Вторая жизнь советского фотоаппарата

7 идей, как использовать старую фото-, видео- и аудиотехнику

7 идей, как использовать старую фото-, видео- и аудиотехнику

Домашняя техника непрерывно развивается, поэтому не удивительно, что ваша фото- и аудио- аппаратура со временем заменяется более совершенной. Но как поступить с старыми аппаратами? CHIP приготовил несколько полезных идей.

Наушники в качестве спусковой кнопки камеры

Практичная спусковая кнопка камеры

Практичная спусковая кнопка камеры

Наушники-вкладыши, которыми комплектуются большинство смартфонов, редко можно считать прорывом в области воспроизведения звука. Поэтому меломаны предпочитают более качественные альтернативы.

Однако для оригинальной гарнитуры доступна и вторая жизнь, например, в качестве спусковой кнопки камеры. Это может быть полезно как при селфи, так и при съемке с длинной выдержкой, то есть тогда, когда камеру необходимо по возможности удерживать неподвижно.

Компания Apple уже в версии iOS 5 адаптировала программное обеспечение таким образом, что нажатие кнопки «+» на проводе наушников приводит к срабатыванию камеры iPad или iPhone.

Смартфоны под управлением Windows Phone (производства Nokia и Microsoft) также обладают этой функцией. В случае с Android все зависит от производителя и серии устройства.

Трудоемкость: малая; затраты: нет

Воспроизведение звука высокого качества по Bluetooth

Потоковое вос- произведение музыки

Потоковое воспроизведение музыки

Высококачественная Hi-Fi-система с добротными динамиками и мощным усилителем и спустя годы обеспечивает отличный звук. Но оснащение современных моделей, несомненно, лучше.

Однако вы можете быстро и недорого обеспечить как минимум потоковое воспроизведение музыки по Bluetooth. Для этого рынок предлагает адаптеры «аудио-Bluetooth» по цене от 1400 рублей. Компактные устройства имеют собственный источник питания и с помощью 3,5-миллиметрового штекера типа Mini-Jack или кабеля с разъемами «тюльпан» (RSA) могут быть подключены к аналоговому входу любой стереосистемы.

Проведите сопряжение в меню Bluetooth устройств (смартфон, планшет, ПК), после чего потоковое воспроизведение может быть начато. Особенно большое число интерфейсов предлагает, например, Philips AEA2700/12 (около 5000 рублей на eBay), который может подключаться через MiniJack и цифровое соединение (оптическое и коаксиальное). Кроме того, он поддерживает технологию NFC.

Трудоемкость: средняя, затраты: 1400 руб.

О снащение функцией «смарт-ТВ»

Старый ТВ становится умным

Старый ТВ становится умным

Ваш старый Full-HD-телевизор мог бы поработать еще несколько лет — при условии его оснащения функциями «смартТВ». Подобные опции могут быть легко реализованы с помощью медиаплееров. Например, ТВ-приставка Amazon Fire TV Stick (около 7000 рублей), подключаемая к HDMI-порту и обеспечиваемая питанием через адаптер, предлагает интерфейс «смарт-ТВ» с доступом к медиатекам и службам потокового вещания. Управление осуществляется с помощью входящего в комплект пульта ДУ. Такие модели, как Google Chromecast (около 2500 рублей), служат связующими звеньями между ТВ и мобильными устройствами: с их помощью можно транслировать любое содержимое с планшета или смартфона на большой экран.

Трудоемкость: средняя; затраты: 2500 руб.

Возвращение проигрывателя

Усилитель для проигрывателя

Усилитель для проигрывателя

У вас есть старый проигрыватель и запылившаяся коллекция пластинок, которую вы не оцифровали, но не хотите выбрасывать? В таком случае верните его в строй, даже если на вашей стереосистеме отсутствует выделенный вход Phono.

Все, что вам понадобится — это Phono-усилитель, который преобразует Phono-сигнал в приемлемый сигнал линейного уровня и подключается кабелем с разъемом «тюльпан» к любому входу вашей Hi-Fi-системы. Хорошим выбором, например, станет модель Hama PA 506 (около 5000 рублей на eBay) в солидном металлическом корпусе.

Трудоемкость: средняя; затраты: 5000 руб.

Недорогое решение для макросъемки

Макросъемка

Макросъемка

Макрообъективы позволяют маленьким объектам «стать» большими — это может помочь реализовать замечательные фотопроекты. Но даже без использования макрооптики можно получить снимки крупным планом. Все, что вам понадобится, — так называемое макрокольцо для вашего зеркального фотоаппарата или системной камеры.

Этот адаптер крепится на байонете камеры, а любой объектив монтируется на адаптере. Чем меньше фокусное расстояние, тем больше становится масштаб изображения. Кольца с электронными контактами (от 4500 рублей) более комфортны в использовании и позволяют осуществлять автоматический замер экспозиции и автофокусировку. С более дешевыми кольцами настройка данных параметров возможна только в ручном режиме.

Трудоемкость: средняя; затраты: 4500 руб.

Применение объективов сторонних производителей

Дальнейшее использование объективов

Дальнейшее использование объективов

Даже самые верные убеждениям фотографы иногда меняют платформу и переходят, например, с Nikon на Canon. Однако, как в этом случае поступать с объективами? Конечно же, использовать, но по-новому!

Специализированные магазины сегодня предлагают адаптеры, с помощью которых, например, обеспечивается эксплуатация старой оптики Nikkor на байонете Canon-EF. Особенно практичным и сбалансированным решением это является при использовании дорогих объективов.

Трудоемкость: средняя, затраты: 800 руб.

Собираем 3D-камеру из двух фотоаппаратов

3D-камера в домашних условиях

3D-камера в домашних условиях

Даже начинающие фотографы могут использовать 3D-технологию при условии небольшой работы руками. Если у вас уже есть подержанная, но еще работоспособная камера, для реализации этого проекта вам потребуется еще один ее идентичный экземпляр.

Платформа eBay может быть хорошим местом для его поиска. Закрепите обе камеры на одной планке так, чтобы расстояние между объективами составляло около 6 см. Для одновременного срабатывания камер используйте ИК-пульт ДУ, при съемке неподвижных объектов нажимайте на кнопки спуска по очереди. Для обработки изображений мы рекомендуем использовать инструмент StereoPhoto Maker.

Нашли в кладовке старый советский фотоаппарат — не спешите выбрасывать: рассказываю за какие из них дадут от 40 000 до 300 000

Недавно прочитал статью одного фотографа, сравнивавшего старый советский фотоаппарат с современным японским.

Узнал, что техника, произведенная в СССР, по многим параметрам (судя по экспериментам этого фотографа) дала фору современной. Но сегодня речь не об этих сравнениях. Поговорим о деньгах.

Я поискал соответствующие форумы и интернет-аукционы и быстро выяснил, что советские фотоаппараты до сих пор пользуются популярностью не только у коллекционеров, но и у специалистов.

И стоят некоторые из них на сайтах-аукционах достаточно дорого.

«Зенит-14»

Это достаточно компактная советская «зеркалка» (габариты 13,9*9,4*9,8 см, вес – 860 г) с литым корпусом из алюминия и одним объективом «Гелиос 44К-4».

Выпущена заводом КМЗ (Красногорск) «ограниченным тиражом» (всего 567 штук). Производство началось в 1987 году, прекратилось в 1990.

  • замена дисков режима на головку установки выдержки;
  • совмещение настроек экспо-коррекции и светочувствительности пленки;
  • TTL-экспонометр с полуавтоматическим выставлением экспозиции;
  • самосбрасывающийся счетчик кадров;
  • электронное управление затвором и автоспуск с индикатором-светодиодом.

В комплекте шел выносной блок питания, позволяющий делать снимки на холоде. На корпусе имелось гнездо для штатива. Сейчас на сайте-аукционе https://meshok.net/ он выставлен за 60 000 рублей.

Один из первых фотоаппаратов-дальномеров малого формата и первый, выпущенный под названием «ФЭД». Поэтому часто встречается под названием «ФЭД-1», хотя официально индекс ему присвоен не был.

Производство было развернуто в Харькове, продолжалось в 1934-1955 годах, за это время было выпущено около десяти тысяч экземпляров. Затем от него отказались в пользу модели «ФЭД-2».

Фотоаппарат достаточно компактный, в металлическом корпусе, но весит всего 420 г. По сути, это «копия» немецкой Leica II. Пленку нужно было заряжать, снимая нижнюю крышку.

Было два очень мелких окна визирования – отдельно для дальномера и видоискателя. Автоматический спуск отсутствовал.

Оснащались фотоаппараты сначала «родными» объективами «ФЭД», после войны их заменили на «Индустар-10». Имелось гнездо для штатива, почему-то сильно смещенное вправо.

Сейчас на том же аукционе его можно купить за 15 000-165 000 рублей.

«Зоркий»

Выпускался на КМЗ в течение 8 лет (1948-1956). Стал первой советской малоформатной дальномерной камерой. Практически тоже копия немецкой Leica II. В дальнейшем конструкцию несущественно усовершенствовали, получив «Зоркий-2», «Зоркий-С» и «Зоркий-2С».

Первые попытки скопировать немецкую камеру предпринимались еще до войны в Харькове. После нее все необходимые документы с техническими описаниями «переехали» в Красногорск. Там было выпущено 835 502 экземпляра.

Снимали такой камерой на универсальную кинофотопленку, заряжая ее снизу. Корпус из алюминия у первых вариантов штампованный, с 1952 года – литой, гораздо меньше подверженный деформациям.

Затвор механический. При его взводе пленка автоматически перематывалась на новый кадр. Имелось стандартное крепление для штатива.

Базовый объектив – «Индустар-22», реже устанавливался «Индустар-50». Видоискатель и дальномер были «автономными».

Цены на «Зоркий» сильно варьируют. Редкие модели можно приобрести на Авито и за 60 000, и за 300 000 рублей.

«Смена-2»

Выпущенная на базе «Смены» малоформатная шкальная фотокамера. Изначально аппарат выпускался на ГОМЗ в Ленинграде (1955-1962), затем производство частично переехало в Минск на БелОМО (1958-1961).

Модель была массовой, всего выпущено 1 579 326 экземпляров.

В камере с бакелитовым корпусом использовалась стандартная пленка в кассетах, заряжающаяся через заднюю стенку. Перемотать ее было нельзя, отснятые кадры «перемещались» в пустую кассету. Имелся автоспуск.

Объектив довольно посредственный – «Триплет Т-22». Также «Смена-2» оснащалась оптическим параллаксным видоискателем и синхроконтактом «Х». При желании можно было дополнительно установить дальномер или вспышку.

Вообще эта модель сейчас не отличается дороговизной. В интернете много предложений всего за 1000 рублей. Но я нашел на Авито редкий экземпляр с двумя объективами, владелец которого уверяет, что второго такого нет. Стоимость – 200 000 рублей.

«Зенит-7»

Предполагалось, что это будет зеркальная малоформатная камера для профессиональных фотографов, но серийное производство так и не началось. «Опытные» экземпляры (всего 3024 штуки) выпускались на КМЗ в 1967-1971 годах. Габариты камеры – 15*11*10 см, вес – 1,1 кг.

Читайте также  Объемная валентинка из атласных лент

За три года конструкция претерпела неоднократные изменения. Но большинство из них были «косметическими». Варьировала окраска корпуса, расположение и дизайн обозначений на нем. Из более важных изменений:

  • появление автоспуска и отказ от него;
  • «удаление» одного из двух синхроконтактов;
  • разработка затвора с ходом шторок в горизонтальной плоскости и бесступенчатой регулировкой выдержек;
  • автоматический сброс счетчика кадров;
  • использование линзы Френеля как экрана фокусировки.

Сейчас эту камеру можно приобрести за 40 000-100 000 рублей.

Обнаружив в кладовке или на даче старый советский фотоаппарат, не спешите его выбрасывать, особенно если он в хорошем состоянии, со всеми комплектующими и документами.

Попробуйте проконсультироваться со специалистами на форумах. Вполне возможно, что, выставив его на аукционе, вы сможете выручить неплохие деньги.

Друзья, если я забыл включить в свой список какую-то дорогую модель, напишите в комментариях. Может, вы видели цены и побольше?

CHDK: вторая молодость цифровика, или что скрывает ваш Canon?

Всем нам посчастливилось жить в эпоху электронных гаджетов. Ежедневно мы сталкиваемся с целой горой соблазнов, которые для большинства оказываются не по карману: дисплеи с огромной диагональю и сверхреалистичной передачей красок, сказочно быстрые SSD-диски, смартфоны с высокой производительностью и так далее.

Наши желания зачастую расходятся с нашими возможностями, далеко не каждый человек может себе позволить жить «на широкую ногу». Поэтому между одним днем, когда впервые возникает мысль о необходимости покупки нового мобильного телефона, ноутбука, телевизора или камеры, и другим днем, когда эта мечта становится явью, как правило, проходит достаточно много времени.

Для многих цифровой фотоаппарат — это не предмет первой необходимости, поэтому вопрос о его замене поднимается куда реже, чем, скажем, вопрос о замене ноутбука или мобильного телефона. А ведь цифровая камера устаревает примерно с той же скоростью, что и любой другой электронный гаджет.

Сердцем любой цифровой мыльницы является матрица и процессор, поэтому, как только выходит следующая модель камеры с матрицей нового поколения и более мощным процессором, старый фотоаппарат начинает резко сдавать позиции. Три-четыре новых модели — и старая камера уже кажется неудобной во всех отношениях: разрешение съемки недостаточное, камера не поддерживает запись видео в HD-качестве и так далее.

Несмотря на то, что угнаться за самыми последними новинками невозможно в принципе, существует довольно любопытный способ «затормозить старение» камеры, а то и вовсе дать ей вторую жизнь.

Что же можно сделать со старым фотоаппаратом? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего необходимо задуматься о том, как работает современная цифровая камера. Когда вы включаете устройство, на экране возникает система вложенных меню с различными настройками и функциями. В зависимости от выбранных параметров этого сложного меню камера задействует те или иные аппаратные возможности. Иными словами, пока камера включена, пользователь работает в некоторой среде — программе, которая обрабатывается процессором. Эта программа называется прошивкой, и именно она ответственна за нормальное функционирование устройства. В момент съемки данные, поступившие с матрицы камеры, обрабатываются процессором согласно алгоритму, который заложен в прошивке. Например, линейка популярных камер Canon Digital IXUS после получения данных о кадре использует алгоритм JPEG-компрессии, а затем записывает файлы на карту памяти.

Самый простой путь к апгрейду камеры — замена программного обеспечения, управляющего ее функциями. К слову, в свое время на одном из космических кораблей Voyager ученые дистанционно перепрограммировали модуль передачи данных на Землю, в результате чего скорость получения информации с зонда выросла в несколько раз благодаря компрессии передаваемых пакетов. Вот так с помощью одного только обновления ПО получился апгрейд всей системы.

В случае с фотоаппаратом ситуация, на самом деле, схожая. Поскольку в процессе сохранения фотографии на карту памяти используются данные с матрицы, совсем не обязательно подвергать их ущербному алгоритму компрессии. Если сохранить их в исходном виде, мы получим RAW-файл без потери качества.

Если вы являетесь владельцем цифровой фотокамеры Canon, то можете попробовать использовать альтернативную прошивку CHDK, созданную специально для фотоаппаратов этой фирмы. CHDK работает не со всеми моделями камер Canon, но с подавляющим большинством. Для поддержки CHDK в камере должен быть установлен один из процессоров: DIGIC II, DIGIC III или DIGIC IV.

CHDK — аббревиатура, которая расшифровывается как Canon Hacker’s Development Kit. В нашей статье мы будем ее условно называть прошивкой, хотя, строго говоря, это неправильно. Canon Hacker’s Development Kit — это программа, которая запускается на вашем устройстве. Она не записывается в постоянную память камеры и не вносит никаких изменений на аппаратном уровне. Более того, если ваш аппарат находится на гарантии, официальная служба поддержки Canon не сочтет использование данного ПО нарушением правил эксплуатации. Если не верите, можете направить вопрос в официальную службу поддержки Canon относительно CHDK и проверить.

Перед тем как устанавливать CHDK, необходимо определить, какой тип прошивки используется в вашей цифровой камере. Сделать это достаточно просто. Достаньте из фотоаппарата карту памяти, вставьте ее в устройство для чтения таких карт и создайте на ней пустой файл ver.req (например, с помощью текстового редактора Notepad. Только не перепутайте — расширение должно быть именно req, а не txt). Затем вставьте карту памяти обратно в камеру Canon и переключитесь в режим просмотра фото и видео. Нажмите одновременно Func.Set + Disp., после чего будет показана информация о прошивке. В числе выведенных данных значится и номер прошивки, например Firmware Ver GM1.00B. Этот номер и потребуется для выбора версии CHDK, которую надо записать на карту. Теперь вновь вставьте карту памяти в устройство для чтения и загрузите из архива прошивок ту, которая подходит к вашей модели цифрового фотоаппарата с учетом номера прошивки. Найти большой список поддерживаемых устройств можно на сайте. На самом деле, это далеко не полный список всех прошивок CHDK, которые можно найти в Сети, поэтому, если вы не увидели в нем своей модели камеры, можно попробовать обратиться к другим сайтам. Благо через Google их найти совсем несложно.

Далее форматируем карту памяти (режим полного форматирования, файловая система FAT16). Обращаем ваше внимание на то, что карты объемом боле 2 Гбайт лучше форматировать на компьютере средствами операционной системы. Иначе существует вероятность того, что камера отформатирует носитель в файловую систему FAT32, и это не позволит прошивке загружаться.

После завершения форматирования снова вставляем карту в устройство для чтения и распаковываем содержимое архива с CHDK на карту. Все, процесс установки завершен. Теперь нужно запустить альтернативную оболочку в самой камере. Переключите карту в режим защиты от записи и вставьте ее в фотоаппарат. Перейдите в режим просмотра и нажмите кнопку Menu. После этого выберите пункт Firm Update и подтвердите свое намерение обновить прошивку, нажав ОК.

После этого камера перезапустится, мигнув синим светодиодом, использующимся по умолчанию для индикации прямой печати с камеры. Если на экране вы увидели логотип CHDK в виде пары шестеренок — все сделано правильно и прошивка готова к работе. Для последующих запусков устройства не забудьте переключить режим блокировки карты в нормальное положение. Если в процессе запуска альтернативной прошивки вдруг что-то пошло не так, проблема решается очень просто и безопасно — вытаскиванием из камеры аккумулятора.

Как увидеть альтернативное меню CHDK? Для этой цели задействована кнопка Direct Print, которой, скажем прямо, мало кто пользуется. Выберите ручной режим съемки и нажмите на эту кнопку. На экране появится <ALT>.

Можно нажать кнопку Menu — появится альтернативное меню CHDK. По умолчанию оно выводится на английском, но язык можно и сменить. Для этого перейдите к пункту Visual Settings > Language и выберите в списке файлов название нужного языкового модуля (например, Russian.lng). В меню очень много разных команд и опций, поэтому русификация совсем не лишняя.

Итак, давайте посмотрим, что же мы имеем на практике. Прошивка добавляет массу функций — как полезных, так иногда и откровенно лишних (таких как игры).

Точный перечень новых возможностей старой камеры зависит от ее модели. Например, мы попробовали альтернативную прошивку для фотоаппарата Canon Digital IXUS 800 IS и получили мощный арсенал, среди инструментов которого можно отметить следующее:

  • Стала работать опция оптического увеличения в процессе видеосъемки (ранее была недоступна).
  • CHDK дала возможность настраивать битрейт и управлять качеством снимаемого видео.
  • На экране стал отображаться индикатор уровня заряда аккумулятора. Ранее этой небольшой безделицы катастрофически не хватало.
  • На экране появилась информация о состоянии карты памяти.
  • Добавилась поддержка формата RAW с невероятным количеством опций (об этом мы расскажем подробнее).
  • Стал доступен полноценный файловый менеджер с двухпанельным интерфейсом, как у FAR.
  • Появился текстовый редактор.
  • Отображаются данные целой серии температурных индикаторов — батареи, матрицы и оптики.
  • Добавилась возможность использовать пульт дистанционного управления.
  • Стал доступен точный ручной фокус.

Кроме этого, одна из опций меню позволила создать карту плохих пикселей, благодаря чему стало возможно получать изображения без дефектных участков.

Безусловно, одним из самых важных предназначений прошивки является поддержка формата RAW в камерах, где ранее она не была реализована.

Читайте также  Соленая скумбрия в домашних условиях

После установки CHDK в камере существует два варианта сохранения данных с ПЗС-матрицы — в файлы RAW и DNG. Строго говоря, «неродной» формат RAW не имеет однозначной спецификации, поэтому использовать файлы RAW крайне неудобно, поскольку не все приложения корректно с ним работают. Чтобы исправить ситуацию, данные необходимо конвертировать в более удобный формат DNG. При этом никакая информация не теряется (в отличие от, скажем, JPG). Конвертирование может выполняться «на лету» самой камерой, либо это можно сделать самостоятельно с помощью специальной утилиты.

Обычно конечное изображение дорабатывается фотографом в Photoshop или другом подобном пакете. В графическом редакторе пользователь часто исправляет цветопередачу, используя для этой цели собственные графики кривых. Нередко форма используемых кривых остается одной и той же от снимка к снимку. Это может быть, скажем, в тех случаях, когда съемка ведется в одинаковых или схожих условиях — при аналогичной освещенности и так далее. В этом случае CHDK может существенно упростить работу фотографа. Одна из функций этой резидентной программы состоит в том, что каждый создаваемый RAW-файл может корректироваться с учетом данных пользовательской кривой.

⇡#Заключение

Мы рассмотрели лишь самые главные аспекты установки и работы с CHDK. Помимо описанных выше функций, альтернативная оболочка предоставляет массу полезных и нужных возможностей, которые могут пригодиться фотолюбителю. Частично вы можете составить представление о богатстве функций CHDK по сопровождающим статью скриншотам. Те же, кто захочет более детально ознакомиться с альтернативной прошивкой, могут смело устанавливать ее и использовать в свое удовольствие. Как уже было отмечено выше, это — абсолютно безопасная процедура.

Найди отличия. Какие западные фотоаппараты позаимствовал СССР

Советское — лучшее! При отсутствии альтернатив эта фраза для многих граждан СССР служила постулатом. Хотя некоторые советские изделия иногда отличались от западных только логотипом. Мы уже видели это на примере изделий «Электроники». То же можно наблюдать и в фотоиндустрии. ФЭД — это советская Leica, «Киев» — советский Zeiss Contax. Рассказываем об этих и других устройствах, которые лежали у истоков советской фотографии и чьи аналоги можно найти на Западе.

Leica — ФЭД и «Зоркий»

Как водится, даже в руководстве к фотоаппарату советские авторы не могли не уколоть буржуев. Так, в книжке «Фотоаппараты „ФЭД“ и „Лейка“», которая является сильно сокращенной переработкой Leica Handbuch, уже на первых страницах натыкаемся на такую фразу: «Как водится в буржуазных государствах, талантливый конструктор камеры Оскар Барнак остался в тени; слава и доходы достались предпринимателю».

Другое дело — Советский Союз. В этом руководстве за 1935 год без обиняков говорится, что «удача германской конструкции» заинтересовала советскую промышленность и вторая модель Leica была воспроизведена на харьковском заводе Трудовой коммуны НКВД им. Ф. Дзержинского. Собственно, ФЭД и является аббревиатурой от «Феликс Эдмундович Дзержинский».

Удивительно, но сейчас все мобильные устройства гонятся за псевдобоке и размытием фона, тогда как в 1935 году ценили большую глубину резкости, которая «живописно вырисовывает детали заднего плана».

Советский ФЭД (как и его вдохновитель Leica II) был небольшим компактным фотоаппаратом, рассчитанным на 35-мм пленку и формат кадра 24×36 мм. Нижняя крышка металлического корпуса была съемной. Через нее происходила зарядка пленки.

Всего до Великой Отечественной войны было выпущено порядка 160 650 фотоаппаратов ФЭД. И если в 1934 году было собрано только 1800 устройств, то к началу сороковых выпускали уже под 33 000 штук. После войны производство довольно быстро возобновилось. И уже в 1955-м с конвейера сошли почти 150 000 фотоаппаратов.

Тогда же, после войны, на Красногорском механическом заводе начали выпускать фотоаппарат «Зоркий», который был полным аналогом ФЭД. В 1951 году КМЗ освоил выпуск модели «Зоркий-3», создатели которой вдохновлялись конструкцией немецкого Leica III. В новинке была съемная задняя стенка, которая облегчала зарядку пленки. Со временем эти устройства модернизировались, от анахронизмов избавлялись опытным путем. Например, в поздних модификациях крышка не снималась, а откидывалась.

Впоследствии эти фотоаппараты пользовались популярностью у различных мошенников, которые с помощью косметических ухищрений переделывали их в «Лейки» и пытались продавать по завышенным ценам. На отдельных экземплярах, чтобы поднять их стоимость в глазах коллекционеров, даже штамповали гравировку под Luftwaffe в золотой отделке. Цену на такие устройства устанавливали в пределах от $5000 до $10 000.

На базе «Зоркого» был разработан один из первых зеркальных фотоаппаратов в мире — «Зенит». Первые модели сошли с конвейера Красногорского механического завода в 1952 году. Над механизмом подъемного зеркала расположилась пентапризма.

Voigtländer Brillant — «Комсомолец» — «Любитель»

Первые среднеформатные фотоаппараты Brillant немецкой компании Voigtländer начали выпускать в 1932 году. А в 1946-м они стали источником вдохновения для двухобъективного шкального фотоаппарата «Комсомолец» с форматом кадра 6×6 см от Государственного оптико-механического завода, который вскоре был переименован в хорошо знакомое сегодня ЛОМО (Ленинградское оптико-механическое объединение).

Над основным объективом располагался объектив видоискателя. Наводиться на резкость следовало по метражной шкале, вращая переднюю линзу объектива. Всего до 1951 года было выпущено около 28 000 таких фотоаппаратов.

Логичным развитием «Комсомольца» стал «Любитель». В нем наводка на резкость осуществлялась уже через видоискатель, который при помощи шестерен «передавал» резкость на основной объектив для съемки.

В оригинальном же Brillant до 1938 года использовалась фокусировка по типу съемки с маркировками «Портрет», «Группа» и «Ландшафт», а также стандартными расстояниями и глубиной резкости. С фотоаппаратом шла специальная небольшая таблица, где эти расстояния были прописаны. Позже была изобретена система фокусировки по непрозрачному пятну в видоискателе.

Zeiss Contax-II — «Киев-2»

Немецкой компании Zeiss Ikon в 1932 году приходилось изобретать велосипед заново, избегая нарушений патентов людей, которые придумали фотоаппараты Leica. Модель Contax отличалась металлическими многозвенными шторками с минимальной выдержкой до 1/1000 секунды и съемной задней крышкой, а ко второй версии обзавелась совмещенным видоискателем и дальномером, тогда как у конкурентов из Leica в ту пору дальномер и видоискатель по-прежнему находились в разных окулярах.

В 1947 году именно конструкцию Contax-II и Contax-III взяли за основу на киевском заводе «Арсенал» для производства линейки фотоаппаратов «Киев». Оборудование для производства этих устройств, а также документацию от фирмы Zeiss Ikon Советский Союз получил в счет репараций после войны. А потому первые модели «Киев-2» собирались из немецких комплектующих.

Новинку в первую очередь рекомендовали для покупки фоторепортерам, так как за счет движения шторок вдоль короткой стороны кадра сверху вниз были возможны очень короткие выдержки вплоть до 1/1250 с. Да и совмещенный дальномер-видоискатель позволял более оперативно делать снимки с хорошей резкостью.

Энтузиаст фотодела Питер Хенниг, знакомя западную аудиторию с копией разработок Contax, процитировал одного шведского продавца, торговавшего советскими фотоаппаратами: «Это не советская камера — это немецкая камера, сделанная в Советском Союзе».

Линейка фотоаппаратов «Киев» не стояла на месте и постоянно дорабатывалась. Иногда неудачно, в результате чего изначальная немецкая надежность терялась. Со временем под этим названием на смену дальномерным пришли зеркальные устройства.

Ikonta C 521/2 — «Москва-1»

Вместе с наработками по фотоаппаратам Contax в счет репараций было перевезено и производство среднеформатных камер Ikonta, которые в СССР приобрели название «Москва». Первый фотоаппарат из этой линейки был собран на Красногорском механическом заводе в 1946 году.

«Москва-1» представляла собой копию Ikonta C 521/2 с откидными передней и задней стенками. При откидывании раздвигался мех, на конце которого находился объектив «Индустар» (f/4,5). Путем вращения линзы производилась наводка на резкость по метражу. К 1949 году было выпущено 31 632 таких фотоаппарата.

Более массовой стала модификация «Москва-2» со встроенным дальномером. С видоискателем он совмещен не был, но механически связывался с передней линзой объектива. До 1956 года было выпущено более 197 000 таких фотоаппаратов.

Hasselblad 1600F — «Салют»

В 1957 году на все том же киевском заводе «Арсенал» освоили производство модульной системы «Салют». Это был среднеформатный зеркальный фотоаппарат, который повторял конструкцию шведского Hasselblad 1600F. Короткая выдержка металлических гофрированных шторок обеспечивал выдержку вплоть до 1/1600 с.

Складывающаяся светозащитная шахта, объектив и кассетный блок были съемными. Их можно было заменять по желанию владельца. В комплекте поставки находилась вторая кассета для съемки, что позволяло фотографу более гибко выбирать чувствительность и подбирать тип пленки.

Всего было выпущено около 50 000 «Салютов». Один раз за жизненный цикл они пережили переработку: был убран автоспуск и выдержка 1/1500 с. В 1972 году модернизированный фотоаппарат получил название «Салют-С». Таких было выпущено 30 000 штук. С 1980 года эта модель под названиями «Зенит-80» и «Киев-80» предназначалась для экспорта.

Со временем пальму первенства на рынке фотоаппаратов перехватили японские фирмы. Сместился также вектор заимствований советских конструкторов. Да, в СССР выходили и оригинальные устройства, дорабатывались модели, произведенные по немецким технологиям. Но с 1960-х годов в советских магазинах можно было отыскать в том числе копии японских Ricoh, Olympus, Konica и Minolta.

Например, первый автоматический фотоаппарат «Зоркий-10» очень похож на Auto 35V.

Читайте также  Как я сделал удобную подставку для хранения инструмента в ящике

А разошедшийся партий в 110 000 экземпляров миниатюрный «ФЭД-Микрон» напоминает Konica Eye.

Его последователь «ФЭД-Микрон-2» мог позаимствовать конструкцию у Konica C35.

А выпускавшийся с 1960 года Minolta-16 едва уловимо напоминает миниатюрный фотоаппарат «Киев-Вега».

Старинные фотоаппараты. Кратко.

Фотоаппараты были изобретены более столетия назад. С тех пор многое кардинально изменилось в принципе их работы, дизайне, размерах. Сохранившиеся фотокамеры прошлых лет и технологий теперь обрели новый статус – стали антиквариатом. Получив такой старинный фотоаппарат в наследство от старших родственников, или случайно обнаружив на чердаке старой дачи, вероятно, многие задумываются, что же с таким раритетом делать? Продать или обрести изысканное хобби и с малого перейти к большему, начать коллекционировать старые фотоаппараты? Оба пути требуют некоторого погружения в детали…

Выдержки из истории развития фотографии

Современные средства создания фотографий – результат длительной работы множества исследователей. Каждый из них двигался по следам предшественников, внося свои обновления. В 20-х гг. XIX века было создано первое устройство, напоминающее нынешние фотоаппараты: камера-обскура французского изобретателя Ж.Н. Ньепса. Десятилетием позже она была усовершенствована химиком Л.Ж. Дагером; выполняемые его методом снимки получили название «дагерротипов».

В 1865 г. англичанин Т. Сэттон патентует зеркальный объектив, в 1889 г. появляется рулонная пленка «Kodak», в 1904 г. стараниями братьев Люмьер мир видит первые цветные фото. В те же годы в России свою собственную уникальную технологию получения цветных фотографий изобретает русский химик и фотограф С.М. Проскудин-Горский. Однако в дальнейшем его метод не получил широкого распространения.

Старинные фотоаппараты. Кратко., фото № 1

на фото. Фотограф середины XIX века.

Первой компанией, начавшей массовое производство фотокамер, стала легендарная Leica. Это произошло в 1925 г., после революционного изобретения немецким инженером О. Барнаком малоформатной камеры. Так, помимо профессионалов, к фотографии получили доступ и любители.

Отечественная фотоиндустрия

Активное развитие фотоаппаратостроения на территории России начинается в 30-х гг. прошлого века. Наиболее массовыми среди первых отечественных моделей фотоаппаратов были «ФЭД» и «Фотокор». Всего к началу войны 1941-45 гг. было выпущено примерно 20 моделей и модификаций фотокамер разного класса.

В первые послевоенные годы основная часть новых фотоаппаратов являлась точным или частичным повторением лучших образцов трофейной немецкой фототехники. К примеру, двухобъективная зеркальная камера «Комсомолец», складной фотоаппарат формата 6х9 «Москва» и др. В дальнейшем происходило усовершенствование таких моделей.

Старинные фотоаппараты. Кратко., фото № 2

Расцвет советской фотоиндустрии пришелся на 60-е гг. XX века. Ежегодно выпускалось более миллиона камер разного класса и назначения («Ленинград», «Киев», «Зенит», «Зоркий», «Старт», и др.). Наступала эра 35-миллиметровых камер, позволяющих автоматизировать процесс съемки.

Классификация старинных фотоаппаратов

Не существует четкой единой классификации аппаратов, поскольку их конструкции чрезвычайно разнообразны и сложно поддаются обобщению. В целом советские фотоаппараты можно разделить по следующим признакам:

  • тип фотоаппарата (зеркальный, незеркальный);
  • назначение (массовый, специальный (для технической, научной съемки));
  • размер кадра (крупноформатный, малоформатный, миниатюрный);
  • вид применяемого фотоматериала (пластиночный, пленочный);
  • устройство видоискателя и способ наведения на резкость;
  • степень автоматизации экспонометрии;
  • устройство корпуса;
  • тип затвора.

Кроме того, по своим техническим решениям старые фотокамеры условно разделяются на два основных вида:

  • Любительские. Настроены на максимальную автоматизацию, упрощение процесса съемки для неподготовленных пользователей.
  • Профессиональные. Имеют расширенный диапазон ручных настроек и спектр условий эксплуатации, а также увеличенные механические ресурсы.

Сколько стоят старые фотоаппараты?

Многие любители техники вообще и фотографии в частности занимаются коллекционированием фототехники. Основной тематической линией коллекции может быть период или страна выпуска, фирма-производитель, принадлежность знаменитым фотографам. Постоянный рост цен на старинные фотокамеры говорит о том, что спрос на них не угасает.

Цена зависит от нескольких факторов и прежде всего – от спроса на конкретную модель в определенном регионе. Особенно ценятся раритетные модели, вышедшие ограниченной серией или оставшиеся в незначительном количестве экземпляров. Большое значение имеет степень сохранности фотоаппарата, а также история его «жизни», известность бывших владельцев. Чем древнее «экспонат», чем лучше он сохранился, чем богаче была его судьба, тем выше на него спрос, а значит и цена.

Старинные фотоаппараты. Кратко., фото № 3

Распространенные модели советских фотокамер можно приобрести в пределах 10-100$ за штуку. Существует и кардинально иной порядок цен. К примеру, дагеротипная фотокамера Susse Freres была продана на венском аукционе почти за 800 000$. Аппарат оснащен золотым объективом и имеет автограф изобретателя Луи Дагера. Еще пример: мировым рекордом стала продажа на аукционе в Австрии фотоаппарата Leica M3D-2 почти за $2 млн. Камера принадлежала военному фотографу Дэвиду Дугласу Дункану, освещавшему события Вьетнамской войны.

Старинные фотоаппараты. Кратко., фото № 4

Где покупают старые фотоаппараты?

Приобрести новый экспонат для своей коллекции можно в антикварном магазине, на обычной барахолке или на специализированных веб-сайтах. В интернете коллекционеры и перепродавцы объединяются в сообщества. Там можно отыскать и купить раритетные фотоаппараты любой редкости и стоимости, или же просто обменяться на какую-то другую ценность.

Старинные фотографические аппараты могут служить не только украшением интерьера или быть в составе коллекции. Многие из них еще вполне способны – и в течение долгого времени – выполнять свои непосредственные функции, то есть фотографировать. В пленочных фото есть свое неповторимое очарование.

Кроме того, коллекционирование фотоаппаратов может стать прибыльным бизнесом. Здесь время работает в сторону постоянного увеличения цены. Это стоит помнить и тем, кто желает выгадать на продаже раритета и тем, кто хочет пополнить свою антикварную коллекцию.

Фотоаппараты советских времен (22 фото)

Если на вашем выпускном вечере еще не было новомодных цифровых камер,
а лишь только состоятельные родители имели возможность запечатлеть
памятные моменты при помощи редких фотоаппаратов советских времен,
тогда вам точно будет интересно вспомнить все эти раритетные фотокамеры
из прошлого, которые вы увидите в продолжении поста.
Думаю, любого, кто серьезно увлекается фотосъемкой, захлестнет волной ностальгии ;)

Год выпуска: 1969-1983
Название: «Этюд»
Производитель: ММЗ
размер кадра: 4.5×6 см
Объектив: мениск 11/60
Количество: ± 1.500.000 единиц. первоначальная цена — 7 рублей.

Фотоаппараты советских времен (22 фото)

Год выпуска: 1976-1986
Название: «Любитель-166»
Производитель: ЛОМО
Объектив: Триплет-22 4.5/75

Фотоаппараты советских времен (22 фото)

Суперхит всех времен и народов
Год выпуска: 1970-1992
Название: «Смена-8М»
Производитель: ЛОМ
Объектив: Триплет-43 4/40
Количество: 21 041 191 шт. (включая «Смена-8»). Первоначальная цена (в 1986 году), 15 руб.

Фотоаппараты советских времен (22 фото)

Год выпуска: 1979-1986
Название: «Алмаз-103»
Производитель: Lomо
Размер кадра: 24×36 мм
объектива. MC Волна 1.8/50

Фотоаппараты советских времен (22 фото)

ГОД ВЫПУСКА: 1956-1972
НАЗВАНИЕ: «ЗОРКИЙ-4»
ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: КМ
РАЗМЕР КАДРА:. 24X36
ОБЪЕКТИВ:. ЮПИТЕР-8 2/5
КОЛИЧЕСТВО: 1.715.677 ЕДИНИЦ

Фотоаппараты советских времен (22 фото)

Год выпуска: 1966-1987
Название: «Зенит-Е»
Производитель: КМЗ / БелОМ
размер кадра:. 24×3
Объектив:. Индустар-50-2 3.5/5
Гелиос-44-2 2/5
Количество: более 3 миллионов единиц.

Фотоаппараты советских времен (22 фото)

Фотоаппараты советских времен (22 фото)

Год выпуска: 1976-1989
Название: «Зенит-TTL»
Производитель: КМ
размер кадра:. 24×3
Объектив:. Гелиос-44М 2/5
Количество: 1.632.212 единиц.

Фотоаппараты советских времен (22 фото)

В производстве с 1992
Наименование: «Зенит-312m»
Производитель: КМЗ » Сделано в России «
размер кадра:. 24×3
Объектив:. MC Зенитар-M2s 2/5
Количество: 71,834 единиц.

Фотоаппараты советских времен (22 фото)

Год выпуска: 1961-1969
Название: «Киiв Вега 2»
Производитель:. Киевский Арсена
размер кадра: 10×14 мм
объектива. Индустар-М 3.5/2
Количество: неизвестно.

Фотоаппараты советских времен (22 фото)

Год выпуска: 1973-1987
Наименование: «Киев-15 TEE»
Производитель: Арсенал (Киев
Размер кадра:. 24×3
Объектив:. Гелиос-81 2/53

Фотоаппараты советских времен (22 фото)

Год выпуска: 1972-1983
Название: «Салют-С»
Производитель: Арсенал (Киев
Размер кадра:. 6х
Объектив:. Вега-12Б 2.8/9
Количество: ± 30,000 единиц.

Фотоаппараты советских времен (22 фото)

Год выпуска: 1964-1975
Название: «ФЭД-4»
Производитель: FE
размер кадра: 24×3
Объектив: Индустар-61 2.8/52
Количество: 633,096 единиц (всех типов).

Фотоаппараты советских времен (22 фото)

Год выпуска: 1986-1995
Название: «ФЭД-50»
Производитель: FE
размер кадра: 24×3
Объектив:. Индустар-81 2.8/3
Количество: 107,530 единиц. Первоначальная цена (в 1986 году), 90 руб.
Существующие также необычные памятные версии «ФЭД-70 лет».

Фотоаппараты советских времен (22 фото)

Год выпуска: 1971-1995
Название: «Смена Символ»
Производитель: ЛОМ
Объектив: Триплет-43 4/40
Количество: 4.181.469 единиц. Первоначальная цена (в 1986 году), 20 руб.

Фотоаппараты советских времен (22 фото)

Год выпуска: 1965-1969
Название: «Чайка»
Производитель: ММ
Размер рамы: 18х24
Объектив: Индустар-69 2.8/28
Количество: 171,400 единиц.

Фотоаппараты советских времен (22 фото)

Год выпуска: 1977-1983
Название: «Орион ЕЕ»
Производитель: БелОМ
размер кадра: 24×3
Объектив: Триплет 69-3 4/40
Первоначальное название — Вилия EE.
Количество: ± 500,000 единиц

Фотоаппараты советских времен (22 фото)

Год выпуска: 1966-1977
Название: «Сокол Автомат»
Производитель: ЛОМО
размер кадра:. 24х36 с
Объектив:. Индустар-70 2.8/5
Количество: 298,855 единиц (всех типов). первоначальную цену (в 1966 году) — 145 рублей.

Фотоаппараты советских времен (22 фото)

Год выпуска: 1973-1983
Название: «Вилия Aвто»
Производитель: БелОМ
размер кадра: 24×3
Объектив: Триплет 69-3 4/4
Количество: ± 2 млн. единиц.

Фотоаппараты советских времен (22 фото)

СП «Svetozor-Polaroid» было основано 1989 году и прекратило свое существование в 1999 году.
Учредителями СП «Svetozor»
1. Polariod Europe BV (49% акций
2. ПО «Балтиец (бывший военный завод в городе Нарва, Эстония. Обанкротился и реорганизован в 1993 г.
3. ПО «Сигнал» (Обнинске, Московская обл., в настоящее время это ОАО «Приборный завод Сигнал»
4. Московский НИИ ВНИИРТ ( Научно-исследовательский институт радио технология)
Формат пленки: Polaroid 600, 10, 20-кадровые пакет
* Тип объектива: 106 м
* Фокус: Автоматический, от 0,6 м до бесконечности
* Диапазон выдержки: 1/3 до 1/20
* Диафрагма: f/14 f/42, чтобы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: