, но не сливается с ним. Она открывает нам двери в этот мир, если мы умеем любить её и мечтать вместе с ней», – писал известный теоретик театра Гастон Бати.

С ним полностью согласна мастерица Татьяна Горбанева. Впервые мы встретились в Старочеркасской в рядах прикладников по дороге к храму: её окружали яркие тряпичные куклы. Разговорились.

«Я послевоенный ребёнок, и помню, как бабушка и мама делали мне куклы. Одна из них была сделана из початка кукурузы, а я заплетала ей косички. Было тяжёло, и всё время хотелось хоть немного украсить жизнь, – рассказывает Татьяна Горбанева. – Началось же моё творчество с вышивки. Вышивала крестиком картины, а потом украшала одежду мамы и детей. Вот эта страсть что-то делать своими руками и привела меня к другим видам рукоделия».

Читайте также  Как разделать курицу на части

По образованию мастерица – филолог. Когда в стране в 90-е годы прошлого века грянула перестройка, Татьяна Владимировна вместе с дочерью Анной купили вязальную машину «Нева» и стали вязать вещи, которые украшали народной вышивкой. Пять лет назад мастерица увидела изготовленный ею свитер с вышивкой на идущей навстречу женщине. А ведь прошло более 20 лет! Как приятно было осознавать, что свитер не только жив, но и любим.

Прежде, чем начать делать куклы, Татьяна Владимировна «перелопатила» массу литературы о них. Первая кукла появилась шесть лет назад. Она, как и её сородичи, была подарена близким и знакомым Татьяны Горбаневой. Это уж потом начались заказы, вот тогда-то и пришло осознание того, что её куклы нужны людям. Открою маленький секрет: делает она все куклы с любовью, не гоняясь за количеством и не подсчитывая, какой доход они принесут. Куклы, изготовленные донским мастером Татьяной Горбаневой, знают не только в Ростове-на-Дону, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и даже в некоторых европейских городах. Свои любимые изделия она каждые выходные привозит в Старочеркасскую на ярмарку выходного дня. А недавно директор одного из ростовских магазинов предложила взять их на реализацию.

Казачка и солнечный конь

И это не удивительно: куклы, действительно, цепляют. Вот, например, казачка – это ведь частичка родного донского края. Её костюм принципиально не отличается от женского славянского, но, как известно, донские казачки любят яркую одежду, это видно и по кукольному наряду. И, если славянка – светловолосая, то казачка обычно брюнетка. Обязательное условие – соблюдать традиции донского казачества, не забывая об элементах казачь­его костюма. Это баска, застёжка, длинные рукава с кружевами и два фартука. Один из них – нарядный с вышивкой, а другой, скажем, будничный. Объясняется это тем, что когда казачка подносила кувшин с водой мужу, чтобы он вымыл руки, то её муж – донской казак – вытирал руки о будничный фартук.

«Когда я только начинала изучать казачий костюм, то обратила внимание на то, что в нём есть элементы турецкой национальной одежды, – рассказывает донская мастерица. – Оказывается, было даже время, когда казачки носили шаровары. А позже влияние Турции стало прослеживаться в кружевах и изобилии украшений – бус, серёг. Яркую одежду с украшениями можно было заметить издалека».

Но это ни в коем случае не касалось наряда невесты, которая полностью должна была быть в белом, начиная от воскового веночка на голове.

«Моя казачка всегда вместе с казаком: сладка парочка – гусь и галочка, – продолжает рассказывать Татьяна Владимировна. – У моего казака чёрные, как смоль, волосы и сапоги. А как же донской казак без друга и товарища коня? Поэтому у меня есть кукла солнечный конь. Ведь это животное всегда было членом семьи. И ещё это реализация выражения быть на коне – это значит быть удачливым, успешным, счастливым и держать крепко узду своей жизни, управляя ею. Солнечный конь – это символ плодородия и мощной власти, приносит в дом удачу и счастье, оберегает от злых напастей и лихих людей. Сначала я этого коня из лыка делала, а потом стала мастерить из шпагата».

Неудивительно, что казачья тема так близка Татьяне, ведь сама она из старинного казачьего рода.

«Хочу, чтобы мои внуки помнили, откуда они родом, – говорит с нескрываемой гордостью Татьяна Горбанева. – Мой прадед донской казак Игнат Павлович Борисов был участником Русско-турецкой войны. А дед Павел Игнатьевич Борисов участвовал в Первой мировой войне, был капельмейстером. Воевал в Гражданскую войну. Затем работал фельдшером. Прабабушка Евдокия Никитична была из рода генерал-лейтенанта, героя Кавказской войны Якова Бакланова. Вот такая казачья родословная у нас».

Театр кукол имени народного артиста России В.С. Былкова располагается в переулке Университетском донской столицы более 40 лет.

Это моё родное

О своих сказочных персонажах Татьяна сочиняет сказки. Как раз, пока их мастерит. На изготовление одной куклы в среднем уходит три-четыре часа, но всё зависит от сложности. Если, к примеру, мастерить травницу, которую гораздо проще и быстрее сделать, то за час можно управиться. Самую маленькую куклу благополучницу размером со спичечный коробок, конечно же, сложнее сделать, очень уж она миниатюрная. Чуть легче – самую большую – 25-сантиметровых неразлучников.

– Какие куклы наиболее востребованы?

– Скорее, те, чья миссия – укрепление и сохранение семьи. Затем идут травницы, кубышки, зернушки, которые олицетворяют долголетие и успех в делах. Очень востребована свадебная атрибутика. Самая любимая кукла – это неразлучники, которая немного авторская, так как я добавила свои детали для ещё большего усиления того посыла, который заложен в этом изделии.

– А полностью авторские куклы у вас есть?

– Прежде всего, это маковка, в которой я воплотила свою любовь к макам. Ведь мак – это олицетворение неувядающей женской красоты. Затем кукла первоцвет, которая, с одной стороны, обозначает возрождение природы, а с другой – это надежда человека на обновление жизни. В костюме этой куклы преобладает жёлтый цвет, так как это первые весенние цветы- одуванчики и само солнышко.

Следующая кукла благословение матери – гимн материнской любви. Когда рождается ребёнок, то мама берёт его на руки, любуясь им, и говорит: «Посмотри, в какой красивый мир я тебя привела, береги и украшай его, мой соколёнок! Расти, мужай и становись соколом!»

Рябинушка – это чисто женская кукла. Вспомните, как девушка приходила к берёзе или рябине, чтобы поплакать или, наоборот, порадоваться. Рябина давала девушке надежду на счастливое будущее, женское счастье.

– И последний вопрос, для чего вам самой нужно делать куклы?

– Это моё неотъемлемое, это моё родное. Изготовление кукол превратилось из увлечения в потребность. Хочу передать всё своё мастерство внучке Екатерине и дочери Анне. Внучка иногда помогает мне на ярмарке в Старочеркасской, она и вяжет, и шьёт. Дочь говорит, что мне уже пора написать книгу о моих куклах и сделать сайт. Да, я согласна, что это необходимо, но времени пока не хватает – всё оно занято моими куколками.

Сказка о кукле от Татьяны Горбаневой

Жил-был казак донской. И была у него жена – красивая да статная донская казачка. Да была у них в семье дочка Дарьюшка. Жили они в ладу, в мире да согласии. Но пришла беда в семью – занемогла Дарьюшкина матушка. Перед смертью подозвала она к себе дочку и гутарит ей: «Чадушка ты моя, доченька моя любимая. Оставляю я тебе куколку тряпичную, береги её. Носи всегда с собою. Она тебе и защитница, и советчица будет всегда. И всё в твоей жизни сложится хорошо». Сколько бед выпало на Дарьюшкину долю! Но замечательная казачка Дарьюшка все жизненные невзгоды преодолела. И, как положено в старых добрых сказках, всё в её жизни сложилось хорошо, потому что скромную и добрую Дарьюшку всегда оберегала матушкина куколка.

Захватывающие сведения о русской тряпичной кукле

История русской тряпичной куклы уходит корнями в глубокую древность. Эта игрушка сопровождала человека с первых дней его появления на свет. Для создания изделия славяне брали любые подручные средства. Из соломы, дерева, ткани и глины они создавали настоящие шедевры, которые пользуются популярностью спустя много веков.

История происхождения

С давних времен и по наши дни куколка исполняла роль оберега, игрушки для ребенка и оригинального декора для интерьера. Невозможно назвать точную дату, когда изделие впервые появилось в России. Существует бесчисленное количество легенд относительно происхождения куклы.

Тряпичные фигурки встречались еще у славян Древней Руси, причем они участвовали во многих обрядах и ритуалах. Без куклы не проводили свадебные и похоронные церемонии. Вместе с ним начинали посевные работы, игрушки брали на рыбалку или охоту.

Куколку, наполненную гречихой, использовали как подушку для новорожденного младенца. Ведь не секрет, что эта крупа обладает успокаивающими свойствами. Каждая игрушка имела большое количество нарядов, их меняли в зависимости от праздника. Этот ритуал символизировал достаток семьи.

В зимний период тряпичная кукла наряжалась в одеяния светлых оттенков с меховой оторочкой. На Масленицу их облачали в яркую одежду, подбирали приготовленные с лета головные уборы. Фигурка считалась неприкасаемым оберегом. С ней часто играли детишки, наполняя теплотой, здоровьем и энергией.

Если кукла повреждалась, ее внутренности собирали и хранили до наступления теплоты. Как только весеннее солнышко радовало землю, «прах» игрушки высевали в почву, где пасли скот. Если верить легендам, животные после этого лучше доились, а молоко приобретало целебные свойства. Поврежденную куколку заполняли новыми семенами.

Когда маленькая девочка начинала потихоньку учиться топать, ей сразу дарили «подружку». С каждым важным событием, происходящим в жизни барышни, коллекция куколок увеличивалась. Ведь девушки постоянно шили новые игрушки, вплоть до замужества.

Читайте также  Домашняя технология изготовление пластиковых рукояток из вторсырья

Когда приезжаю сваты родители невесты выставляли все рукодельные работы дочери, символизирующие ее мастерство и аккуратность. Если смотрины проходили успешно, то спустя неделю после брачной ночи, молодая жена раздаривала игрушки подружкам.

Девушки, связанные узами брака, делали куколок в качестве оберега для дома и для супругов, уходящих на войну. Если парень погибал, то игрушку наполняли соломой, одевали в белоснежные наряды и спускали по реке. Человек, случайно наткнувшийся на вещь, должен был поместить ее в гнездо птицы или нору животного.

Особенности русской тряпичной куклы

Традиционное изделие славян имело несколько отличительных характеристик:

  • Отсутствие черт лица.
  • Для изготовления игрушки не использовали режущие и колющие предметы.
  • Кукла чаще всего воплощала женский образ.
  • У изделия не было имени, только название.

Чтобы создать куколку использовали кусок материи, оторванный от одежды или тканевого рулона.

Ножницы для этой цели не использовали, поскольку острое лезвие могло лишить изделие целостности. По той же причине отказывались от иголок. Все детали привязывали нитками или закрепляли узелками.

Казалось бы, такая ненадежная конструкция распадется после первой игры. Но куклы существовали на протяжении десятков лет. Многие семьи имели родовые фигурки, которые передавали от старшего поколения младшему.

На лице куколок не изображали глаза, губы, нос. Делали это по двум причинам. Во-первых, в доме не нужны были лишние свидетели семейных ссор и тайных бесед. Ведь через очи или уста в игрушки могли проникнуть злые духи и принести в избу несчастья.

Во-вторых, неудачное нарисованное лицо, способно испортить характер куклы. Гримасы люди придумывали самостоятельно, в зависимости от ситуации. Конечно, в наши дни это кажется немного странным, но попробуйте побеседовать с безликой «барышней», и все поймете.

Куклам не давали имен, считая, что подобным образом можно навлечь невзгоды на человека – тёзку. Этим обстоятельством часто пользовались злые ведьмы. Они нарекали игрушку именем врага и проводили над ней разные ритуалы.

Почему среди тряпичных кукол так мало мужчин? Это вовсе не означает пренебрежительное отношение к представителям сильной половины человечества. Если забраться в самые дебри истории, то можно понять, что пышность и мягкость куколки крепится на жесткой основе из палочек. Иными словами, в каждой игрушке имелась мужская суть, скрытая глубоко внутри.
Вернуться к оглавлению

Материалы для изготовления

Тряпичная народная кукла создавалась из подручного сырья. Чаще всего мастерицы выбирали:

  • Для обрядовых игрушек брали обрывки старых вещей или ткани.
  • Для декоративных фигурок предпочитали использовать новую материю.
  • Соломенные или травяные пучки.
  • Палочки из дерева, поленца.
  • Для наполнителя брали ветошь или золу.

Наибольшим спросом пользовались игрушки, которые своим внешним видом отражали культурные ценности той или местности.

Значение русской тряпичной куклы

Все изделия можно условно классифицировать на три подгруппы:

  • Игровая фигурка. Отличалась небольшими размерами, собирали из подручных материалов.
  • Оберег. При их создании не использовали инструменты.
  • Для обряда. Готовили для участия в разнообразных ритуалах.

Например, обрядовыми фигурками нельзя играть, так же, как игровые изделия не участвовали в ритуалах. А вот оберег иногда давали в руки детворе. Чаще всего это были куколки-лекари, наполненные высушенными целебными травами.

Разновидности кукол

На Руси выделяли несколько типов фигурок, в зависимости от предназначения и заложенного в них смысла.

Игровые детские куклы

Собирали для малышей, которые любили проводить время с забавными игрушками. Для их создания использовали натуральное сырье, безвредное для детского организма: трава, мох, древесный уголь и т.д. Одновременно вещь выполняла функцию оберега, защищая дитя от злых духов.

Традиционные куколки, предназначенные для малышей, имели разные названия:

  • Зольная. Для изготовления брали золу из домашнего очага, её соединяли с водой и скатывали шарик небольшого размера для головы. Подобное изделие считалось сильнейшим оберегом.
  • Дружок. Создавали куколку для того, чтобы ребенок не боялся оставаться один в избе. Изготовлением игрушки малыши занимались вместе с бабушкой или мамой.
  • Птичка. Делали из куска яркой материи в форме квадрата. С помощью нитей ткани создавали нужную фигуру. Птички отличались небольшим размером, их вешали над колыбелькой младенца или в углах дома.
  • Пеленашка. Куклу, завернутую в материю, клали в кроватку к ребенку, чтобы они принимала на себя нападки злых духов
  • Сеня-Малина. Фигурка отличалась ярко-рыжими волосами, передавала образ славянского мужичка, облаченного в красивую сорочку.

Обрядовые куклы

При их изготовлении мастерицы придерживались определенных правил. Они предназначались для проведения ритуалов, иногда фигурками играли детишки.

  • Кострома. Делали на Масленицу, хранили в течение всей праздничной недели, а после сжигали на костре.
  • Пасхальная куколка (для головы брали яичко) и голубка (ярко-красной расцветки). Использовали в качестве декоративных элементов интерьера.
  • Купавка. Собирали игрушку к седьмому июля. На Иван Купала изделие сплавляли по речке. В зависимости от того, как кукла себя поведет (вернется к берегу, попадет в водоворот), предсказывали, каким будет остаток года.
  • Плодородие. Изображала многодетную мамочку, помогала привлечь достаток в семью.
  • Лихоманки. Игрушку изготавливали в количестве тринадцати штук, чтобы защитить малыша от недугов. Куколок выставляли в ряд на печи.
  • Кормилица. Фигурка имела внушительный бюст.
  • Кубышка-травница. Игрушку наполняли лечебными растениям, использовали для очищения воздуха в избе, вешали над колыбелькой.
  • Кувадки. Предназначались для парней. Во время родов муж защищал супругу от нечистой силы, изготавливая подобные куколки. После появления на свет малыша, их сжигали.

Обережные куклы

Игрушка была участником всех важных событий, протекающих в жизни семейства: свадьба, рождение ребёнка, похороны и т.д. Их было огромное количество:

  • Колокольчик. Родина фигурки Валдай. Считалось, что она приносит благие вести. Отличительные черты изделия – три юбочки по числу видов счастья (медь, золото и серебро). Исполняет роль оберега и создает в доме позитивную атмосферу.
  • Девка-баба (Вертуха). Кукла имеет две головы, четыре руки и пару юбок. Секрет фигурки заключается в том, что одна девка спрятана под подолом бабы. Если ее перевернуть, то молодуха появится на свет. Считается отражение женской сущности: девчата веселы, красивы. После замужества они становятся заботливыми хозяйками, хранительницами очага (бабами).
  • Берегиня. Вешали над входной дверью, чтобы защитить жильё нечисти и злых духов.
  • Зернушка. Состояла из мешочка, наполненного крупой. Символизировала достаток и благополучие.
  • Подорожница. Куколка небольшого размера, держащая в руках котомку, наполненную землей или золой. Считалась оберегом путников.
  • Очистительная фигурка. Выводит из избы отрицательную энергетику.
  • Десятиручка. Помогает женщинам справляться с домашними хлопотами.

Куклы-мотанки

Истоки игрушки в трипольской культуре. В основе изделия скрученная сварга, символизирующая движение. Получается в результате скручивания и свивания глины. Вместо лица фигурка носит изображение распятия, что свидетельствует о ее пребывании за пределами времени.

Для изготовления мотанки не используют острые предметы, материалы берут натурального происхождения. При создании куклы запрещено завязывать узелки. Единственное исключение делается для небольшого узла в конце, который символизирует пуповину. В процессе завязывания мастерица загадывала желание.

В некоторых случаях отдельно делали руки и крепили их к телу. Одеяние и головной имели определенное значение:

  • Юбка – символ земли, волны на ней указывают на связь с водой.
  • Сорочка. Триединство Вселенной.
  • Украшение на волосах – связь с небом.

Все детали и аксессуары делали отдельно, а затем приматывали к телу. Наши предки верили, что если человек взялся за изготовление игрушки, то должен довести дело до конца. В противном случае на его голову обрушатся несчастья.
Вернуться к оглавлению

Куклы в русских народных костюмах

Одеяние жителей Руси имело характерные особенности, по которым можно было определить возраст человека и принадлежность к губернии. Каждая область имела собственный стиль и цветовую гамму.

Отличительная черта русского костюма – прямой силуэт, не акцентирующий внимание на контуры фигуры. Простой фасон компенсировали богатой вышивкой, яркой отделкой и аппликациями. Национальные наряды не сковывали движения, были просторными и удобными.

Основные элементы одежды славян: рубаха (отличалась по длине у мужчин и женщин), сарафан и юбка. Все вещи девушки декорировали орнаментом. На голову надевали кокошник или платок.

Таким своеобразным обликом отличались и куклы в национальных нарядах. Тряпичные игрушки чаще всего презентовали родственникам для скрепления кровных уз. Важная деталь русских кукол – наряд с них нельзя снять. Одежда и фигурка были единым целым.

Заключение

Русская народная кукла – это представление наших предков об устройстве мира, выраженное через рукоделие. Конечно, сейчас на рынке продается масса игрушек, но традиционная фигурка должна быть в каждой семье. Куколка, созданная своими руками, не только доставит массу положительных эмоций, но и защитит ваш дом от напастей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: